Македония выбирает название и геополитический курс

Фемида Селимова

В воскресенье в бывшей югославской республике Македония пройдет референдум по изменению названия страны на Республика Северная Македония. Он будет проведен в соответствии с так называемым Преспанским соглашением, достигнутым Афинами и Скопье в июне этого года. На голосовании жителям страны предстоит ответить на вопрос: «Выступаете ли вы за членство в Европейском союзе и НАТО, принимая соглашение между Республикой Македонией и Греческой Республикой?»

Македонцам предстоит поистине исторический выбор. Возможно, они сделали бы его раньше, найди Скопье и Афины компромисс в сложном споре, который тянулся долгих 27 лет и закончился летом 2018 года. 17 июня министры иностранных дел Греции и Македонии Никос Котзиас и Никола Димитров на берегу озера Преспа на границе между обеими странами подписали соглашение, в соответствии с которым бывшая югославская республика переименовывается в Республику Северная Македония. Напомним, после того как в 1991 году в результате распада Югославии Македония обрела независимость, Греция выступила против того, чтобы на ее северных границах появилось самостоятельное государство с названием, полностью созвучным с именем одной из своих исторических областей.

Афины видели в этом посягательство на свою историю, наследие и даже на территориальную целостность. Они заняли непримиримую по отношению к Скопье позицию, блокируя любые ее инициативы на международной арене, и требовали сменить название. При этом греческие власти предлагали сначала варианты без слова «Македония» вообще (Республика Скопье и тому подобные названия), но в итоге согласились и на название с этим словом, однако с уточнением, какая именно Македония. Если голосование завершится положительно, то в январе следующего года македонский парламент должен будет утвердить внесение в Конституцию соответствующих поправок. За них, в свою очередь, должны будут проголосовать большинство депутатов. После этого соглашение также должно быть ратифицировано Грецией.

Преспанское соглашение приблизило Скопье к своей давней и заветной мечте – вступить в Евросоюз и НАТО. Спустя девять дней после его принятия Совет ЕС открыл Македонии путь к переговорам о вступлении в сообщество в июне 2019 года. Уже в июле еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан и премьер-министр страны Зоран Зуев определили формат переговоров о присоединении страны к Евросоюзу. Между тем в самом македонском обществе на сегодняшний день нет единства по вопросу переименования страны. За соглашение с Афинами выступают партии, представляющие албанское меньшинство, а также члены правящей коалиции. Это Социал-демократический союз Македонии, Либерально-демократическая партия и «Демократическое обновление Македонии». Они видят в нем исторический шанс Македонии для ее интеграции в Евросоюз и НАТО.

В отличие от сторонников соглашения между Скопье и Афинами его противники считают, что оно несет в себе угрозу национальной идентичности македонцев и ставит страну в зависимость от иностранных держав. Самый активный противник референдума – крупнейшая оппозиционная партия «Объединенная Македония». Ее лидер Янко Бачев выступает за развитие и укрепление российского внешнеполитического вектора страны и призывает македонцев бойкотировать голосование, чтобы явка не превысила необходимые 50% от общего числа избирателей.

Против смены названия Македонии выступает ее президент Георге Иванов, который дважды отказался подписать закон о ратификации соглашения с Грецией, судьбу которого теперь определит население страны на референдуме. На днях, встречаясь с македонской диаспорой в американском Детройте, Иванов заявил, что не намерен участвовать в предстоящем голосовании. При этом он напомнил, что 27 лет тому назад на референдуме граждане Македонии высказались за то, чтобы их страна стала «суверенной и независимой, с правом создавать ассоциации с независимыми государствами бывшей Югославии». «Граждане Македонии два раза выражали мне доверие для того, чтобы я не позволял менять Конституцию и название страны, чтобы не принимал идеи и предложения, которые могли бы поставить под угрозу национальную идентичность, особенность македонской нации и македонского языка. Я не отказываюсь от своих убеждений», – цитирует македонского лидера агентство Tanjug.

Впрочем, в отличие от Иванова ради возможности вступления в НАТО и ЕС 57% македонцев поддерживают изменение названия страны. Об этом свидетельствуют данные опроса аналитического центра «Международный республиканский институт» (IRI).

Предстоящему голосованию в Македонии западные политические лидеры придают большое значение. В его преддверии Скопье посетили генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, канцлеры ФРГ Ангела Меркель и Австрии Себастьян Курц, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, глава германского МИДа Хайко Маас, министры обороны США Джеймс Мэттис и Италии Элизабетта Трента. В ходе своих встреч с македонским руководством они подчеркивали важность изменения названия страны, напомнив, что положительный результат референдума откроет ей путь в ЕС и НАТО.

Подчеркивая приоритетность вступления Македонии в Евросоюз и НАТО, в то же время ее руководство заявляет о важности сотрудничества с Россией. Между тем в Скопье опасаются, что его интеграции в ЕС может помешать Москва, повлияв на общественное мнение в Македонии. «Речь идет о сознательных и целенаправленных информационных вбросах, нагнетании русофобской истерии, запугивании людей «русской угрозой» с целью достижения конкретных внутри- и внешнеполитических задач», – прокомментировал газете «Нова Македония» обвинения в адрес Москвы российский посол в Македонии Олег Щербак.

Независимая газета. 27.09.2018

Читайте также: