В Минске ищут премьера
Антон Ходасевич
Президент Белоруссии Александр Лукашенко пригрозил правительству отставкой. Однако в Минске не уверены в том, что он осуществит свои угрозы. К тому же замена чиновников никак и ни на что не способна повлиять, поскольку экономическую политику в Белоруссии определяет президент. Нынешний гнев главы государства – не более чем пиар-акция в начавшейся уже гонениями на журналистов избирательной президентской кампании.
Местная общественность бурно обсуждает гнев президента Белоруссии Александра Лукашенко по поводу равнодушно-безразличного отношения правительства к его поручениям. Как сообщалось, разнос чиновникам Александр Лукашенко устроил во вторник, во время посещения Оршанского района. Он кричал, стучал кулаками по столу, снял с должностей двух министров и потребовал уже на этой неделе представить кандидатуры всех остальных членов правительства, включая высшее руководство.
Местные аналитики, конечно, впечатлены эмоциональностью главы государства, однако в своих комментариях отмечают, что и народ, и чиновники уже давно привыкли к тому, что президент все время «жесточайше» чего-то требует, а ничего не меняется. «Спектакль «Жесточайший спрос» в афише уже 24 года», – пишет по этому поводу политический обозреватель Александр Класковский. «Можно предположить, что, остыв, он скажет: ладно, дам Кобякову последний шанс», – полагает эксперт.
Сомневается в осуществимости угроз и политолог Валерий Карбалевич. Страшилки президента не всегда заканчиваются какими-то шагами, напоминает он. К тому же экономика Белоруссии сейчас на подъеме, и замена правительства в этот момент выглядит не очень логичной. К мнению, что Лукашенко «погорячится и даст нынешнему главе правительства «еще один шанс», склоняются и другие аналитики.
К тому же большинство экспертов склонны считать, что замена фигур никак не может сказаться на положении дел в стране, ведь экономическую политику определяет совсем не правительство, а президент. Напомним, что еще буквально пару лет назад в Белоруссии на уровне правительства всерьез велась дискуссия о возможных реформах. Прекратилась она после того, как Александр Лукашенко просто убрал главных реформаторов из власти. Тогдашний помощник президента Кирилл Рудый уехал послом в Китай, а тогдашний заместитель министра экономики Александр Заборовский – в Вашингтон, где занял должность советника исполнительного директора МВФ. Еще раньше был отправлен из кресла вице-премьера возглавлять Банк развития рыночник Сергей Румас. Александр Лукашенко привечает только тех чиновников, которые не ратуют за реформы и даже не пытаются сказать ему, что его указания не выполнимы, даже если понимают это. «Если люди, которых назначает президент или дает согласие на их назначение, безразлично относятся к его поручениям, то это значит, что не с людьми что-то не так, а с тем, кто дает им эти поручения. Потому что скорее всего это означает, что они не могут их выполнить. Даже под угрозой снятия с работы, направления на работу в Оршу и даже посадки в тюрьму», – рассуждает по этому поводу некогда соратник Лукашенко, работавший в первые годы его прихода к власти начальником управления общественно-политической информации администрации президента Александр Федута. Он убежден в том, что приход в правительство других людей ничего не изменит: «Новые будут такими же». «Примерно раз в два года повторяется истерика по поводу того, что правительство ничего не делает, а люди в правительстве остаются одни и те же. Даже если их снимают со скандалами, то потом назначают на те же места, а некоторых даже повышают», – напоминает эксперт.
В экспертной среде высказывается мнение, что нынешний гнев – не более чем пиар-акция в начавшейся уже гонениями на журналистов избирательной кампании Лукашенко. Несмотря на положительную динамику, белорусская экономика остается проблемной – огромный государственный сектор старый и убыточный, зарплаты там низкие, много бесхозяйственности, что и вызвало гнев белорусского президента в Орше. Вероятно, это понимает и сам Лукашенко, поэтому, как всегда, в таких ситуациях включается сюжет «хороший царь и плохие бояре». Наконец, как дал понять сам президент, чтобы просто помнили, кто в доме хозяин. «Все надо было бросить сюда, чтобы показать, что президент в стране есть и что он управляет страной, если уж на то пошло», – признался белорусский лидер в мотивах своего праведного гнева.
Тем не менее местные аналитики перечисляют возможных кандидатов на пост главы белорусского правительства, и, как следует из многочисленных высказываний и публикаций, «скамейка запасных» не так уж пуста. Например, пост первого вице-премьера сейчас занимает Василий Матюшевский, который по своим взглядам является скорее рыночником, но как-то умудряется сочетать это с совершенно нерыночной политикой Александра Лукашенко. С его подачи вроде и происходят какие-то реформаторские действия, но происходит это по правилам действующей власти. Менее рыночными взглядами, но вполне крепкой рукой обладает покидающий пост министра Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Сидорский. Он уже возглавлял когда-то белорусское правительство, но в белорусской практике случаи возврата в прежние кресла не редкость. Тем более после опыта работы в ЕЭК. Есть шансы занять премьерское кресло и у нынешнего замглавы администрации президента, некогда министра экономики Николая Снопкова. Он также умеет ограничивать свои либеральные взгляды парадигмой политики Александра Лукашенко. Впрочем, аналитики называют среди возможных преемников Андрея Кобякова даже ярых рыночников – Кирилла Рудого и Сергея Румаса, однако вероятность того, что накануне выборов президент будет проводить рыночные реформы, крайне низка.
Независимая газета. 15.08.2018