Украинская гривна сдает позиции
Татьяна Ивженко
Миссия Международного валютного фонда (МВФ) на 2 недели приедет в Киев в сентябре. Экономисты считают, что решение о визите свидетельствует, что МВФ скорее всего выделит еще один транш утвержденного в 2015 году кредита до конца года. Украинская сторона надеется начать переговоры о новой кредитной программе.
Сейчас действует программа расширенного финансирования (EFF). Ее утвердили после смены власти в Украине в 2014 году. Предполагалось, что в течение четырех лет (до марта 2019 года) Киев получит 17,5 млрд долл. Первый транш в размере 5 млрд долл. был перечислен сразу же, в марте 2015 года. Второй (1,7 млрд долл.) поступил в августе того же года, еще по 1 млрд долл. – в сентябре 2016-го и в апреле 2017 года. Весь период кредитования Украина и МВФ вели переговоры о реформах, являющихся условием продолжения сотрудничества.
Сейчас актуальными остаются три требования: о начале работы Высшего антикоррупционного суда (все законы о его создании были приняты Верховной радой весной с.г.); о повышении цен на газ для населения до рыночного уровня; о бюджетной дисциплине. Два последних вопроса остаются спорными. Украинское правительство в этом году несколько раз откладывало повышение цены на газ. Оппозиция, критикуя власть за высокие тарифы, набирает политические баллы. Ведь повышение стоимости газа влечет за собой подорожание услуг ЖКХ, а также продуктов и товаров. Один из лидеров «Оппозиционного блока» Александр Вилкул заявил: «В Украине от 50 до 90% товаров из социальной корзины не просто сопоставимы с европейскими ценами, а подчас и выше. При этом в нашей стране самые низкие в Европе пенсия и зарплата».
Правительство планово повышает минимальный уровень выплат, но рост доходов населения не поспевает за ценами. Экономист Алексей Кущ сказал «Апострофу», что вопрос не в повышении зарплат и пенсий, а в покупательной способности этих денег. «К сожалению, экономическая модель, которая применяется сегодня, предполагает наполнение бюджета за счет постоянной инфляционной накачки», – отметил он. Кстати, в августе украинская гривна стала сдавать позиции. За последние две недели национальная валюта существенно подешевела: на начало месяца курс составлял 26 грн / 1 долл., сейчас – 27,5 грн / 1 долл. Национальный банк Украины пытается погасить процесс девальвации точечными интервенциями на валютном рынке, однако результата эти действия пока не дают. Экономист Александр Охрименко в своем блоге отметил, что процесс может даже ускориться. Одной из причин он назвал эмиссию гривны для механического повышения зарплат и пенсий: «Эмиссия может быть скрытая, когда Нацбанк выкупит ОВГЗ из баланса госбанков, которые они получили от Минфина Украины, во время проведения их докапитализации; или заплатит десятки миллиардов гривен в виде налогов на свой доход по результатам 2018 года. В этой ситуации курс гривны может просто не устоять и начнется девальвация, так как пустых денег резко станет больше в экономике Украины».
Кроме того, как предположил Охрименко, на ситуацию повлияет вероятный перевод денег украинского бизнеса в офшоры накануне выборов, поскольку «непонятно, кто будет новым президентом, а для бизнеса это всегда большие риски». Существует и объективный риск политической нестабильности в период предвыборной кампании и после голосования. Кроме того, как отметил эксперт: «В Украине могут ввести военное положение, чтобы не проводить выборы, из-за этого по экономике будет нанесен ужасный удар». Эти и другие факторы могут повлиять на курс гривны в ближайшие месяцы: «А девальвация – это рост цен и падение ВВП».
Экономист Алексей Кущ считает, что причина кроется в «рентной» экономической модели. Он пояснил, что «базовые элиты кормятся с 3–4 базовых финансовых потоков, которые генерируются внутри страны: на таможне, на рынке энергоресурсов и коммунальных тарифов, а также в бюджетной сфере и системе государственных закупок… Снимают сливки с этих финансовых потоков в размере 20–30% в год, что равно примерно 5 млрд долл…» При такой системе, по словам Куща, 1% населения относится к богатым, а 99% живут в нищете, среднего класса нет.
Еще один лидер «Оппозиционного блока» Сергей Левочкин отметил, что в Украине нарастает бюджетный кризис: планы по доходам не выполняются, что влечет за собой невыполнение расходной части. «На чем же экономит власть в 2018-м? Недофинансирование коснулось практически всех cтатей бюджета, но по-разному. Меньше всего власть экономит, к примеру, на СБУ – по общему фонду госбюджета профинансирована на 97,2%, Генпрокуратура – на 92,3%. А вот здравоохранение недофинансировано на 49%, экономика – на 45%, духовная и физическая культура – на 29%, охрана окружающей среды – на 21%, образование – на 11%», – написал депутат. Он подчеркнул, что в этом году появилась такая проблема, как долги по зарплатам и задержки с выплатой пенсий. В итоге задолженность населения за оплату коммунальных услуг достигла рекордного показателя в 39 млрд грн (более 1,5 млрд долл.).
В такой ситуации политически опасно выполнять требование МВФ об очередном повышении цен на газ, считают эксперты. Тем более что в 2019 году в Украине запланированы президентские и парламентские выборы. Депутат прошлых созывов Верховной рады Михаил Поживанов написал в своем блоге, что выход из ситуации может быть в отставке правительства. Он обратил внимание, что летом в Киеве стали циркулировать слухи о том, что Владимиру Гройсману придется уйти с поста премьера в сентябре-октябре. «Это может означать, что именно Гройсман назначен на роль того, кто отведет удар от Петра Порошенко», – написал бывший депутат. Он не исключил, что нынешний премьер возьмет на себя негатив от неизбежного повышения цен на газ, после чего будет уволен.
Но есть еще один вопрос, который не может быть решен без правительства. Речь идет о сотрудничестве с МВФ. Украина вступила в период пиковых выплат по прежним внешним заимствованиям. Экономическая ситуация не позволяет вернуть долги за счет внутреннего роста. Требуются новые кредиты.
Независимая газета. 14.08.2018