Правительство Пашиняна преодолело рубеж в 100 дней
Саркис Мартиросян
Исполнилось 100 дней со дня назначения Никола Пашиняна премьер-министром Армении. В честь этого события в Ереване на площади Республики 17 августа прошел митинг, в котором участвовало до 130 тысяч человек. Массовый характер участия граждан в заблаговременно анонсированном «отчете» главы правительства перед народом продемонстрировал достаточно масштабную общественную поддержку деятельности новых властей по крайней мере на данном политическом этапе.
Конечно же, столь внушительное число участников митинга – это еще не весь народ. Но результаты пока единственного опубликованного социологического опроса, проведенного в последнее время в Армении общественным фондом «Глас народа», фиксируют, что 74% респондентов в принципе готовы проголосовать на будущих парламентских выборах за ту политическую колонну, в составе которой будет Никол Пашинян.
Стоит особо отметить: возглавляемое им правительство по-прежнему остается правительством парламентского меньшинства, что на постсоветском пространстве не имеет прецедентов. Кроме того, оно продолжает работать в условиях очень непростого сосуществования с прошлой властью и ее представителями не только в парламенте, но и исполнительной власти, а также судейском корпусе.
Последнее обстоятельство, по мнению Н.Пашиняна, является помехой для борьбы с коррупцией. «Думаю, мы должны серьезно обсудить вопрос создания инстанций «правосудия переходного периода», так как в нашем законодательстве есть проблемные вопросы», - сказал премьер-министр.
Подводя итоги деятельности нового правительства, остановимся на ряде моментов, которые, на наш взгляд, имеют ключевое значение с точки зрения ее общественного восприятия.
Антикоррупционная кампания, действительно, получила достаточно впечатляющую поддержку в обществе. Одним из главных достижений правительства Н.Пашиняна стало значительное повышение уровня конечного исполнения всех статей бюджета и резкое снижение уровня коррупции государственных чиновников в большинстве социальных программ, которые субсидируются из бюджета. Ранее, и это не было в Армении особым секретом, данные средства просто разворовывались, либо доходили до адресатов в урезанном виде. Это же касается расходов бюджета в оборонной сфере, которые в течение десятилетий был практически бесконтрольными. О величине «распила» бюджетных средств по различным направлениям в течение последних лет говорили оппозиционеры, международные организации и эксперты, оценивая его в целом примерно в 1 млрд долл. США (при бюджете в 2,5 млрд долларов).
Вместе с тем во всем, что касается антикоррупционной кампании, есть и немалая доля критики как со стороны прессы, так и со стороны экспертов. Прежде всего, отмечается невысокий уровень системности кампании, но, видимо, тут играет большую роль недостаточность законодательной базы. Пока повлиять на это правительство не может, т.к. не обладает большинством в парламенте. Кроме того, авторы ряда критических замечаний указывают на то, что антикоррупционная кампания пока не очень сильно задела семью третьего президента Сержа Саргсяна. Против этого политика и его ближайшего окружения общество настроено достаточно жестко. Взятие под стражу бывшего главы его личной охраны, братьев и племянников, а затем освобождение части из них и последующий выезд за пределы Армении не прибавили очков правительству в рамках антикоррупционной кампании.
Но здесь важно другое: правоохранительные органы в рамках кампании стремятся действовать в рамках закона. Этим, собственно, и отличается антикоррупционная кампания правительства Пашиняна от действий администрации президента М.Саакашвили в Грузии в 2000-х годах, с которой ее иногда сравнивают.
Результатом новой политики представляется положительное сальдо между прибывающими и отбывающими гражданами Армении, которое с 10 мая по 14 августа составило без малого 30 тыс. человек. А это, по словам Н.Пашиняна, является свидетельством первых признаков преодоления миграционного кризиса. Возможно, что эта оценка преждевременна, но после 10 лет (!) отрицательного миграционного сальдо не упомянуть о ней было просто нельзя.
Есть положительные подвижки и в экономической сфере. Впервые за долгие годы объемы привлеченных средств на 11 млрд драмов (около 23 млн долларов) превышают объемы вывезенного капитала. Пусть эта цифра невелика и неустойчива, но это позитивное новое в финансовой сфере страны. Рост ВВП по итогам первой половины года составил 7,2%, и имеется устойчивая тенденция к тому, что будет превзойден обновленный в июне прогноз Всемирного банка на 2018 год о росте ВВП Армении на 4,1%. Одновременно, следует констатировать, что признаки сколь-либо существенного притока иностранных инвестиций пока отсутствуют.
Продолжается расследование дела о событиях 1 марта 2008 года, когда в результате поствыборных акций протеста произошли столкновения между сторонниками экс-президента Левона Тер-Петросяна и представителями правоохранительных структур. Напомним, тогда в результате столкновений погибли 10 человек, из которых двое были представителями сил правопорядка, еще свыше 230 человек были ранены. Под стражу по решению суда первой инстанции был взят второй президент Армении Роберт Кочарян (1998-2008 гг.) по обвинению в свержении конституционного строя. Главными аргументами Специальной следственной службы (ССС) стал собственно указ Р.Кочаряна от 1 марта 2008 года и приказ министра обороны Микаела Арутюняна от 23 февраля 2008 года, которыми армия привлекалась для поддержания объявленного режима чрезвычайного положения. На это, согласно Конституции в редакции 2005 года, президент и министр обороны не имели права.
13 августа Апелляционный суд (суд второй инстанции) принял решение об освобождении Р.Кочаряна из-под стражи. Решение было принято судьей Александром Азаряном, который в течение 8 лет (1998-2006 гг.) работал в правовой и контрольной службе второго президента, т.е. Р.Кочаряна. Об этом он сообщил на суде, но умолчал о том, что он был судьей на девяти процессах по делу «1 марта», в ходе которых осуждались сторонники Л.Тер-Петросяна, причем в обвинительных приговорах дублировалась позиция тогдашней законодательной и исполнительной власти. Одним словом, Азарян не мог быть объективным. Умолчание этого факта на позволило Генеральной прокуратуре дать отвод Азаряну. Интересно и другое: замещая председателя Апелляционного суда, который был в отпуске, Азарян назначил на процесс… самого себя.
Р.Кочаряна ждет еще один суд – Кассационный, который окончательно определит, будет ли находиться второй президент под стражей или нет. Освобожденный из-под стражи Р.Кочарян, не имея широкой общественной поддержки, по сути, стал лидером оппозиции Н.Пашиняну. Именно от Кочаряна и его окружения вкладываются значительные по меркам Армении суммы на создание выгодного информационного фона и прямой поддержки. Отметим, что экс-президент очень деятелен и обладает значительными финансовыми возможностями. В частности, в публикациях российской прессы 2010 года говорилось о его активах, которые тогда оценивались в 4 млрд долларов.
Как нам представляется, одной из целей второго президента является системное публичное давление на следствие по делу «1 марта», а другой – попытка убедить некоторые круги в российской политической элите и руководство непризнанной Нагорно-Карабахской Республики сделать ставку именно на него лично и его окружение. В этой логике предполагается, что только Кочарян может быть гарантом сохранения армяно-российских отношений и безопасности Нагорного Карабаха. Последнему его стремлению способствует то обстоятельство, что одной из главных проблем правительства Пашиняна является неспособность сформировать внятную внешнюю политику и политику в сфере безопасности. Причина: резкое омоложение состава руководства МИД (к примеру, заместителю министра Рубену Рубиняну 28 лет, и он не имеет никакого дипломатического опыта) и отсутствие у членов команды Пашиняна должного внешнеполитического опыта.
Достаточно громко это проявилось в вопросе с генеральным секретарем ОДКБ Юрием Хачатуровым, которому также предъявлено обвинение по делу «1 марта». Вместо того чтобы, согласовав с Москвой, сначала отозвать его с занимаемого им поста в международной организации по существующей процедуре, а уж затем предъявить ему обвинение, сделали наоборот. Тем самым был нанесен репутационный удар по организации, патронируемой Москвой.
Второй случай, который привлек внимание прессы, связан с ночным обыском, проведенным армянскими налоговиками в компании «Южнокавказские железные дороги» (ЮКЖД) – 100-процентной «дочки» «Российских железных дорог» (РЖД). Во время обыска из офиса были изъяты некоторые документы. Представители фискальных органов подозревают ЮКЖД в сокрытии налогов на сумму около 20 тыс. долларов. Более чем очевидно, что необходимые документы вполне можно было получить днём и без обыска. Негативная реакция последовала пока в российской прессе и со стороны экспертного сообщества.
Видимо, в какой-то степени эти проколы осознаются Н.Пашиняном, чем и объясняется его акцентированное обращение в ходе митинга именно к армяно-российским отношениям: «Коррумпированные власти старались возложить ответственность за свои действия на внешние центры – мол, они не виновны в этом, и внешние силы не позволяют им быть не коррумпированными. И сегодня, когда они на пути в тюрьмы, они звонят в Россию и заявляют, что все это делается против них, что борьба с коррупцией – на самом деле борьба против них. Зря не звоните, эти звонки вас не спасут, так как в Москве нет наивных людей, как и в Ереване». Также премьер-министр подтвердил неизменность внешнеполитического курса Армении и анонсировал новый, «беспрецедентный» армяно-российский гуманитарный проект.
* * *
Политическая ситуация в стране развивается стремительно и при этом нелинейно. Несмотря на высокий рейтинг нынешнего правительства, мы бы не торопились делать далеко идущие прогнозы. В частности, опубликованные результаты соцопроса, проведенные «Гласом народа», фиксируют, что 82% респондентов хотели бы участия на предстоящих парламентских выборах новых партий. Эта цифра указывает на возможные потенциальные неожиданности во внутриполитическом раскладе сил.
Ритм Евразии. 21.08.2018