Порошенко все еще ждет миротворцев

Татьяна Ивженко

Украина надеется, что в ходе сентябрьской Генеральной Ассамблеи ООН будет сдвинут с мертвой точки вопрос о миротворческой миссии для Донбасса. «Мы будем продолжать настоятельно требовать, бороться за одобрение решения по развертыванию в Донбассе миротворческой операции под эгидой ООН», – заявил постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко. Позиция Киева совпадает с видением Вашингтона, но, судя по публичным заявлениям высокопоставленных чиновников, несколько отличается от взглядов Берлина и Парижа. И по-прежнему противоречит позиции РФ.

Предложения Российской Федерации в виде проекта резолюции Совета Безопасности ООН были зарегистрированы в Нью-Йорке ровно год тому назад.

Речь шла о развертывании вооруженной международной миссии, члены которой взяли бы под охрану гражданских наблюдателей ОБСЕ, работающих в Донбассе. Соответственно предлагалось расположить миссию на линии разграничения между Украиной и ДНР/ЛНР, а передвижения миротворцев увязать с маршрутами миссии ОБСЕ. Россия, напомним, предлагает Украине начать прямые переговоры с республиками Донбасса, чтобы договориться об урегулировании. А миротворцы при таком подходе могли бы выступить гарантами выполнения достигнутых договоренностей.

Киев категорически отказывается от переговоров с Донецком и Луганском, поскольку считает, что против Украины в Донбассе воюет Россия. Президент Петр Порошенко на днях заявил, обращаясь к собравшимся в Киеве украинским послам: «Статус государства-агрессора за Россией закреплен в украинском законодательстве. И я настаиваю на скорейшем создании координационного органа по формированию консолидированной претензии Украины к России для возмещения нанесенного ущерба, как это предусмотрено в законе о деоккупации Донбасса».

Как известно, в Госдепе США разделяют мнение Украины о причинах и участниках конфликта в Донбассе. Спецпредставитель Госдепа Курт Волкер ранее сказал журналистам, что поедет в Донецк и Луганск только «после освобождения». В прошлом году Волкер подтвердил, что американцы рекомендовали украинской стороне не регистрировать свой проект резолюции Совбеза ООН о миротворческой миссии. По его словам, требовалось усилить позиции, подав в ООН проект, который будет подготовлен и подписан многими государствами (а не только Украиной). В первую очередь предполагалось участие членов «нормандской четверки» – Германии и Франции. Параллельно велись российско-американские переговоры на уровне помощника президента РФ Владислава Суркова и Курта Волкера. Стороны пытались сблизить позиции и сгладить наиболее острые противоречия.

После января с.г. Волкер и Сурков не встречались, но «нормандская четверка» попыталась возобновить работу после длительной паузы. Летом состоялись встречи рабочих групп, а также «челночные» переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины. На прошлой неделе помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков сообщил, что сейчас идет подготовка к личной встрече «четверки» в полном составе. По его словам, предварительно договариваются о переговорах в Париже, но дата еще не обозначена.

Украинские политики говорят о том, что без решения «нормандской четверки» вряд ли может быть принята резолюция Совбеза ООН (ведь требуется согласие России, которая имеет право вето). А Россия категорически не соглашалась с украинским подходом к вопросу о миротворцах. Напомним, в Киеве выступают против того, чтобы голубые каски выполняли роль телохранителей для наблюдателей ОБСЕ, поскольку считают, что это привело бы к замораживанию конфликта и дрейфу к легализации ДНР/ЛНР. Украинская власть добивается ликвидации республик, восстановления своей юрисдикции в полном объеме. Поэтому хочет ввести вооруженный контингент на всю территорию Донбасса и на границу с Россией. На заседании Генассамблеи ООН, как ожидается, президент Порошенко объяснит эту позицию. Его выступление, по словам Владимира Ельченко, запланировано на 26 сентября.

Постоянный представитель Украины при ООН сказал газете «Сегодня», что решение, обязательное к исполнению, может принять только Совбез ООН. А там украинский вариант резолюции наверняка будет заблокирован российским вето. Однако Киев может прибегнуть к другому сценарию, базирующемуся на принятой в 1950 году резолюции Генассамблеи ООН «Объединение ради мира». Суть этого документа сводится к тому, что в условиях, когда постоянные члены Совбеза ООН не могут договориться по принципиально важному вопросу войны и мира, этот вопрос выносится на рассмотрение Генассамблеи. Если он получает поддержку 2/3 голосов членов ООН, то должен быть воплощен в жизнь. Источники «НГ» отмечают, что получить такую мощную поддержку по вопросу, который в мире воспринимается не так однозначно, как в Украине, будет крайне сложно.

Об этом можно судить по заявлениям участников «нормандского формата». На днях, как сообщили украинские информагентства, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан в ходе ежегодного совещания с французскими послами, собравшимися в Париже, заявил: «Будем откровенны: без политической воли на местах рассмотрение возможной отправки миссии ООН будет преждевременным, даже контрпродуктивным… Единственный возможный путь (для урегулирования в Донбассе. – «НГ») – это реализация Минских договоренностей».

Проблема в том, что в Украине и США, с одной стороны, и в России и ДНР/ЛНР, с другой, по-разному видят конечную цель выполнения Минских соглашений. Отсюда – разница в подходах к очередности пунктов. В Киеве считают, что следует вначале выполнить все, что связано с обеспечением безопасности, а затем принять политические решения. В Москве настаивают на той последовательности, в которой пункты записаны. Давние споры в сентябре могут быть перенесены на площадки Генассамблеи ООН.

Независимая газета. 30.08.2018

Читайте также: