Национализм или евроинтеграция: почему Украина поссорилась с Венгрией
Игорь Кармазин
«Весь мир с нами», — любили повторять сторонники киевского майдана. Реальность, однако, оказывается чуть менее радужной. Чем дальше, тем больше сложностей возникает у Украины во взаимоотношениях с сопредельными странами. Четвертый год в кризисе отношения с Россией. Все более напряженным становится диалог с западными соседями. Недовольство действиями Киева выражают Румыния и Польша, но самое ожесточенное противостояние развернулось между Украиной и Венгрией. Пока дискуссии ведутся на дипломатическом уровне, но Киев готовится к переброске войск на границу. Подробности — в материале портала iz.ru.
Паспорта и вывески
Предметом споров Киева и Будапешта является Закарпатская область. Она входит в состав Украины, но здесь живет около 150 тыс. этнических венгров. Многие жители региона не знают украинского языка, вывески в магазинах — на венгерском, на административных зданиях государственные флаги Украины соседствуют с флагами Венгрии. Регион давно стал объектом пристального внимания Будапешта. Законодательство Украины прямо запрещает гражданам приобретать паспорта другой страны, но 100 тыс. жителей Закарпатья получили документы соседней республики.
Последний скандал разразился из-за учреждения Будапештом министерства по делам развития Закарпатья. Ведомство займется развитием детских садов и оказанием разнообразной помощи многочисленной общине. Масла в огонь подливают также критические заявления венгерских политиков. Например, в конце июля премьер-министр Венгрии Виктор Орбан высказался об украинской внешней политике. «Я не верю в реалистичность стремлений украинцев присоединиться к ЕС или НАТО», — подчеркнул он.
Министр иностранных дел страны Томаш Менчер выразил мнение, что Киев сам виноват в провале евроинтеграционных инициатив. «На Украине уже существующие, приобретенные права меньшинств находятся под угрозой. Это означает, что Украина идет против своих международных обязательств, а также соглашения об ассоциации с ЕС и программы подготовки к вступлению в НАТО. Мы ожидаем, что Украина вернет национальным меньшинствам права, которых она их лишила, и положит конец их бесправному статусу», — подчеркнул чиновник.
«Бить по зубам»
В результате временный поверенный в делах Венгрии на Украине Ласло Папа был вызван в МИД Украины для вручения ноты протеста. Во внешнеполитическом ведомстве слова Орбана назвали неприемлемыми. По мнению киевских дипломатов, заявление «существенно диссонирует с политикой Европейского союза и в значительной степени отражает подходы страны-агрессора [так в Киеве называют Россию. — Прим. iz.ru]».
Дипломатическим пинг-понгом все не ограничилось. Министр обороны Украины Степан Полторак обсудил с губернатором Закарпатской области Геннадием Москалем развитие инфраструктуры военных подразделений в Мукачево и Ужгороде и возможность размещения в регионе 128-й горнопехотной бригады в городе Берегово. Данное соединение вооруженных сил Украины (ВСУ) принимало активное участие в военных действиях в Донбассе, в частности в боях за Дебальцево. А в далеком 1956 году оно в составе советских войск вошло в Будапешт для подавления Венгерского восстания.
Официальных комментариев по поводу инициативы не последовало, но понятное объяснение дал глава Организации украинских националистов (ОУН, организация запрещена в России. — Прим. iz.ru) Богдан Червак. Действия Будапешта он назвал вмешательством во внутренние дела соседней страны. «За это бьют по зубам... Нужны решительные шаги, которые показали бы, что Украину нужно уважать. Скажем, ввести на территорию Закарпатья боевые подразделения ВСУ и начать боевое слаживание», — призвал он.
На языке поджогов
Резкое ухудшение отношений Украины и Венгрии произошло год назад, когда Киев принял закон о языке. Документ фактически запретил преподавание на любом языке, кроме украинского. В Киеве подчеркивают, что это позволит национальным меньшинствам лучше интегрироваться в украинское общество, но в Будапеште с этим не согласны. «Они [украинские власти] отобрали право у всех меньшинств использовать их родной язык для получения образования. Это грубое нарушение прав человека и грубое нарушение прав меньшинств», — сказал в октябре прошлого года предыдущий глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
В феврале министр образования Украины Лилия Гриневич объявила, что переходный период отложат до сентября 2023 года. Будапешт такое решение не удовлетворило. Венгерское правительство требует остановки имплементации закона с учетом мнения нацменьшинств и выражает обеспокоенность тем, что мировую литературу в школах нацменьшинств уже в сентябре 2018 года будут преподавать на украинском.
В результате Будапешт стал препятствовать интеграционным инициативам Украины, направленным на сближение с ЕС и НАТО. В июне этого года Венгрия в четвертый раз заблокировала двусторонние переговоры Киева с Североатлантическим альянсом. В середине июля саммит всё же состоялся, но напряжения меньше не стало. Будапешт направил генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу документ, в котором говорится о провале попытки реформирования Украины, в связи с чем альянс призывают изменить программу поддержки страны. Кроме того, Будапешт потребовал пересмотреть соглашение об ассоциации Украины с ЕС.
В свою очередь, украинские националисты дважды пытались поджечь венгерский центр в Ужгороде. Один раз в здание бросили «коктейль Молотова», второй раз пожар возник из-за взрыва самодельного устройства.
Румыния на очереди
Для киевских политиков противодействие Будапешта стало неожиданностью. В украинской столице ожидали, что закон о языке вызовет недовольство Москвы, но возмущение западного соседа поставило в тупик. Сначала киевские эксперты говорили, что всему виной парламентские выборы, которые прошли в Венгрии 8 апреля.
Действительно, защита интересов этнических венгров, проживающих за рубежом, была одной из главных тем предвыборной гонки и для правящей партии «Фидес», и для праворадикальной политсилы «Йоббик». Последняя даже провела в Будапеште митинг «за самоопределение Закарпатья». Депутат «Йоббика» Тамаш Гауди-Надь посетил акцию в футболке «Крым — это Россия, а Закарпатье — это Венгрия». Впрочем, праворадикалам это не помогло — «Фидес» Виктора Орбана одержала сокрушительную победу. Впрочем, после выборов риторика Будапешта не поменялась.
Насильственная украинизация стала одной из причин конфликта на востоке Украины четыре года назад. Уроком для киевских политиков это не стало. Сейчас раздражение копится не только у Венгрии. В июне в Черновицкой области Румынский культурный центр провел выставку, на которой в числе прочих экспонатов была карта так называемой Романия Маре («Великой Румынии») 1918–1940 годов, в которую входила часть современной Черновицкой области. Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) нагрянули на выставку и изъяли карту. МИД Румынии назвал действия СБУ запугиванием, а украинского посла Александра Банькова вызвал к себе на ковер.
Казалось бы, Венгрия требует от Украины немногого — уважения прав меньшинств и смягчения закона о языке. Киев легко мог бы это выполнить, если бы не курс на национализм. Вдобавок весной следующего года на Украине состоятся президентские выборы. Все главные кандидаты ведут борьбу за наиболее активный и мобилизованный националистический электорат. Договороспособности в этот период от политиков ожидать не приходится. Стороны уже так много высказали друг другу, что велик может оказаться соблазн решить конфликт силовым путем.
Известия. 07.08.2018