Юлия Тимошенко пытается спутать карты Петру Порошенко
Татьяна Ивженко
В Верховной раде зарегистрирован законопроект, направленный на то, чтобы президентские выборы не были сорваны из-за введения режима военного положения. Такого сценария опасается партия Юлии Тимошенко «Батькивщина». Ее депутаты обратили внимание, что сейчас закон позволяет главе государства в любой момент с легкостью сорвать предвыборный процесс.
Согласно украинской Конституции, президентские выборы проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий действующего президента, то есть должны состояться 31 марта 2019 года. Однако эта конституционная норма вступает в противоречие с другой – о пятилетнем сроке президентских полномочий. Петр Порошенко был избран на внеочередных выборах в мае 2014 года, вступил в должность в июне. Соответственно выборы в марте означают, что на посту он будет менее 5 календарных лет. Ранее юристы спорили о том, означает ли это, что выборы могут быть перенесены еще на год. Большинство пришло к выводу, что подобный сценарий невозможен: ни Верховная рада, ни граждане не согласятся продлить срок президентских полномочий более чем на полгода, до марта 2020-го.
Объявить дату голосования должен Центризбирком, но легитимность его состава сомнительна. Семилетний срок полномочий большинства членов ЦИКа закончился летом 2014 года. Однако старые кадры продолжают работать: четыре года назад их полномочия продлили, чтобы провести внеочередные выборы президента и Верховной рады, затем – местных выборов… С тех пор парламент не может прийти к согласию по новому составау ЦИКа. Голосование было сорвано в июле и отложено до сентября.
Оппозиция выражает опасения, что глава государства попытается сформировать послушный Центризбирком, чтобы контролировать ход выборов. Противники Порошенко не исключают и другие сценарии. В начале июля лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко в прямом эфире утренней программы центрального телеканала «UA: Первый» обвинила окружение президента в тайных переговорах с людьми, которые управляют неподконтрольной Киеву территорией Донбасса. По ее словам, речь идет о будущей эскалации боевых действий, которая позволила бы Порошенко ввести военное положение и отменить выборы.
Тимошенко заявила, что располагает информацией, подтверждающей ее слова. Но руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что лидер «Батькивщины» обнародовала свои фобии и страхи. Занимая сейчас первое место во всех предвыборных рейтингах (по результатам соцопросов), Тимошенко в то же время не может похвалиться настоящей всенародной поддержкой. Разница в результатах между потенциальными кандидатами невелика (5–10%). И может сократиться. Угрозы рейтингу Тимошенко возрастут, если выборы будут отложены.
Политолог Олег Саакян ранее сказал изданию «ГолосUA», что Петр Порошенко может сплотить вокруг себя избирателей и сделать рывок к победе, если выступит не столько в роли президента (к которому много вопросов о реформах), сколько в роли главнокомандующего, объединяющего украинцев против «внешнего врага». «Не ясно, какой сценарий событий он выберет… Могут ввести военное положение на востоке Украины из-за обострения ситуации», – сказал он, отметив, что в таком случае выборы в марте 2019 года не состоятся.
Только сейчас представители партии «Батькивщина» обратили внимание, что глава государства может с легкостью задействовать этот рычаг. Принятая в мае 2015 года новая редакция закона «О правовом режиме военного положения» предполагает, что такой режим может быть введен как на всей территории страны, так и в отдельных регионах. При этом нормы закона не учитывают разницу в масштабах. «В итоге военное положение в одном селе может привести к отмене выборов по всей стране. И при этом будут запрещены все массовые акции, митинги. Это удобно для власти», – сказал «НГ» представитель «Батькивщины».
Автор законопроекта, депутат Юрий Одарченко в сопроводительных документах отметил, что действующие нормы закона позволяют главе государства сорвать выборы, например, в тот момент, когда станет ясно, что он не проходит во второй тур: «Указ о введении военного положения может предоставить ему возможность фактически узурпировать власть, заблокировав избрание следующего президента». Он отметил, что решение президента о режиме военного положения должно быть одобрено Верховной радой. Но если президентский указ будет подписан уже в период выборов, то парламент ничего не сможет сделать: «Выборы могут быть сорваны из-за отсутствия напечатанных бюллетеней, несформированных избиркомов…»
Сейчас ситуации, вызывающие опасения оппозиции, регламентируются статьей закона, которая называется «Гарантии законности в условиях военного положения». В ней указано, что в условиях военного положения (нет разграничения – на отдельной территории или в масштабах страны) запрещено вносить изменения в Конституцию, проводить выборы президента, Верховной рады, местных органов власти, а также всех видов референдумов. Кроме того, запрещено проводить забастовки, демонстрации, массовые акции.
Юрий Одарченко предлагает внести уточнения в действующий закон. Их смысл заключается в том, что запрет на проведение выборов и референдумов (а также ограничения прав и свобод граждан) распространяется только на ту территорию, на которой введен режим военного положения. Если же президентский указ вводит военное положение на всей территории страны, то уже длящийся избирательный процесс может быть прерван только по решению конституционного большинства (300 голосов и более) Верховной рады. То есть предлагается проводить все запланированные Центризбиркомом этапы избирательного процесса, несмотря на президентский указ о военном положении. Чтобы остановить этот процесс, потребуется согласие двух третей состава парламента – этот результат голосования возможен только в том случае, если все политические силы признают необходимость прервать проведение выборов, причины должны быть очень вескими и очевидными.
Украинские чиновники регулярно заявляют о возрастающей военной угрозе со стороны РФ. Дипломат Александр Хара в интервью «Апострофу» отметил, что новое направление боевых действий не исключено. Он напомнил о сложной ситуации в Азовском море, о российских войсках в Крыму и базе в Приднестровье, а также о союзнических отношениях России с Белоруссией. «Но я считаю, что в преддверии выборов в Украине Россия будет наносить основной удар не военной силой, а расшатыванием ситуации изнутри в политическом плане. При этом военный способ может использоваться для того, чтобы как-то обыграть это политически. Мол, настало время мирного диалога с Россией. И тут же появляются политики, которые уже пишут «стратегию мира» России и Украины. Такая стратегия будет означать только капитуляцию Украины…» – отметил он.
В «Батькивщине» исходят из того, что украинская власть может быть заинтересована в дестабилизации, чтобы сорвать выборы. Депутат от этой партии Ирина Веригина написала в соцсети, что после крымских событий военное положение не было объявлено только по той причине, что в Украине нужно было избрать президента, легитимность которого никем бы не могла быть поставлена под сомнение. Когда Порошенко вошел в президентский кабинет, у него на столе уже был проект решения о военном положении, утверждает она. Но указ не был подписан, поскольку в октябре 2014 года было решено провести внеочередные выборы Верховной рады: «Спорный вопрос, была ли тогда в этом острая необходимость. Но для того, чтобы усилить собственную вертикаль власти, создать свое парламентское большинство, Порошенко все же объявил внеочередные выборы Рады». А указ о военном положении так и не был подписан.
Если в тот момент украинской власти удобно было не вводить этот режим, то сейчас, наоборот, это может стать удобным, считает Веригина. Политолог Владимир Фесенко сказал украинским СМИ, что оппозиция напрасно опасается. Ведь для решения о военном положении нужны веские основания, а президентский указ должна одобрить Верховная рада. Любые попытки манипуляций в этом вопросе привели бы к протестам внутри страны – это понимают все представители власти, включая оппозицию в Раде.
Независимая газета. 25.07.2018