В лабиринтах эстонско-российских отношений: не будет добрососедства – не будет и бизнеса

Олег Левицкий

Эстонский политикум пронизан противоположными настроениями. С одной стороны, правящие партии продолжают настаивать на конфронтации с «агрессивной Россией». С другой - находятся люди, оппозиционные политики и бизнесмены, доказывающие необходимость урегулировать отношения с могучим соседом.

Риторика вражды

Экономическое благополучие маленькой Эстонии во многом зависит от ее большого восточного соседа. Но сейчас российско-эстонские отношения плохие, как никогда: обе стороны пополняют свои "черные списки" и постоянно обмениваются резкими заявлениями. Так, в конце июня российский МИД выступил с возмущенным заявлением по поводу состоявшейся в Эстонии торжественной церемонии открытия мемориальной доски в память о 110-летии со дня рождения полковника ваффен СС Альфонса Ребане, в военное время командовавшего операциями против мирного населения на оккупированной нацистами территории Советского Союза.

А в начале июня российские власти объявили о том, что ввели запрет на въезд в страну в отношении 20 «особо русофобски настроенных политических и общественных деятелей» Эстонии. Сделано это было в ответ на установление Таллином запрета на въезд 49 гражданам РФ, попавшим в так называемый список Магнитского. Одним из невъездных стал экс-президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес, отметившийся многочисленными антироссийскими заявлениями. «Я оказался вместе с рядом других людей, получивших аналогичный запрет, среди которых сенатор Маккейн и бывший посол США в России Майкл Макфол. Мы все надеемся, что Россия когда-нибудь снова станет свободным, демократическим государством. Это было бы желаемой перспективой не только для соседей России, но и для ее собственных граждан, а также для всего свободного мира», – бодрится Ильвес.

Эстонские власти не чуждаются даже заявлений о том, что появление в их стране радикальных националистов является якобы следствием «российской пропаганды». Год назад такое мнение высказала, в частности, президент Керсти Кальюлайд. По ее словам, власти РФ пытаются показать, что в Эстонии есть нацисты, но для этого они вынуждены «откуда-то привозить» их в страну. «Конечно, были случаи, когда кому-то было необходимо показать, что в Эстонии есть фашисты. И их пришлось откуда-то привозить, потому что они не смогли найти в Эстонии. Мы хорошо понимаем, откуда это идет, – это российская пропаганда», – сказала Кальюлайд в интервью телеканалу «Дождь».

Итог такой риторики понятен. На состоявшемся в мае Санкт-Петербургском международном экономическом форуме экс-глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сказал эстонской прессе, что трудно ожидать развития деловой активности и восстановления транзита из РФ в условиях столь ненормальных политических отношений. «У нас есть хорошая поговорка – нельзя быть чуть-чуть беременной и слегка умершим. Поэтому либо выстраиваются нормальные политические отношения – и это способствует нормальной деловой активности. Либо эти ненормальные обстоятельства приведут к тому, что грузы найдут другие пути. Такое уже наблюдается. Мы прекрасно помним, что первыми, кто поздравил меня, когда мы открыли порт в Усть-Луге, были владельцы и руководители эстонского порта, так как они профессионально понимали, что мы сделали. Это не означало, что прекратится весь транзит. Грузовая база большая, и она требовала дополнительных точек выхода и входа. Но коль скоро создаются ненормальные условия для взаимодействия между компаниями, между людьми, когда декларируются вещи, которые просто оскорбляют одну из сторон, то рассчитывать на развитие бизнеса – это иллюзия», – сказал бывший руководитель РЖД.

Кстати, приглашение на форум в Санкт-Петербурге получила и глава эстонского Минэкономики Кадри Симсон (Центристская партия). Однако ехать туда она демонстративно отказалась. Депутат парламента ЭР Ольга Иванова о поступке Симсон весьма сожалеет. О.Иванова рассказала «Ритму Евразии»: «Официальное объяснение заключалось в том, что Кадри Симсон, к сожалению, не нашла достаточно времени на форум в своем плотном рабочем графике. Тут я могу высказать лишь свое личное мнение: мне очень жаль, что ее там не было. Это тем более досадно, если знать, что наши соседи-финны отправили на форум большое число своих представителей. А от Эстонии не приехал, если не ошибаюсь, ни один крупный предприниматель – это очень печально! Я там была, и уровень мероприятия меня очень порадовал – по информативности, по числу высокопоставленных гостей на пленарных заседаниях. В частности, мне очень запомнился момент, когда президент Франции Макрон рассуждал с представителем Всемирного банка о необходимости смены парадигмы в отношениях с Россией. Из их речей можно было сделать вывод, что рано или поздно нынешняя санкционная политика начнет меняться. Как, в какую сторону – наверное, первое представление об этом мы получим 16 июля, после встречи Трампа и Путина. Если смотреть на ситуацию с точки зрения эстонской экономики, перемены в этой сфере можно лишь приветствовать, ведь от "войны санкций" очень страдает наше сельское хозяйство».

Дорога каждая тонна груза

Куда больше ума, чем министр экономики, проявляют эстонские бизнесмены, то есть люди, чьи доходы реально страдают от раздрая в отношениях с РФ. Так, влиятельный предприниматель Урмас Сырумаа считает, что Эстония должна начать улучшать отношения с Россией. В интервью «Эстонскому радио» он сказал, что каждая тонна груза, перевозимого по железной дороге, приносит в качестве платы за пользование инфраструктурой минимум 2,5 евро. «Десять миллионов тонн – по меньшей мере 20 млн евро в год. За счет этого наша железная дорога могла бы содержать себя и быть в плюсе», – отметил бизнесмен.

На вопрос, как вернуть объемы, У.Сырумаа ответил, что транзит может двигаться лишь с востока на запад, но сейчас этому мешает политическое упрямство. «Для того чтобы данное упрямство преодолеть, министры должны гордо выпрямиться и отправиться на переговоры друг с другом.          С обеих сторон есть прагматичные люди, которые хотят развивать экономику», – сказал предприниматель.

В свою очередь, председатель финансовой комиссии парламента Михаил Стальнухин (Центристская партия) подчеркнул необходимость учитывать экономические аспекты в государственной политике. «Государственное мышление состоит не в том, чтобы бояться соседа и готовиться к войне. Оно заключается в том, чтобы признать свои ошибки и сказать, что слишком часто интересы других государств и народов, например Украины, для нас важнее интересов собственных предприятий и сельчан», – сказал М.Стальнухин. По его словам, ту же точку зрения высказывают все представители транзитного сектора.

По мнению бывшего премьер-министра Эстонии (возглавлял правительство страны в 1992 и 1995-1997 гг.), а ныне предпринимателя Тийта Вяхи, с самого начала было понятно, что от призывов Таллина проводить максимально жесткую политику по отношению к России больше всего проиграют именно страны Балтии. По словам Т.Вяхи, причиненный стране экономический ущерб подорвал ее безопасность, а отмена санкций привлекла бы в Эстонию инвесторов и значительно ускорила бы ее развитие.

«Женевские аналитики пришли к выводу, что введенные против России санкции нанесли наибольший ущерб странам нашего региона, особенно Эстонии. Это было давно ясно любому человеку, способному мыслить. Почему же мы требовали санкций, почему наши послы за государственный счет первыми кричали в Брюсселе в поддержку санкций, почему мы сами не поняли, что наши разговоры о санкциях остановят экономику?» – вопрошает Вяхи. Бывший премьер-министр считает, что без прочного экономического фундамента нельзя говорить о безопасности страны.

Он признает, что Эстония, конечно же, в любом случае не сможет самостоятельно блокировать санкции. Но если под руководством какого-то европейского государства и при поддержке Таллина будет принято решение отменить их, а Эстония заключит с Россией договор о границе и восстановит с ней отношения, то уже только под влиянием этого обстоятельства в страну вернутся иностранные и активизируются местные инвесторы, что приведет к ускорению темпа роста экономики до 4-5% в год. «Такое изменение политики не изменило бы западную ориентацию Эстонии и положительно сказалось бы на экономике и безопасности страны», – считает Т.Вяхи. В беседе с изданием Postimees он выразил уверенность, что Россия не собирается нападать на страны Балтии.

Маленький шажок к демократии

Ольга Иванова подтверждает: «Если назвать сторонников добрососедства с Россией среди представителей крупного бизнеса, то в первую очередь на память приходит Тийт Вяхи. Когда-то возглавлявший правительство, он потом создал крупный концерн SilMet Grupp, объединяющий предприятия нескольких отраслей, вложил много сил в развитие порта Силламяэ, что всего в 20 километрах от российской границы. Но Вяхи не один такой. Могу назвать еще такого человека, как Энн Вескимяги – председатель правления компании Standart, член правления Торгово-промышленной палаты и бывший председатель Центрального союза работодателей Эстонии. Пару лет назад он даже удостоился российского ордена Дружбы за вклад в развитие делового, экономического и гуманитарного сотрудничества с РФ. Они с Вяхи не раз высказывались о том, что Эстонии стоило бы брать пример с Финляндии и вместо битья тарелок с Россией научиться извлекать экономическую выгоду от соседства с ней. Я эту точку зрения полностью поддерживаю и считаю, что нужно выстроить настолько конструктивные отношения, насколько позволяет нынешняя ситуация. Вместо того чтобы чересчур влезать в геополитические игры, надо исходить из интересов собственного населения и предпринимателей. Содействие бизнесу – это рост налоговых поступлений в казну, увеличение количества рабочих мест и подъем народного благосостояния. Это аксиома. Конечно, чиновников у нас тоже много, но ведь и они живут с бюджета, формируемого с наших налогов».

У О.Ивановой есть ответ на вопрос о том, что нужно сделать для налаживания отношений между Москвой и Таллином.      «Я всегда говорила, что нужно, наконец, провести ратификацию пограничного договора между двумя государствами. Это самое основное, то, с чего нам следует начинать, если мы желаем хоть какого-то позитивного импульса. Но из-за взаимных дрязг этого не получается сделать уже в течение многих лет – и тут уже ответственность обеих сторон, чтобы процесс, наконец, завершился. Недавно я в рамках частного визита в Москву встречалась с депутатами Гордумы, поднимала там этот вопрос и нашла со стороны россиян полное понимание».

Депутат ратует за расширение общения между политиками обеих стран. «Это очень важно – знать, что думают твои оппоненты. Нам всем необходим диалог как о взаимных претензиях, так и о возможных точках соприкосновения. Но, к сожалению, из-за нынешнего охлаждения между нашими государствами официальные визиты, межпарламентские контакты свелись к самому минимуму. Ведь с обеих сторон, к сожалению, присутствует пропаганда, навязывающая неблагоприятные штампы и стереотипы об оппонентах. Чтобы разбивать эти стереотипы, нам нужно больше общаться», – считает О.Иванова.

Однако так, как она, думают в Эстонии далеко не все. Недавно в социальных сетях страны начал распространяться «список русофилов», в который занесли имена людей, подозреваемых в пророссийских симпатиях, – правозащитников, общественных активистов, политиков и журналистов. Фигурирует там и имя Ольги Ивановой. Авторство этого списка принадлежит сотрудникам связанной с эстонской военизированной организацией «Кайтселийт» структуры Propastop, а также представителям «Балто-украинской школы Resilience League», проводящей пропагандистские курсы «политруков НАТО» для жителей Прибалтики и Украины.

Эстонский русский писатель, историк, режиссер-документалист Владимир Илляшевич объясняет: «Очевидно, что вручать "черную метку" от имени эстонской контрразведки – Охранной полиции (КаПо) посредством публикации имен неугодных режиму людей, становится все больше проблематичным. В структурах Евросоюза заметно растет интерес к проблематике "полицейских государств" в Прибалтике, где спецслужбы широко используются для подавления права человека и инакомыслия. Однако же "черные метки" продолжать вручать надо… Это делается для того, чтобы осведомлять и предупреждать всех чиновников, общественные организации    и т.д. о том, что имярек есть "нехороший человек" и объявляется парией. Как же это делать дальше без "Ежегодника КаПо", рассылаемого адресно по всей Эстонии, по посольствам и за границу?»

Что правда, то правда: в этом году авторы «Ежегодника КаПо» отказались от прямого указания имен проживающих в Эстонии «врагов народа». И это внушает определенные оптимизм: если теперь приходится называть «неблагонадежных» неофициальным образом, через соцсети, значит страна сделала небольшой шажок к демократии.

Ритм Евразии. 04.07.2018

Читайте также: