В Грузии сформировано новое правительство
Юрий Рокс
Парламент Грузии 101 голосом «за» при 12 «против» утвердил новый состав кабинета министров и выразил доверие к его программе, названной «Свобода, быстрое развитие, благополучие». Требование оппозиции сменить министров силового блока и министра юстиции осталось не услышанным правящей «Грузинской мечтой» (ГМ). Все они сохранили портфели.
ГМ обладает конституционным большинством, и утвердить любой состав кабинета министров ей не может помешать ничто. Об этом говорили все эксперты, комментировавшие требования оппозиции по обновлению правительства. Так оно и случилось. И министр юстиции Тея Цулукиани, против которой в основном был направлен протест оппозиции и ряда НПО, и министр внутренних дел Гиоргий Гахария, и министр обороны Леван Изория, которого критика касалась значительно в меньшей степени, чем коллег, сохранили занимаемые места.
Оппозиция, предвидя подобный сценарий, до начала заседания парламента устроила флешмоб, притащив к зданию высшего законодательного органа в Кутаиси картонные гробы и изобразив похоронную процессию. Один из организаторов акции Гоги Цулая из партии «Свободная Грузия» заявил журналистам, что траурная церемония посвящена гибели демократии: «Правительство и парламент Бидзины Иванишвили наконец покончили с парламентаризмом в стране».
Новый премьер-министр Мамука Бахтадзе в выступлении перед депутатами повторил, что является сторонником небольшого, но эффективного правительства – после реорганизации в Грузии 10 министерств и аппарата государственного министра. Он подчеркнул, что сегодня перед страной и ее властями стоят надпартийные задачи, и его кабинет готов к сотрудничеству с любыми политическими и общественными группами, которые способны генерировать конструктивные идеи и предложения.
Главными проблемами Грузии, которые предстоит решать, Бахтадзе назвал объединение страны, интеграцию в евро-атлантические структуры, преодоление бедности и фундаментальную реформу сектора образования. В своем выступлении премьер заявил о необходимости создать возможности и условия «для мирного сосуществования с абхазскими и осетинскими согражданами»: «Уверен, что мы обязательно создадим современное государство, европейское государство, и этим создадим реальную возможность для мирного сожительства с нашими абхазскими и осетинскими согражданами, чтобы вместе построить сильную и независимую Грузию».
Положение в сфере образования Мамука Бахтадзе назвал провальным. По его мнению, причиной этого стала абсолютная оторванность образовательной системы от экономической реальности. «Государство финансировало в том числе и такие направления, которые не давали перспектив выпускникам вузов трудоустроиться. Должна существовать связь с требованиями рынка труда... Программы должны быть ориентированы не только на предоставление определенных академических знаний, но и на перспективы трудоустройства выпускников… Задача номер один должна заключаться в том, чтобы построить в каждом региональном центре высококачественные профессиональные учебные заведения, которые на 100% обеспечат трудоустройство молодежи», – заявил премьер.
Еще одной важной задачей Бахтадзе считает укрепление антикоррупционной линии. «Нынешняя система в Грузии не может ответить вызовам, существующим сегодня в Грузии… Антикоррупционная система и политика должны быть направлены на выявление случаев и в то же время – и на превенцию рисков. С этой точки зрения я считаю наилучшим опыт стран Балтии, который, в свою очередь, опирается на опыт Великобритании, и Грузии необходимо перенять эту практику. Ведется обработка соответствующего законодательства, и мы обязательно представим эту инициативу парламенту», – заверил он.
В экспертном сообществе в целом позитивно оценили выступление Бахтадзе, отмечая точно расставленные приоритеты и акценты. Впрочем, комплименты носят сдержанный характер. В Грузии хорошо знают разницу между словом и делом, и вообще ни один из многочисленных предшественников Бахтадзе не говорил «неправильных вещей». Но далеко не у всех обещания и планы были реализованы.
Оппозиция же и в выступлении премьера обнаружила серьезные изъяны. Так, депутаты от оппозиционной «Европейской Грузии» (ЕГ) обвинили Бахтадзе ни много ни мало в плагиате, объявив, что какие-то фрагменты выступления полностью повторили аналогичные заявления экс-премьера Гиоргия Квирикашвили во время представления правительства осенью 2016 года. «Если нам предлагается голосовать за ту же правительственную программу, то зачем надо было отправлять в отставку Квирикашвили?» – заявил один из лидеров ЕГ Зураб Чиаберашвили.
Другие противники власти настроены еще жестче, без устали повторяя, что и новый кабинет министров в Грузии ничего, по сути, не изменит до тех пор, пока продолжается закулисное правление Бидзины Иванишвили.
Независимая газета. 15.07.2018