Каспий делят на газовые сегменты
Виктория Панфилова
Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, предусматривающий возможность прокладки трубопроводов по его дну, согласован между странами «прикаспийской пятерки». Об этом сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. В проекте отмечается, что в акватории запрещено присутствие иностранных войск. Подписание договора состоится в начале августа в Актау в рамках V саммита глав прикаспийских государств, сообщил глава МИД Казахстана Кайрат Абдрахманов.
«Совместными усилиями прикаспийских государств на Каспийском море создана атмосфера дружбы и сотрудничества», – сказал Эльмар Мамедьяров в интервью местному агентству «Азертадж». По его словам, стороны согласовали проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
«Точная дата подписания Конвенции по Каспию еще не согласована. Остаются вопросы. Пока только Россия заявила о готовности подписать документ. В середине июля было постановление правительства, в котором отмечено, что документ передан на представление президенту РФ Владимиру Путину. Тем самым мы демонстрируем, что готовы к подписанию Конвенции по статусу Каспия. Что же касается остальных прикаспийских участников, то их позиция до конца не ясна», – сказал «НГ» доктор политических наук Сергей Жильцов. По мнению эксперта, утверждать, что Конвенция по статусу Каспия будет подписана, пока преждевременно.
Напомним, что российский государственный портал правовой информации опубликовал проект соглашения, но провисел он всего сутки, и его удалили. Эксперты обращают внимание на статью 14, согласно которой прикаспийские государства получают право прокладывать трубопроводы по дну моря с позволения только тех стран, через чьи сектора они будет проходить. При этом документ обошел одну из самых острых проблем – раздел водоема. Иран возражает против предложенного Россией, Азербайджаном и Казахстаном варианта, а о разделе Каспия по серединной модифицированной линии (равноудаленная от берегов линия, позволяющая при разделе учитывать длину береговой линии). Тегеран настаивает либо на совместном использовании моря, либо его разделе на равные сектора по 20%. Позиция Ирана отчасти понятна, в случае использования серединной модифицированной линии Исламская Республика получала самый маленький сектор с площадью около 11% моря. В опубликованном проекте документа говорится только о том, что «делимитация дна и минеральных ресурсов Каспийского моря по секторам будет осуществляться согласно соглашению сопредельных и противоположных государств согласно общепринятым принципам и юридическим нормам».
По мнению Жильцова, в итоговом документе статья 14 может иметь несколько другой вариант. Эксперт не исключает, что это был информационный вброс, с тем чтобы обсудить вопрос и внести правки в документ. «Если предположить, что конвенция будет предусматривать разрешение строительства трубопроводов, то возникает масса технических и политических моментов», – считает Жильцов. Евросоюз лоббирует строительство Транскаспийского газопровода, который позволит доставлять газ из Туркменистана в Азербайджан и далее по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) в Европу. «Однако у Туркменистана может не оказаться лишних запасов углеводородов, поскольку весь добываемый газ уходит в Китай. Не нужен туркменский газ и Азербайджану, по крайней мере в ближайшие годы. Баку может самостоятельно заполнять свои трубопроводы. Нужно исходить из реальности. А реальность такова, что у Ашхабада сегодня есть только китайское направление», – полагает эксперт.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает, что в проекте конвенции остается еще немало вопросов, по которым не найдены согласованные формулы ответов. «Решимость подписать конвенцию уже успели продекларировать почти все стороны, но нельзя исключать, что в итоге она может оказаться еще более общей и менее конкретной, чем тот вариант проекта, по которому произошла утечка в СМИ. В любом случае говорить о трубопроводном буме пока преждевременно, да и отсутствие такового бума до сих пор тормозилось не только отсутствием утвержденного статуса водоема. У Туркменистана, например, на ближайшие годы объемы добычи газа будут недостаточны даже для выполнения обязательств по китайским контрактам, поставки в КНР не были выполнены по итогам прошлого года, аналогичен будет итог и года нынешнего. В трубопроводных поставках через Каспий мало кто в реальности заинтересован, в том числе прямые конкуренты – Россия и Иран», – сказал «НГ» Александр Князев. По его словам, рынок в Европе сужается, никаких прогнозов по росту цен никто не берется давать, напротив, есть ожидания их снижения. «Проект так называемого Транскаспийского газопровода – сугубо политический, он не имеет под собой ни экономической основы, ни – в обозримой перспективе – ресурсной базы. Я опускаю известные вопросы, связанные с безопасностью или экологией, а также с принадлежностью ряда спорных месторождений в южной части Каспия. Предполагаемая конвенция эти вопросы не решает, хотя и открывает новые окна возможностей для каспийских стран. В первую очередь, и это очень важный момент, – в рамках самой «каспийской пятерки», – отметил эксперт.
Независимая газета. 12.07.2018