Ереван хочет вернуть Степанакерт за стол переговоров

Юрий Рокс

Министры иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмар Мамедъяров и Зограб Мнацаканян проведут 11 июля в Брюсселе встречу по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, сообщает пресс-служба МИД Азербайджана. Вслед за премьер-министром Армении Николом Пашиняном о необходимости участия в переговорах с Азербайджаном представителей непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявили президент Армен Саркисян и глава МИДа Зограб Мнацаканян. Лидеры НКР этого требуют уже несколько лет.

В НКР заявляют, что без согласия Степанакерта ни одно практическое действие в зоне конфликта не будет осуществлено. Азербайджан попытки армянской стороны вернуть НКР за стол переговоров называет очередной уловкой визави и попыткой сохранить статус-кво.

Президент Армен Саркисян в ходе выступления на молодежном форуме Армянского института международных отношений и безопасности (АИМОБ) «Безопасность и внешняя политика», затронув карабахскую проблему, заявил, что силовые варианты решения конфликта неприемлемы. По его мнению, эта война будет широкомасштабной и продолжительной, поскольку стороны накопили огромное количество оружия.

«Если кто-то думает, что после такой войны сможет продолжить эксплуатировать природные ресурсы, продавать нефть, то это отнюдь не так. Война в нашем регионе будет трагичной для всех, в том числе и для Азербайджана… Единственный вариант решения вопроса – мирные переговоры», – сказал Саркисян. Он напомнил, что представители НКР в 1990-х годах полноценно участвовали в мирных переговорах, и дал понять, что если их вывод из процесса власть в прежние годы фактически оправдывала тем, что президенты Армении – Роберт Кочарян и сменивший его Серж Саргсян были выходцами из Карабаха и представляли, по сути, не только Ереван, но и Степанакерт, то сегодня ситуация иная. «Переговорщиком является премьер-министр Армении, следовательно, именно он и его партнеры, в частности глава МИД республики, формируют политику переговоров», – заявил Саркисян, заметив по ходу, что сам он готов делиться с ними «своим многолетним дипломатическим опытом».

Одновременно с президентом о необходимости возвращения представителей НКР за стол переговоров в интервью ереванскому телеканалу «Шант» заявил глава МИД Армении Зограб Мнацаканян. Он сообщил, что «прорабатывается и планируется в скором времени встреча с азербайджанским коллегой» Эльмаром Мамедъяровым. «Для Армении важно сохранить динамику переговорного процесса по Карабаху… Когда мы говорим об атмосфере, способствующей миру            (то подразумеваем. – «НГ»), принцип с широким контекстом…  с укреплением режима перемирия. С нашей стороны ничего не изменилось… Без решающего голоса Арцаха (самоназвание НКР. – «НГ»), какое бы соглашение Армения ни подписала, урегулирование не будет естественным, стабильным и продолжительным… Этот принцип был и остается в повестке», – сказал Мнацаканян, подчеркнув, что Степанакерт лишь опосредованно через армянскую сторону вовлечен в процесс переговоров, информирован об их сути, содержании и направлении.

«В переговорном процессе для нас имеются два важнейших вопроса – статус и безопасность. По этому вопросу мы пытаемся найти компромисс, составляющий основу мирного урегулирования. Не может одна сторона получить все, а другая сторона – ничего или, наоборот, больше. Смысл переговоров в том, чтобы стороны вышли из переговоров удовлетворенные, уверенные в том, что достигнутый компромисс наилучшим образом отражает цели сторон. В нашем случае вопросы статуса и безопасности наиболее существенные», – отметил министр.

Задача армянской стороны по возвращению НКР в переговорный процесс не вписывается в планы Азербайджана. Официальный Баку неоднократно подчеркивал, что видит в этом только попытку армянской стороны затянуть решение конфликта. Эксперты же говорят, что Армения в свое время совершила грубую ошибку, согласившись представлять интересы НКР в переговорах без участия непризнанной республики в прямых переговорах. Дело не в том, что у армянской стороны в диалоге было два голоса – Ереван плюс Степанакерт, а у азербайджанской – один, говорят они, все равно вопросы не решались подобной арифметикой, но в том, что Карабах был представлен стороной конфликта, а с его выводом из диалога возникла двусмысленность: Армения формально не является стороной конфликта, но участвует в переговорах фактически в этом качестве. В том числе и поэтому Азербайджан периодически нагнетает ситуацию не только на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, но и на участках азербайджано-армянской границы.

«Баку не намерен вести переговоры с НКР и пытается усадить Армению за стол переговоров после заявления премьер-министра Никола Пашиняна о том, что интересы Арцаха в переговорном процессе будет представлять сам Степанакерт… Баку стремится вовлечь Ереван как одну из сторон карабахского конфликта, и этого нельзя допустить», – считает, в частности, политолог Александр Манасян, исключивший, впрочем, возможность масштабных военных действий на линии соприкосновения.

Но неспокойно, как уже отмечалось, не только на карабахском участке. Довольно напряженная обстановка сложилась на границе Армении и Нахичеванской автономной республики Азербайджана. С соответствующим комментарием выступил Секретариат ОДКБ, членом которой является Армения. В документе за подписью генсека альянса Юрия Хачатурова высказана озабоченность эскалацией напряженности, что выражается в «интенсификации передислокаций подразделений вооруженных сил Азербайджанской Республики вдоль границы с Республикой Армения… их выдвижения в район непосредственного контакта и проведения инженерных работ». В Cекретариате ОДКБ с озабоченностью отслеживают поступающую информацию о динамике развития событий.

Независимая газета. 10.07.2018

Читайте также: