Украина и Россия споткнулись о "формулу Штайнмайера"

Татьяна Ивженко

Через неделю главы МИД стран «нормандской четверки» планируют встретиться в Германии. Предполагается, что главы внешнеполитических ведомств договорятся о встрече лидеров Германии, Франции, Украины и РФ. Они, в свою очередь, должны согласовать формат миротворческой миссии для Донбасса. Сергей Лавров предупредил, что без обсуждения «формулы Штайнмайера» разговоры об урегулировании не имеют смысла.

О приписываемой экс-главе немецкого МИДа, действующему президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру формуле урегулирования стало известно два года назад. В кулуарах украинской власти говорили о том, что предлагалось внести в Конституцию Украины норму об особом, автономном статусе Донбасса. И параллельно начать подготовку к выборам местных органов власти в районах, которые не контролируются Киевом. На время предвыборной кампании особый статус региона должен был действовать во временном режиме. После голосования (в случае признания ОБСЕ выборы состоявшимися) – в постоянном режиме. После этого, как убеждали украинскую сторону, российские граждане, воюющие за ДНР/ЛНР, покинут Донбасс вместе с оружием и техникой.

В Киеве раскритиковали предложение. Чиновники заявляли, что такой сценарий урегулирования приведет фактически к легализации ДНР/ЛНР. Республики получили бы право устанавливать особые отношения с РФ и при этом возможность влиять на решения центральной украинской власти. Киев такой вариант отверг.

С тех пор представители ДНР/ЛНР почти на каждой встрече контактной группы в Минске напоминают о «формуле Штайнмайера». Бывший глава немецкого МИДа, так и не подтвердивший авторство идеи, стал президентом ФРГ. В начале прошлой недели он находился в Украине с трехдневным визитом. Как только Штайнмайер уехал, в Киев прибыл новый глава МИД ФРГ Хайко Маас. Он посетил также Мариуполь, где и сообщил о подготовке встречи министров иностранных дел «нормандской четверки» 11 июня в Берлине.

Украинская сторона заявляет о своей готовности к переговорам. Как уточнил глава МИДа Павел Климкин, следует обсудить две важные темы. Первая – обмен удерживаемыми лицами. Причем Киев требует не только провести обмен с ДНР/ЛНР, но освободить также граждан, которые задержаны или арестованы в РФ и которых Украина называет «политзаключенными». Вторая тема – формат международной миротворческой миссии ООН. «Это должна быть настоящая миссия, а не фейковая... То, что мы видим сейчас, – это стремление России легитимизировать свой протекторат в Донбассе, а также дестабилизировать демократическую Украину», – заявил Климкин после переговоров с Маасом.

Киев добивается, чтобы миротворцы вошли на всю территорию Донбасса и расположились вдоль границы с РФ. Взяли под контроль регион, разоружили те формирования, которые Украина считает незаконными. После этого в присутствии голубых касок может начаться подготовка к местным выборам по украинскому законодательству.

В республиках не согласны с таким подходом. В России рекомендуют Киеву вступить в прямые переговоры с Донецком и Луганском, чтобы обсудить полномочия миротворческой миссии, условия прекращения огня, правила проведения местных выборов и т.д.

Россия не признает своей причастности к конфликту. Глава МИД РФ Сергей Лавров на прошлой неделе отметил, что встреча «нормандской четверки» в Берлине будет иметь «карикатурный характер» без решений двух вопросов – об отводе войск от Станицы Луганской и об обсуждении «формулы Штайнмайера».

Верховная рада еще в сентябре 2014 года приняла закон      «Об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Он предполагал широчайшие полномочия местных органов власти. Однако депутаты предполагали, что новую власть Донбасса изберут на выборах, которые Украина назначила на декабрь 2014 года. За месяц до назначенного срока в ДНР и ЛНР провели не согласованные с Киевом и непризнанные выборы глав и парламентов республик. Новое руководство потребовало от Киева не просто широких полномочий, а особого, автономного статуса. В марте 2015 года новый состав украинского парламента внес уточнения в упомянутый закон: были подробно перечислены условия вступления его в действие. Речь шла о прекращении огня, отводе войск ДНР/ЛНР, сложении оружия – в целом о ликвидации республик. Изначально закон об особом порядке самоуправления был принят сроком действия на три года. Осенью 2017 года украинские депутаты продлили этот срок еще на год – до осени 2018-го. Об особом статусе ДНР/ЛНР, тем более на постоянной основе, в Киеве не хотят даже говорить.

Украинский политический эксперт Олеся Яхно написала в блоге в «Украинской правде», что российская сторона пытается «закрепить свое влияние на части территории Украины» и предпринять «дальнейшие попытки дестабилизировать ситуацию». По ее мнению, западные партнеры Украины осведомлены о происходящем: «Позиция Украины и Запада в отношении агрессии РФ едина: вначале безопасность и только потом – переход к политическому урегулированию. Поэтому Кремль, видимо, рассчитывает на затягивание ситуации до президентских и парламентских выборов в 2019 году в надежде на реванш».

О готовности вступить в прямые переговоры с Донецком и Луганском заявляют только лидеры «Оппозиционного блока». Но эта партия не может повлиять на мнение и решения большинства в Верховной раде. Официальную позицию изложил глава МИД Украины Павел Климкин, выступая на прошлой неделе в Совбезе ООН: «Военная деятельность России на оккупированных территориях – это основополагающее препятствие для любого мирного варианта. Как только Москва примет решение остановить насилие, а такое решение пока не принято, конфликт прекратится. Я призываю Россию принять такое решение».

Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что ни Украина не пойдет на уступки в принципиальных вопросах, ни Россия. Поэтому «нормандская четверка» вряд ли в ближайшее время представит некий вариант урегулирования, который станет прорывом.

Независимая газета. 04.06.2018

Читайте также: