Российских миротворцев хотят вытеснить из Приднестровья. Уже при посредстве ООН
Владислав Макаров
На фоне наметившегося потепления отношений между Кишиневом и Тирасполем, что случилось благодаря взвешенной позиции президента Молдавии Игоря Додона, Генассамблея ООН поддержала представленную прозападным молдавским парламентом резолюцию о выводе российских миротворцев из Приднестровья.
Заместитель постпреда РФ в ООН Дмитрий Полянский так прокомментировал это событие: «Брюссель и подчинившие ему свою внешнюю политику государства интересует не урегулирование [конфликта], а геополитические соображения… Мнение простых жителей региона вы в этой игре вообще не собираетесь учитывать».
Приднестровцы убеждены: без российских «голубых касок» шансы возникновения очередного конфликта значительно возрастут. Это и не удивительно, если посмотреть на список стран-соавторов «молдавской» резолюции – Румыния, Украина, Грузия, Латвия, Литва, Эстония и Канада. Ни одно из этих государств никогда не отличалось особым миролюбием и борьбой за мир.
Резолюция – это только первый шаг. Далее правительства Молдавии, Грузии и Украины надеются подать совместный иск к России по обвинению в оккупации ряда территорий. Смысл прост: объявить Россию оккупантом Приднестровья (для Молдавии), Южной Осетии и Абхазии (для Грузии), Крыма и Донбасса (для Украины) и потребовать от нее через международный суд освободить «оккупированные» земли и выплатить многомиллиардные компенсации.
Реальные шансы получить от Москвы кучу денег равны нулю, и авторы идеи это прекрасно понимают. Во-первых, потому что могут последовать встречные иски от жителей Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Донбасса против Кишинева, Тбилиси и Киева по многочисленным фактам нарушения прав человека и убийств мирного населения в ходе боевых действий. Тогда из позиции обвиняющих молдавское, грузинское и украинское правительства могут очутиться в положении обвиняемых.
Во-вторых, потому что ввод российских войск в вышеуказанные регионы проходил по просьбе местного населения для предотвращения расправы над ними со стороны правительственных – Кишинева, Тбилиси и Киева – войск.
В-третьих, о том, мир или война нужны России, лучше всего говорит тот факт, что военнослужащие ВС России в этих регионах были заменены на миротворческий контингент. Прекращение войны на берегах Днестра и в Закавказье, перевод проблемы в дипломатическую плоскость – лучшая оценка деятельности российских «голубых касок».
Не тот думает о войне, кто в зоне боевых действий меняет военнослужащих на миротворцев. О войне думает тот, кто требует вывода миротворческих сил под любым предлогом. И это – не Россия.
Например, председатель парламента Молдавии, явный унионист с румынским гражданством Адриан Канду подчеркнул: Москва намеренно распускает ложные слухи, будто молдавская сторона требует вывода из Приднестровья российских миротворцев. Кишинев, мол, требует вывода не миротворцев, а военнослужащих Оперативной группировки российских войск.
Данное подразделение является составной частью миротворческого механизма и выполняет возложенные на него задачи (участвует в подготовке военнослужащих к выполнению миротворческой миссии), о чем А.Канду не может не знать. Так кто же в действительности и намеренно распускает ложные слухи?
Российские миротворцы несут службу вместе с молдавскими и приднестровскими коллегами, также в зоне проведения миротворческой миссии присутствуют военные наблюдатели Украины. Если бы российский контингент на Днестре готовился к агрессии против Украины, как о том вещает Петр Порошенко, или угрожал бы национальной безопасности Молдавии, об этом было бы заявлено в отчетах молдавских и украинских миротворцев и наблюдателей, находящихся непосредственно на местах. Такого нет. Крики о российской угрозе раздаются из уст молдавских и украинских дипломатов и политиков, но не военных. Это значит, что тема российской угрозы – надуманна и крайне политизирована.
Канду – член прозападной Демократической партии Молдовы. Он признает, что президент-социалист Игорь Додон пользуется 40%-ной поддержкой общества, рейтинги Демпартии гораздо ниже. Требования Канду о выводе российских миротворцев не следует рассматривать вне предвыборного контекста – в ноябре текущего года Молдавию ожидают парламентские выборы.
Русофобскими вывертами Демпартия загодя мобилизует своих сторонников. При этом одобренная ООН резолюция носит подозрительно расплывчатый характер. Российские войска названы в ней просто иностранными, без конкретного указания на страну, не определены ни сроки вывода войск, ни обязанности сторон. Все это свидетельствует о том, что на Москву организуется скоординированная дипломатическая атака с идеологическим акцентом.
И.Додон назвал действия Демпартии дешевой пиар-кампанией с использованием площадки ООН, президент Приднестровья Вадим Красносельский – прямым путем к возобновлению вооруженного противостояния. Молдавские румынисты хотели бы избавиться от российских миротворцев, тем более что это отвечает интересам Запада, хотя и понимают, что пока это нереально. Россия своих не бросает.
Само наличие такого желания говорит о заинтересованности Кишинева (также Тбилиси и Киева) и их заокеанских кукловодов в переводе замороженных конфликтов в горячую фазу. Изменение формата российской миротворческой миссии – один из способов втянуть Россию в серию очередных изматывающих конфликтов по периметру ее границ.
Каково самое действенное средство с точки зрения Запада для срыва проекта евразийской интеграции? Спровоцировать у границ Евразийского экономического союза серию локальных конфликтов, наличие которых отодвинет вопрос интеграции на второй план. НАТО предусмотрительно не принимает в свои ряды страны, имеющие территориальные проблемы с соседями, чтобы не оказаться втянутым невольно в ненужные геополитические споры. Так и с Евразийским союзом – сложно претендовать на популярность интеграционной модели, если она погрязнет в войнах и выяснении отношений с соседями.
Уход российских миротворцев моментально обернется изменением хрупкого баланса сил в данных регионах, нарушением геополитического равновесия и возможными попытками деструктивных сил «открутить пленку назад» – попытаться взять реванш за прежние поражения.
Кишинев делает это с опаской. Требуя вывода российских миротворцев из Приднестровья, он из соглашения о принципах урегулирования молдавско-приднестровского конфликта не вышел. А ведь миротворцы находятся на Днестре в соответствии именно с данным документом.
Кишинев оставляет себе лазейку: буде легкой войны не получится, всегда можно сослаться на соглашение, призвать всех к миру, да еще и обвинить Россию в нарушении принципов миротворческой миссии. Так поступила Грузия: 8 августа 2008 года накрыла базу российских миротворцев огнем артиллерии, а потом, получив по зубам, их же назвала атакующей стороной.
Пока же сторонникам войны приходится делать вид, будто они – за мир. А.Канду говорит о новом подходе Кишинева в отношениях с Тирасполем: «В Приднестровье родилось новое поколение… Они чувствуют себя приднестровцами. Их изоляция ни к чему не приведет. Лучше их пробовать интегрировать, чтобы они сами потом требовали воссоединения с Молдовой».
Очевидно, что для этого Молдавия будет создавать при поддержке международных институтов мягкую силу в самопровозглашенной республике, вовлекать в свои действия молодежь, журналистов, общественных деятелей, работать над созданием негативного образа приднестровской независимости.
Кишинев обсуждает с Бухарестом возможность доплаты Румынией к пенсии молдавским старикам дополнительных $10-20. В планах – создать Фонд развития Приднестровья на американские и европейские деньги для реализации инфраструктурных проектов в республике (открытие детских садов и школ, возведение мостов в приграничной местности, доплаты к приднестровским пенсиям). И все с одной целью – улучшить образ Румынии и прорумынской части молдавского политикума в глазах приднестровцев и минимизировать их экономические связи с Россией.
Это может быть ловушкой. Сначала Бухарест и Кишинев платят, строят, возводят, а в один прекрасный момент прекращают финансовую подпитку, требуя взамен каких-то внешнеполитических действий. Все это может закончиться ликвидацией приднестровской государственности и румынизацией приднестровцев.
В данном контексте объяснимо тяготение друг к другу украинского президента-олигарха Порошенко и молдавского олигарха Владимира Плахотнюка. Оба – богатейшие люди в своих странах, благодаря чему имеют влияние на их внутреннюю и внешнюю политику. Оба неоднократно замешаны в коррупции, и чтобы не отвечать перед судом и сохранить награбленное в офшорах, полностью преданы Западу.
Без взаимодействия Киева и Кишинева задавить Приднестровье невозможно. Активизация украинско-молдавского партнерства при Порошенко – часть более широкого плана по постепенному размораживанию приднестровского конфликта. Мы находимся в самой начальной, дипломатической его фазе. Необходимо сделать все, чтобы на этой фазе процесс и завершился. Вот здесь бы Генассамблеи ООН сказать веское слово, а не «вестись» на дешевые провокации.
Ритм Евразии. 26.06.2018