Почему Польша оказалась под перекрестным огнем
Валерий Мастеров, журналист-международник
Визит президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Варшаву был вписан в мероприятия по случаю 100-летия независимости Польши, которое будет отмечаться в ноябре. Поэтому центральным событием стала конференция «Польша и Германия в Европе» в Королевском замке, во время которой польский президент говорил, как глубоко надо погрузиться в историю, чтобы понять стоящие перед Европой современные вызовы. «Европа, а в ней Польша и Германия, находятся в безопасности, когда Берлин и Варшава проявляют друг к другу уважение и умеют сотрудничать», – подчеркнул Анджей Дуда. Глава польского государства не преминул сказать, что «геополитические катастрофы ХХ века наступали или грозили Европе и нашим государствам тогда, когда в разных столицах, особенно в Берлине и Москве, появлялось искушение установить европейский порядок ценой других государств».
Однако немецкая Sueddeutsche Zeitung обращает внимание, что во время визита в Польшу президент Германии направил польским властям «вежливое, но решительное предостережение» о несоблюдении общих принципов Европейского союза. Слова, которые произнес Штайнмайер в Варшаве, «не были сенсационными, но зато однозначными», считает газета. Президент ФРГ «отверг поворот к национальному государству и указал на принцип переноса суверенитета (отдельных стран-членов) в пользу ЕС». При этом, замечает издание, «оба эти постулата ненавистны польскому правительству под фактическим руководством председателя ЗиС Ярослава Качиньского (лидера партии власти «Закон и справедливость». – «НГ»)».
Эксперты посчитали значимыми слова Штайнмайера о том, что «в случае угроз в адрес основных принципов касаться это будет и всех других». Ну чем не прямой посыл польскому правительству в связи со спором ЕС с Варшавой по правовым вопросам, который можно воспринимать как «вежливую формулировку, но решительное предостережение, что Берлин присоединится к (возможным) санкциям Евросоюза по отношению к Варшаве».
Как известно, Варшава находится под дамокловым мечом решения Европейской комиссии (ЕК) дать ход статье 7 Договора ЕС, который в конечном счете может привести к лишению Польши права голоса в Совете Европы (см. «НГ» от 21.12.17). Речь идет о проводимых в Польше судебных реформах, которые, как считают в ЕС, не отвечают базовым принципам демократии. Варшаве уже несколько раз давали возможность «исправиться», но воз и ныне там. То есть взаимопонимания пока не достигнуто. Более того, появились суждения, что в руководстве ЕС сейчас нет единства: продолжать давление на Польшу или спустить «польское дело» на тормозах.
Издание Politico ссылается на некоторых чиновников ЕК, которые утверждают, что никакого раскола в их среде нет, а молва об этом – проваршавская пропаганда. Тем не менее на прошедшем в среду заседании ЕК «польский вопрос» был исключен из повестки дня и перенесен на другую дату. Тут же последовал вывод, что соответствующие рекомендации Совету Европы в продолжение процедуры по статье 7 могут остаться втуне перед саммитом ЕС в конце июня. Сторонник жесткой линии Франс Тиммерманс, первый заместитель председателя ЕК Жан-Клода Юнкера, который чуть ли не готов отказаться от дисциплинарного следствия, призывает не смягчать давления на польское правительство до тех пор, пока не будут отменены изменения в судебных законах. Еще в декабре Тиммерманс особенно высказывал претензии к спорному, на его взгляд, закону о Конституционном суде, который должен вступить в силу 3 июля.
Ушатом холодной воды для польских властей станет доклад спецпредставителя ООН Диего Гарсиа-Саяна, который, как пишет Dziennik Gazeta Prawna, «не оставляет сухой нитки на польских реформах судебного аппарата и правосудия». По его мнению, происходящие в Польше перемены нарушают разделение властей. После встреч с властными структурами и юристами посланник ООН сделал вывод, что реформы, которые готовились без консультаций, нарушают стандарты демократии. Он признал, что правительство имело право исправлять ошибки предыдущей системы, однако «лекарство оказалось хуже болезни», а потому рекомендует Варшаве отказаться от реформ и вернуться к прежнему принципу судопроизводства и выбору судейского корпуса.
Польская законодательная тема затрагивает и другие аспекты. Еще не вступившая в должность посла США в Польше Жоржетта Мосбахер во время слушаний в комитете по иностранным делам Сената отметила рост антисемитизма в Восточной Европе, который вызван, как она уточнила, поправками к закону об Институте национальной памяти, получившими название закона о Холокосте. Это высказывание вызвало возмущение польских законодателей и признано недопустимым членами польской правительственной делегации, которая находится в эти дни в Вашингтоне. Вчера появилась информация, что замминистра иностранных дел Польши Бартош Чихоцкий намерен поднять этот вопрос на встрече в Госдепе США.
И как отвлечение от нахлынувших международных проблем в очередной раз появляется еще одна – не раз битая карта «смоленской катастрофы». Польское агентство печати сообщило, что подкомиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском, в которой в 2010 году погибли 96 человек вместе с президентом Лехом Качиньским, заявила, что обнаружила на обломках разбившегося самолета и останках одной из жертв трагедии следы взрывчатых веществ. При этом отмечено, что на месте катастрофы наличия взрывчатых веществ не обнаружено.
Польская прокуратура не стала комментировать это сообщение, но ее официальный представитель Эва Бялик проинформировала, что следователи ожидают результатов физико-химических исследований образцов обломков самолета на предмет возможного присутствия взрывчатых веществ. Причем эти исследования уже несколько месяцев ведут заграничные учреждения: лаборатория исследований взрывчатых веществ Министерства национальной обороны Великобритании, криминальная лаборатория корпуса карабинеров в Италии и Институт судебных наук Северной Ирландии.
Независимая газета. 08.06.2018