Грузия получит правительство с ограниченным доверием
Юрий Рокс
Кандидат в премьер-министры Грузии Мамука Бахтадзе, в соответствии с президентским указом официально представленный на должность, начал консультации с парламентским большинством по поводу состава правительства. В политических кругах страны как о свершившемся факте говорят о том, что свои посты потеряют министры иностранных дел, культуры и экономического развития. Оппозиция же требует в первую очередь перемен в силовом блоке и замены министра юстиции. В противном случае кандидатура Бахтадзе не будет поддержана ею.
Бывший министр финансов Мамука Бахтадзе, согласно Конституции, в течение недели должен представить состав кабинета министров. Но, похоже, семи дней ему не понадобится. В понедельник он явился на встречу с большинством, как говорят, со списком министров, и ожидалось, что уже вечером могли быть объявлены все кандидатуры на руководящие посты. Как заявил мэр Тбилиси Каха Каладзе, команда правящей «Грузинской мечты» (ГМ) ведет консультации не только по данному вопросу, но и по оптимизации всего кабмина.
Сам кандидат в премьеры – Бахтадзе, представляя свою концепцию, сказал, что является сторонником малоформатного правительства, то есть с минимумом министерств и рядом мобильных ведомств, деятельность которых будет максимально прозрачной для общества. Он уже заявил о слиянии министерств финансов и экономического развития в одно и о реорганизации некоторых других.
Заместитель председателя парламентского комитета по внешним отношениям Дмитрий Цкитишвили сообщил журналистам, что в новом кабинете министров не будет главы МИДа Михаила Джанелидзе. По его словам, в правительство, вероятно, войдут несколько новых лиц, но он не стал конкретизировать, кто именно выпадет из правительственной обоймы.
Ключевое в данном вопросе – руководители силовых ведомств, а едва ли не в большей степени министр юстиции Тея Цулукиани, против которой категорически настроены оппозиция и неправительственный сектор. Именно на нее часть общества возлагает ответственность за причину многодневных акций протеста, в конце концов приведших к падению кабинета уже экс-премьера Гиоргия Квирикашвили.
Напомним, что в течение нескольких недель в Тбилиси проходили многочисленные эмоциональные митинги, вызванные необъективным расследованием дела об убийстве двух школьников в декабре прошлого года. Под таким давлением вначале подал в отставку главный прокурор страны Ираклий Шотадзе, затем по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями был взят под стражу еще один высокопоставленный сотрудник прокуратуры Мирза Субелиани, к тому времени, впрочем, уволившийся из ведомства. И, наконец, протестная волна стала косвенной причиной отставки Квирикашвили – в прессу была слита «стенограмма» заседания правящей ГМ, на котором председатель партии Бидзина Иванишвили жестко обвиняет премьера не столько в возникновении напряженности в стране, сколько в корыстолюбии и неэффективности общего управления государством.
Оппозиционно настроенная часть общества убеждена, что провальная работа прокуратуры, далекая от совершенства судебная система являются прямым отражением недееспособности конкретно Теи Цулукиани на посту министра юстиции. «Мы ни в коем случае не поддержим кандидатуру нового премьера, если не будет назван новый министр юстиции», – категоричен один из лидеров «Европейской Грузии» (ЕГ) Серго Ратиани.
Еще более радикально настроено «Единое национальное движение» (ЕНД) – бывшая партия власти. Для «националов» возможное включение Цулукиани в список министров лишь один из поводов голосовать против утверждения правительства.
Политолог Гия Хухашвили, комментируя ситуацию, сказал «НГ», что оппозиции необходимо сохранить протестный заряд в обществе, и кандидатура Цулукиани в данном случае – лишь подходящий повод выразить «шумный протест», и не будь его, нашелся бы какой-нибудь другой. «Разговоры о том, что они не поддержат кандидатуру премьера и новое правительство, – ни о чем. «Грузинская мечта» сохраняет в парламенте конституционное большинство и без труда утвердит кабинет министров с любым составом. Что же касается Теи Цулукиани, о которой столько разговоров, то объективно – это не лучший министр. Против нее не только оппозиция, но и заметная часть общества. К судебной системе, прокуратуре катастрофически низкий уровень доверия. По линиям, которые курирует Цулукиани, накопилось множество проблем, масса вопросов, которые не решаются. Адекватно было бы, конечно, уйти, но она продолжает цепляться за должность», – сказал «НГ» Хухашвили, не исключив при этом, что в новый кабмин она может все-таки и не войти.
Эксперт позитивно охарактеризовал намерения Мамуки Бахтадзе сократить количество министерств. «Бюрократический аппарат стоит создать, основываясь на существующей мировой практике. В Грузии он был слишком раздут. Поэтому планы по реорганизации кабмина можно только приветствовать, равно как и последующую оптимизацию работы самих министерств путем создания мобильных ведомств», – считает Гия Хухашвили.
Независимая газета. 19.06.2018