Что даст Казахстану зона свободной торговли с Египтом

Алексей Никоноров

Казахстан, в отличие от других стран ЕАЭС, практически ничего не продает в Египет, но стабильно завозит товары из этой страны. Заключение договора о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС-Египет должно позволить Казахстану увеличить экспорт и закрепиться на рынке одной из крупнейших экономик Африки.

Подготовка к заключению договора началась в 2017 году: 21 декабря прошли технические консультации делегаций ЕАЭС и Египта. Дальнейшая работа заключалась во внутренней подготовке к запуску переговоров. 23 мая стороны встретились вновь и в ходе встречи договорились провести широкоформатный раунд переговоров по соглашению осенью 2018 года

По мнению сторон, заключение сделки пойдет на пользу всем ее участникам. Министр торговли и промышленности Египта Тарек Кабиль отметил высокую важность предстоящих переговоров и выразил надежду на скорейшее подписание соглашения.

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина отметила, что уже устоявшиеся прочные торгово-экономические связи могут получить новый импульс для роста после формирования ЗСТ.

Были озвучены и некоторые цифры: в 2017 году по сравнению с 2016 годом экспорт государств ЕАЭС в Египет вырос на 63,1% и составил 6,3 млрд долларов, импорт увеличился на 41,5% – до 589,9 млн долларов. Таким образом, товарооборот составил 6,8 млрд долларов.

Нетипичный партнер

Казахстан между тем находится в стороне от транспортных потоков.

Пока страны ЕАЭС заключают сделки на миллиарды долларов, РК не набирает и 100 млн долларов годового товарооборота    [с Египтом - "МП"].

По итогам 2017 года общий объем экспорта и импорта составил 62,4 млн долларов, что стало лучшим результатом за 5 лет. Первый квартал 2018 года оказался куда продуктивнее: товарооборот составил около 23 млн долларов, что в 3,3 раза выше показателей за аналогичный период 2017 года.

Еще одна особенность торговли между странами заключается в том, что основную ее долю составляет импорт. Если страны Союза видят в Египте в основном рынок сбыта своей продукции (более 90% товарооборота – экспорт из ЕАЭС), то Казахстан, наоборот, чаще завозит товар: в пятилетку с 2013 по 2017 гг. импорт опережал экспорт 4 раза.

k1

Но несмотря на относительно слабые показатели, Египет остается одним из главных торговых партнеров Казахстана в Африке (что во многом подчеркивает слабое присутствие РК на континенте). По итогам 2017 года больший товарооборот у Казахстана был только с Алжиром, а в 1 квартале 2018 года – с тем же Алжиром и Марокко.

Не знаем, что продать

Еще одна особенность торговых отношений между странами заключается в том, что определенного товара, который бы определял экспорт Казахстана, просто не существует.

Нет ни одной торговой позиции, которую бы РК стабильно продавал в Египет последние 7 лет.

За это время структура экспорта изменилась несколько раз. Так, в 2011-2012 годах основу поставок в Египет составляли сера, пшеница и плоский прокат. В следующие годы продажи полностью прекратились, а им на смену пришли нефтяные газы и медь.

В 2016 году почти 90% экспорта обеспечили полуфабрикаты из железа. В 1 квартале 2018 года Казахстан стал экспортировать семена льна и нефть. При этом продажи всех товаров, которые ранее были основными, полностью прекратились.

k2

Казахстану есть что предложить Египту. Возможно, Зона свободной торговли позволит отечественным производителям закрепиться хотя бы на одном из этих (или каком-то новом) рынков.

Но знаем, что купить

С импортом ситуация более понятная. Его основу составляют лекарства, однако с каждым годом интерес к ним падает. Если в 2011-2015 годах в среднем ежегодно их завозилось на        22,7 млн долларов, то в 2017 году – менее 11,5 млн.

Стабильным, хотя и не таким сильным, спросом пользуются в Казахстане египетские цитрусы и одежда. Но тут ситуация схожа с лекарствами – в 2016-17 гг. спрос на них начал угасать, однако таможенные льготы могут дать новый импульс.

 

k3

На смену этим товаром приходит продукция химической отрасли. В 2017 году Казахстан купил в Египте связующих веществ для производства литейных форм на 13,6 млн долларов, душистых смесей, используемых в качестве промышленного сырья, на 16,5 млн долларов.

Эти товары составили основу импорта. В 1 квартале 2018 года ситуация не поменялась – они обеспечивают две трети всех поставок из Египта (5,8 млн и 7,3 млн долларов соответственно).

Примечательно, что до 2017 года торговля этими товарами между странами не велась.

365info.kz. 01.06.2018

Читайте также: