Членство в НАТО и ЕС не могут объединить украинцев

Татьяна Ивженко

Результаты выборов президента Украины в марте 2019 года могут стать полной неожиданностью для участников кампании и для граждан. Об этом свидетельствуют тенденции в общественных настроениях, которые фиксируют социологи. Вполне вероятно, что в этот раз основная борьба развернется не между теми, у кого высокий рейтинг. А между теми, у кого ниже так называемый антирейтинг.

Украинские социологические службы регулярно проводят опросы о том, кому из политиков, чиновников, государственных структур граждане доверяют, кому – не доверяют. Антирейтинг – это разница между уровнем недоверия и уровнем доверия. Почти у всех потенциальных кандидатов, которые когда-либо были у власти, антирейтинг высок (достигает 50–80%). Эксперты считают, что люди устали от «старых» политиков, разочарованы переменами, которые произошли после майдана 2013–2014 годов. «Украинцы хотят обновления. То, что антирейтинг (узнаваемых политиков. – «НГ») растет, свидетельствует, что в обществе высок запрос на новые лица», – сказал «Слову и делу» политолог Александр Мусиенко.

Список потенциальных кандидатов, который предлагается респондентам, условен. Часть имен в нем – это люди, которые уже заявили о намерении баллотироваться. Среди них – лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, удерживающая лидерство. По данным Киевского международного института социологии (КМИС), в середине весны за нее готовы были проголосовать 16,1% граждан.

Этот уровень поддержки – среди тех, кто уже определился и точно примет участие в выборах, а также при условии, что в списках будут имена новых популярных лидеров. В числе таковых социологи пока условно указывают в списках шоумена Владимира Зеленского и певца Святослава Вакарчука.

Оба молодых лидера не подтвердили намерение участвовать в выборах. Но им прочат высокие результаты. Политический эксперт Кирилл Сазонов отметил в своем блоге, что, по данным исследования, проведенного группой «Рейтинг», новички уже популярнее старых политиков: «Зеленский со своей партией «Слуга народа» уже обошел Вакарчука и имеет почти 10%. Без рекламы, бордов, агитации, даже без объявления о намерении идти на выборы – 10% со старта… И причина именно в отсутствии антирейтинга. Новичок получает кредит доверия – такая вот реальность».

Если бы Вакарчук и Зеленский не принимали участия в выборах, а новые лидеры не появились, то сейчас места в президентском рейтинге распределились бы так (по данным КМИС): Юлия Тимошенко получила бы 22,8%; экс-министр обороны, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко – 16%; лидер Радикальной партии Олег Ляшко – 13,2%; Юрий Бойко, один из лидеров «Оппозиционного блока» (партия еще не определилась со своим кандидатом, поэтому имя и показатели популярности могут поменяться) – 10,6%. Опрос КМИС прочит действующему президенту Петру Порошенко такой же результат, как Юрию Бойко, – 10,5%. По данным группы «Рейтинг», Порошенко может занять седьмое место по итогам выборов (согласно опросам, которые проводятся более чем за полгода до голосования).

Социологи указывают, что в Украине до сих пор до трети избирателей не определились, за кого будут голосовать. Часть не пойдет на выборы, другие примут решение в последний момент. В этой ситуации важным может стать участие в выборах тех же Вакарчука и Зеленского. Как пояснил в блоге Кирилл Сазонов, во второй тур может выйти «старый политик» – Тимошенко или Гриценко. И – новое лицо, шоумен или певец. «И тут карта антирейтинга становится козырной: новое лицо выигрывает у надоевшего», – считает он.

Вопрос не в именах, а в отношении украинцев к тем переменам, которые произошли после майдана, считают политологи. Опрос КМИС зафиксировал тревожную тенденцию. В апреле 75,3% украинцев считали, что руководство ведет страну в неправильном направлении (противоположного мнения придерживались 10,4%). В июне 83,7% граждан заявили о недовольстве направлением, в котором движется государство (всем довольны 11,2%). Власть убеждена в успешности реформ. Но успехи не отвечают надеждам. Ранее КМИС выяснил, чего граждане ожидают от власти, какие задачи считают первоочередными. 61,7% назвали прекращение войны в Донбассе, 33,5% – создание рабочих мест, почти 32% – повышение зарплат и пенсий; 29% – искоренение коррупции; 19,1% – снижение тарифов на газ, электричество, коммунальные услуги.

На все эти запросы понятного ответа нет. А те темы, которые разыгрываются в предвыборный период в информационном пространстве (статус церкви, языковая проблематика), с осторожностью воспринимаются в обществе. Люди не вносят эти проблемы в десятку наиболее актуальных. Нет единодушия и относительно направления внешней политики. В апреле с.г., отвечая на вопрос о желаемом направлении интеграции, 45,9% назвали вступление в ЕС; 8,9% вступление в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, 31,6% – отказ от вступления в какие-либо союзы, самостоятельный путь развития. Почти 13% не определились. В то же время 41,4% граждан в большей или меньшей степени поддерживали курс на членство в НАТО; 37,8% не поддерживали этот курс или склонялись к тому, чтобы не поддерживать; пятая часть населения не определилась.

В июне 47,3% выбрали вариант «присоединение к ЕС»; число сторонников вступления в Таможенный союз увеличилось до 11,9%; а 30,1% по-прежнему выступали за независимый путь развития, отказ от вступления в союзы. Не определились только 10%. Что касается курса на членство в НАТО, то если бы референдум по этому вопросу проводился сейчас, 41,1% проголосовали бы «за», 30,7% – «против», 12,2% не приняли бы участия в голосовании. И почти 16% не определились со своим решением.

При таких общественных настроениях от кандидатов на пост президента требуется программа, которая устроит большинство и вызовет доверие во всех регионах. Создать подобный документ сложно, отмечают эксперты. По их мнению, сейчас всех кандидатов можно условно разделить на две группы: власть и противники власти. «Но все политики, являющиеся потенциальными кандидатами, играют на одном и том же электоральном поле, все – за реформы, демократию, за сближение с Западом, на словах – за западные стандарты. Несколько отличается только кандидат от «Оппозиционного блока» (по крайней мере тем, что предлагает вступить в прямые переговоры с ДНР и ЛНР, а также с Россией). Но ни власть, ни оппозиция пока не предложили обществу свои программы действий, никто не сказал, что и в какие сроки он собирается делать, с какой целью, какой ожидаемый результат. Все ограничиваются популизмом: одни восхваляют свою работу, другие – критикуют действия власти», – сказал один из собеседников «НГ».

Независимая газета. 29.06.2018

Читайте также: