В Тбилиси опять заговорили о враждебности Москвы
Юрий Рокс
Грузия разорвала дипломатические отношения с Сирией и намерена использовать все возможности для оказания давления на Дамаск. Таков ответ официального Тбилиси на признание Сирией суверенитетов Абхазии и Южной Осетии и решение установить с ними дипломатические отношения. Вместе с этим грузинские власти заявляют, что действия Дамаска, находящегося под влиянием Москвы, не стали неожиданностью и, очевидно, являются результатом давления России.
В официальном признании Сирией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств про Россию, конечно, нет ни слова. В нем говорится, что Дамаск предпринимает этот шаг в знак признательности «за проявленную солидарность во время террористической агрессии против Сирийской Арабской Республики». Таким образом, Сирия стала пятым после России, Никарагуа, Венесуэлы и Науру государством, признавшим независимость бывших грузинских автономий. Плюс непонятная ситуация с карликовыми островными Тувалу и Вануату, то признававшими Абхазию и Южную Осетию, то отзывавшими признание.
Грузинские власти назвали решение Сирии «еще одной ошибкой манипулируемого Москвой режима Асада», которое «не будет поддержано мировым сообществом». Запад, конечно, не поддержал. Вслед за официальным представителем Госдепа США Хизер Науэрт возмущение действиями Дамаска выразили Польша, страны Балтии… Список, очевидно, будет продолжен другими европейскими партнерами Тбилиси.
Оценки, звучащие в эти дни в Грузии, что со стороны властей, что оппозиции, – по сути, едины. Оба политических лагеря сходятся в том, что без российского давления в какой-либо форме на Башара Асада дело не обошлось. Оппозиция при этом требует ответа МИД Грузии о том, были ли предприняты превентивные действия во избежание такого сценария. Вопрос, конечно, спекулятивный, для внутреннего пользования – утверждая, что Асад удержался благодаря поддержке Москвы, после чего ее влияние на Дамаск стало почти неограниченным, спрашивать о превентивных действиях МИД Грузии по меньшей мере наивно.
Один из лидеров оппозиционной партии «Европейская Грузия», эксперт по международным отношениям Серги Капанадзе считает, что произошедшее доказывает враждебность России, и если у кого-то остаются какие-то иллюзии в отношении Москвы, то от них стоит избавиться. По его словам, Россия не меняет свою враждебную политику к Грузии, и никакие переговоры ни в каких форматах этого не изменят. Он убежден, что решающую роль в признании Сирией Абхазии и Южной Осетии сыграло именно давление Москвы.
Тем не менее главе грузинского внешнеполитического ведомства Михаилу Джанелидзе, вероятно, придется в парламенте ответить на разного рода вопросы депутатов. Заседание, как уже объявлено, будет закрытым, так как речь пойдет о национальной безопасности страны, а одной из обсуждаемых тем станут действия Грузии для предотвращения «расползания» признания независимости неподконтрольных автономий.
Бывший государственный министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили считает, что сейчас властям необходимо усилить работу в ООН и ставить вопрос об ответственности Сирии. Нужно добиваться введения санкций против этого государства именно из-за признания независимости Абхазии и Южной Осетии в первую очередь для того, чтобы другие страны, возможно рассматривающие такую возможность, осознали, с какими проблемами могут столкнуться, если пойдут по тому же пути, говорит он.
По мнению Закареишвили, то, что Сирия длительное время воздерживалась от признания независимости неподконтрольных грузинских автономий, может свидетельствовать и об отсутствии у Дамаска твердого мнения по данному вопросу. «Но, похоже, Сирия в конце концов не выдержала давления. Признав Абхазию и Южную Осетию, Дамаск таким образом отблагодарил Москву за оказываемую помощь и поддержку», – считает Закареишвили. Он также предполагает, что сирийское руководство настолько стало зависеть от России, что грузинские власти никак не смогли бы изменить ситуацию.
При этом бывший госминистр, рассуждая о возможных действиях Грузии в ООН, заметил, что не стоит слишком уж делать акцент на российском факторе, пытаться полностью переключить внимание на Россию и возложить ответственность на нее: в конце концов, Сирия – суверенное государство, отвечающее за свои действия, и со всей серьезностью надо выступить конкретно против нее.
Большинство грузинских экспертов говорят, что ничего трагического для Тбилиси признание Сирии не несет – это не мировой политический центр, но лишь арена столкновения различных сил, и расклада сил и мнений по Абхазии и Южной Осетии не изменит. Некоторое влияние это государство сохраняет в Лиге арабских государств (ЛАГ). И хотя в ЛАГ отношение к режиму Асада негативное – с 2011 года деятельность Сирии в организации приостановлена, поскольку члены альянса считают жесткость Дамаска к оппозиции чрезмерной, грузинской дипломатии не мешало бы усилить работу в арабских государствах по вопросу территориальной целостности страны.
Некоторые из них в признании Сирией независимости Абхазии и Южной Осетии пытаются найти позитив, считая, что решение Башара Асада может «освежить» отношение Запада к проблеме неурегулированных конфликтов Грузии, которая из мировой политической повестки ушла на второй план.
Независимая газета. 31.05.2018