Саммит самоутверждения: зачем Евросоюзу Западные Балканы?
Любовь Биссон, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН
В условиях переговоров о выходе Великобритании Европейский союз заинтересован в поддержании образа привлекательной модели развития, что подкрепляется намерением и в дальнейшем оказывать существенную финансовую поддержку балканским государствам в целом ряде сфер. В то же время, учитывая уроки предыдущих расширений, государства ЕС не готовы в ближайшее время к приему новых стран.
Саммит ЕС – Западные Балканы, который состоялся 17 мая 2018 года в Софии, не принес неожиданных результатов. Саммит был организован в период председательства в ЕС Болгарии, для которой развитие отношений с соседним регионом – одно из приоритетных направлений. Стоит напомнить, что последняя встреча на высшем уровне между ЕС в полном составе и балканскими государствами состоялась 15 лет назад в Салониках, когда Совет ЕС возглавляла Греция, также граничащая с Западными Балканами и заинтересованная в стабильном развитии региона.
Главной причиной столь долгого перерыва во встречах полного формата послужила, прежде всего, неоднородность позиции стран ЕС в отношении Косово. Как известно, Греция, Румыния, Словакия, Испания и Кипр не признают независимости Приштины. И прошедший саммит также готовился в обстановке дискуссий и неясности, примут ли в нем участие главы всех государств ЕС, прибывшие в Софию прежде всего на саммит Евросоюза. Так, буквально в последний момент премьер-министр Испании Мариано Рахой передал полномочия для участия в официальной части саммита глав государств ЕС и Западных Балкан постоянному представителю своей страны в ЕС.
Как и ожидалось, в декларации по итогам саммита речь прямо не идет о вступлении шести балканских государств в состав Евросоюза. В стратегии ЕС, опубликованной в феврале этого года, было отмечено, что лишь Сербия и Черногория «потенциально готовы» к вступлению в 2025 году. В настоящий момент переговоры о вхождении в ЕС открыты только с этими странами региона. Албания и Македония числятся в списке стран-кандидатов с 2014 и 2005 года, соответственно. А вот Босния и Герцеговина и Косово, не только в силу экономической слабости, но и в виду серьезных политических причин, пока не могут рассчитывать даже на это.
В Софийской декларации страны ЕС почти слово в слово повторили формулировку 15-летней давности о безальтернативности европейского будущего Западных Балкан. Характерно заявление главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера об «убедительной перспективе вступления Западных Балкан» в ЕС ради сохранения стабильности в регионе. В условиях переговоров о выходе Великобритании Европейский союз, безусловно, заинтересован в поддержании образа привлекательной модели развития, что подкрепляется намерением и в дальнейшем оказывать существенную финансовую поддержку балканским государствам в целом ряде сфер: образование, охрана границ и правопорядок, транспортное сообщение, цифровизация экономики. В то же время, учитывая уроки предыдущих расширений, приведших к дифференциации и финансово-экономическим проблемам внутри Союза, государства ЕС не готовы в ближайшее время к приему новых стран, тем более, когда речь идет о регионе с такими острыми этнонациональными противоречиями и по-прежнему зачастую неэффективными политическими институтами.
Ставка на европоцентризм
Главной же причиной приезда глав государств ЕС в столицу Болгарии 17 мая стал саммит самого Европейского союза. Встреча на высшем уровне проходила в атмосфере осложняющихся отношений с США, что и определило повестку дня и общую атмосферу встречи на высшем уровне. Ряд односторонних экономических и внешнеполитических действий Дональда Трампа (ввод пошлин на импорт стали и алюминия, выход из соглашения по ядерной программе Ирана, учреждение посольства в Иерусалиме) ставит под вопрос не только будущее трансатлантического партнерства, но и в целом сотрудничество двух «центров силы» в положение неопределенности, подобное тому, что наблюдалось в 1970-е годы.
Тем не менее, несмотря на исторически сложившиеся неоднородные отношения стран-членов ЕС с Соединенным Штатами, на прошедшем саммите Европейский союз продемонстрировал единогласие в своей приверженности принципам внутреннего сплочения и европоцентризма. Главы стран ЕС наделили Еврокомиссию полномочиями по защите интересов европейских компаний, работающих в Иране, и подтвердили свою приверженность действующему соглашению по ядерной программе. Так же четко Жан-Клод Юнкер обозначил условие дальнейших переговоров по ТТИП – исключение таможенных барьеров в отношении импорта стали и алюминия из ЕС, которые США предполагает ввести с 1 июня 2018.
Главной обеспокоенностью Евросоюза сейчас стал вопрос доверия в отношениях с нынешней администрацией США. Нарушение устоявшейся модели отношений и их обострение по обе стороны Атлантики может крайне негативно сказаться на стабильности Европы в целом. От того насколько независимо сможет играть Евросоюз и насколько далеко в своих действиях будет идти Дональд Трамп во внешней политике, будет зависеть и международная картина в целом.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 28.05.2018