Лукашенко настаивает на прагматизме в отношениях с ЕС
Антон Ходасевич
Следующий неформальный саммит стран – участниц «Восточного партнерства» пройдет в Белоруссии 21–22 июня. Это подтвердил глава МИД республики Владимир Макей. Официальный Минск и дальше намерен продвигать экономическую составляющую проекта – в частности, делать ставку на сотрудничество в сфере информационных технологий.
Планами проведения в Минске неформального саммита «Восточного партнерства» вчера поделился министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей во время встречи с послами по особым поручениям стран – членов ЕС по делам «Восточного партнерства», сообщает МИД Белоруссии. Участие в нем помимо министров иностранных дел стран-участниц примут главы министерств, отвечающие за развитие цифровых технологий. Тематика саммита будет сфокусирована на сотрудничестве в цифровой сфере, где Белоруссия выступает в качестве одного из лидеров, говорится в официальном сообщении. В Минске рассчитывают, что участие в саммите примут еврокомиссар по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан и еврокомиссар по цифровой экономике Мария Габриэль.
Владимир Макей констатировал, что в настоящее время отношения Минска и Брюсселя развиваются в позитивном ключе. Он напомнил, что год начался с визита в Минск Йоханеса Хана, затем состоялось заседание координационной группы «Беларусь–ЕС». «Ваш визит также является ярким отражением этого позитивного тренда», – заверил министр послов стран ЕС. Он сообщил, что в конце мая намерен отправиться в Брюссель с рабочим визитом и воспользоваться «возможностью для обсуждения нашей двусторонней повестки дня с еврокомиссаром Ханом и главой Европейской службы внешних действий Федерикой Могерини».
Напомним, что ранее Владимир Макей уже говорил о том, что такими хорошими отношения по линии Минск–Брюссель еще не были никогда в новейшей истории страны. Правда, как отмечают эксперты, заслуга в этом вовсе не официального Минска. Переоценка ценностей после усложнения отношений ЕС с Россией произошла у самих европейских чиновников – они осознали, что президент Александр Лукашенко, который не придерживается демократических принципов в управлении своим государством, но не посягает на территориальную целостность других государств, является сейчас не самым большим злом. Положительную оценку получили и самостоятельная позиция белорусского президента в украинском конфликте, и его миротворческие усилия по его урегулированию.
Более того, переоценка отношений произошла и у самого Александра Лукашенко. Он неоднократно намекал на некую угрозу и для Белоруссии, исходящую от России. Правда, никогда не говорил об этом напрямую. Например, он отмечал, что не надо «подставляться», как Украина, уделяя много внимания национальной тематике. Местные эксперты «переводили» намеки главы белорусского государства, утверждая, что за ними стоят опасения по поводу посягательства ближайшей союзницы на суверенитет и независимость Белоруссии. Вполне вероятно, что такими опасениями официальный Минск поделился с европейскими чиновниками и заручился их поддержкой.
В официально озвученной позиции Минска новое направление его внешней политики обозначено как диверсификация отношений, и она имеет экономическое измерение – долю в товарообороте. Внешняя торговля Белоруссии должна быть разделена в одинаковых пропорциях «треть–треть–треть» между Россией, ЕС и остальным миром. Пока доля России в общем товарообороте около 50%, а по отдельным статьям экспорта – 90% и более.
Экономическое измерение белорусская власть пытается сделать основным и в отношениях с ЕС. В частности, постоянно подчеркивается, что экономические проекты должны стать основой сотрудничества в «Восточном партнерстве». Дело в том, что политические взгляды Минска и Брюсселя абсолютно разные, и едва ли тут можно будет найти точки соприкосновения. Не делать на них акцент, принять Белоруссию и Александра Лукашенко такими, какие они есть, – со своим пониманием демократии, это то, о чем постоянно твердят в Минске. Вчера Владимир Макей также призывал ЕС снять все оставшиеся «ограничительные меры», потому что «в мире нет идеальных стран и Беларусь – не исключение». «Необходима объективная оценка, чтобы партнеры замечали как негативные, так и позитивные моменты», – убежден он.
Вполне вероятно, что каких-то успехов в монетизации такой изначально политической инициативы, как «Восточное партнерство», Минску добиться удастся. «В Брюсселе и других европейских столицах меняется понимание «Восточного партнерства», обнадеживал заместитель министра иностранных дел Олег Кравченко, выступая в конце прошлого года на форуме «Европейский союз и «Восточное партнерство»: подходы к региональному сотрудничеству». Европейская сторона поддерживает позицию Белоруссии в том, что сотрудничество в формате «Восточного партнерства» должно быть прагматичным, стороны должны реализовывать проекты, которые были бы понятны и полезны людям, утверждал он.
Напомним, что инициативой ЕС «Восточное партнерство» охвачены шесть стран бывшего СССР: Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Белоруссия. Если большинство из этих стран рассматривают участие в инициативе как первый шаг к более тесной интеграции, то официальный Минск постоянно подчеркивает: «Беларусь не планирует становиться членом ЕС, но, поскольку мы являемся торговыми партнерами, у нас очень много туристических, образовательных, персональных связей с Евросоюзом, мы напрямую заинтересованы в «Восточном партнерстве». «Этот формат предоставляет дополнительные возможности для взаимодействия в интересах наших стран и народов», – пояснил Олег Кравченко.
Независимая газета. 23.05.2018