Додон – Канду: дуэль на геополитических векторах

Илья Киселев

После распада СССР новообразованные государства, провозгласившие независимость, оказались незамедлительно вовлечены в геополитические планы по разрыву политических, экономических и культурно-исторических связей с Россией. Определенное время эти процессы сдерживались, пусть во многом и формальным, но реальным механизмом Содружества Независимых Государств. Однако в конце 90-х годов эта система практически потеряла реальное содержание, что и привело к необходимости создания новых механизмов взаимодействия на постсоветском пространстве. Таким механизмом стал Таможенный союз, который впоследствии трансформировался в Евразийский экономический союз, предложивший повестку экономического развития альтернативную программам типа «Восточного партнерства», продвигаемым Евросоюзом.

Таможенный союз, в который входили три государства – Россия, Белоруссия и Казахстан, при трансформации в ЕАЭС пополнился новыми членами – Киргизией и Арменией. При этом необходимо отметить, что потенциальными членами ЕАЭС являются не только получившие независимость бывшие республики Советского Союза Таджикистан и Туркмения, но и такие государства, как Иран, с которым ЕАЭС подписал временное соглашение, и Турция, которая уже давно осознала тщетность попыток стать членом Евросоюза. Кроме того, ЕАЭС в 2016 г. заключил соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, на днях запустил временное (на три года) соглашение о ЗСТ с Ираном, идут переговоры по этому вопросу с Израилем, Сербией, Египтом, Индией, Монголией, Сингапуром.

На современном этапе прорабатывается сопряжение ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс и один путь», призванной связать Китай с Евросоюзом. В ходе саммита Россия–АСЕАН в Сочи Владимир Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС с такими межгосударственными объединениями, как АСЕАН и ШОС.

К сожалению, из стран, принявших участие в программе «Восточное партнерство», только Белоруссия сделала выбор в пользу ЕАЭС. Другие участники этой программы – Украина, Молдова и Грузия предпочли курс на открытое сближение с Западом и выбрали путь ассоциации с Евросоюзом. Справедливости ради необходимо отметить, что этот выбор упомянутых государств был осуществлен после происшедших там «цветных революций»: «революции роз» 2003 г. в Грузии, погромов 2009 г. в Молдове и майдана 2014 г. на Украине. При этом курс, избранный ориентированными на Запад властями этих стран, привел к разрушению экономик, традиционно ориентированных на взаимодействие и сотрудничество прежде всего с Россией. Обещанная же Евросоюзом финансово-экономическая поддержка оказалась обусловлена целым рядом требований, выполнение которых привело к фактической потере суверенитета и передаче Евросоюзу целого ряда важных государственных функций и прерогатив.

Если говорить конкретно о Молдове, то провозглашенный в 2009 г. курс на «евроинтеграцию» в конечном итоге привел к формированию в стране олигархического режима В.Плахотнюка, контролирующего парламентское большинство, правительство, судебную систему и большую часть СМИ. В стране установился невиданный уровень коррупции, в поисках лучшей жизни и просто возможности работать родину покинули более миллиона граждан, что составляет почти треть населения. «Венцом евроинтеграции» стала кража из банковской системы Молдовы суммы, превышающей миллиард долларов.

Правление «евроинтеграторов» привело к широкой протестной волне, конечным результатом которой стало избрание президентом РМ председателя Партии социалистов Игоря Додона, в предвыборной программе которого большое внимание уделялось сохранению нейтралитета Молдовы и развитию сотрудничества с Россией и странами ЕАЭС.

Именно вопрос геополитической ориентации Молдовы и стал одним из ключевых в конфликте всенародно избранного президента и контролируемых олигархом парламента и правительства. Проводимая правительством Молдовы политика характеризуется не только откровенно прозападным мейнстримом, выражающимся в тотальном переориентировании остатков экономики на интеграцию с ЕС, но и на расширение сотрудничества с НАТО. В противоположность этому курсу усилия президента И.Додона направлены на сохранение и расширение торгово-экономического сотрудничества с Россией и странами СНГ при строгом сохранении нейтрального статуса, прописанного в Конституции страны.

Одним из предпринятых И.Додоном шагов в этом направлении стало проведение в апреле прошлого года международного форума «Евразийский экономический союз – Республика Молдова», в ходе которого был подписан меморандум о сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией. Новый шаг сделан на прошедшей неделе: Молдова получила статус страны-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Это решение принял Высший Евразийский экономический совет на заседании в Сочи 14 мая.

«Этот статус разрабатывался специально по нашей просьбе. Молдова – первая страна, которая получила этот статус. Желающих очень много, но мы стали первыми. Это важное достижение для страны. Я поздравляю граждан Молдовы и выражаю благодарность всем главам государств, которые поддержали нас – прежде всего, президенту Владимиру Путину, который внес это предложение», – сказал молдавский лидер. «Мы выступаем за сотрудничество и с Востоком, и с Западом. Мы не должны дружить с Америкой против России или с Россией против Америки. Не надо разделять страну, нужно быть не за кого-то, а за Молдову. Я надеюсь, что это и будет после парламентских выборов», – заявил Игорь Додон.

Президент Молдовы не случайно упомянул парламентские выборы, которые должны пройти в Молдове осенью этого года. Партия социалистов, поддерживающая политику президента, имеет хорошие шансы на то, чтобы получить в будущем парламенте большинство и сформировать правительство. А пока что достижения И.Додона в проведении политики, сбалансированной между Востоком и Западом, были подвергнуты критике со стороны парламента и правительства.

«Игорь Додон и Партия социалистов Республики Молдова – это те, кто получил статус наблюдателя, но определенно не Республика Молдова. Европейский вектор – это единственное стратегическое направление развития нашей страны, которое дает будущим поколениям шансы добиться прогресса и стабильности. Вот почему мы инициировали внесение правок в конституцию, чтобы сделать этот курс необратимым. Ни Игорь Додон, ни любой другой государственный деятель без поддержки парламента не может поменять этот курс», –заявил спикер парламента Адриан Канду.

В ответ И.Додон призвал парламент и правительство к спокойствию и сотрудничеству в связи с получением Молдовой статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Глава государства также заявил на брифинге 16 мая, что после парламентских выборов ныне действующая власть станет «наблюдателем от оппозиции» при новой промолдавской власти.

Во многом подобная непозволительная резкость суждений А.Канду объясняется той безнаказанностью, которой пользуются приближенные к олигарху Плахотнюку. Кроме того, определенный отпечаток на все действия молдавских политиков налагает предвыборная ситуация, которая в условиях полного раскола общества заставляет представителей власти привлекать симпатии электората за счет заявлений на геополитическую тему, так как похвастаться какими-либо реальными достижениями во внутренней политике «проевропейская» власть не может. Это и определяет геополитический характер предвыборной повестки на предстоящих парламентских выборах.

Периодические колебания геополитических симпатий населения довольно незначительны, и поэтому на основе опросов можно строить прогнозы, приближенные к реальной картине. На прошедшей неделе были опубликованы результаты весеннего опроса «Барометр общественного мнения». Если учитывать определившихся респондентов (а это – результат, наиболее приближенный, к тому, что можно увидеть по итогам реальных выборов), то при проведении парламентских выборов в минувшее воскресенье Партия социалистов набрала бы 40% голосов избирателей, а Демократическая партия – всего 11%. При этом по результатам опроса 71% опрошенных заявили, что страна развивается в неправильном направлении, и только 25% считают, что все идет, как надо.

Что касается взглядов на геополитическую ориентацию страны, то здесь результаты очень интересны. Сторонники объединения с Румынией, согласно опросу, остаются в меньшинстве. За «унирю» проголосовали бы 24% опрошенных, против – 57%. Еще не определились 9% респондентов, столько же отказались бы участвовать в плебисците по этому вопросу.

Исследователи узнали и мнение граждан Молдовы об объединении с Россией. На референдуме эту идею поддержали бы 32% респондентов, против проголосовали бы 48%. Еще 10% пока не определились с ответом на этот вопрос, а 8% не приняли бы участия в голосовании. 56% опрошенных считают нейтралитет лучшим решением для обеспечения безопасности страны.

Результаты этого опроса подтверждают предварительный расклад сил на выборах в парламент. Во многом результаты парламентских выборов будут также зависеть от исхода выборов мэров Кишинева и Бельц, первый тур которых прошел 20 мая. Кандидаты от Партии социалистов являются фаворитами в этих предвыборных кампаниях, что может серьезно повлиять на расклад политических сил.

Ритм Евразии. 23.05.2018

Читайте также: