Ашхабад подтягивают к Трансадриатическому газопроводу
Виктория Панфилова
Туркменский газ будет экспортироваться в Европу по Трансадриатическому трубопроводу (TANAP), запуск которого ожидается 19 июня. На повестке – строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспия. Эксперты считают, что этот проект приобретает актуальность с учетом заявлений о готовности к подписанию Конвенции по статусу Каспия. Это может состояться в Астане в ходе юбилейного V саммита глав каспийских государств, запланированного на конец лета – начало осени.
«Мы надеемся на участие Туркменистана в проекте TANAP, так как именно Туркменистан играет ключевую энергетическую роль в регионе», – заявил посол Турции в Туркменистане Мустафа Капуджу в ходе IX Международного газового конгресса Туркменистана (TGC-2018), который состоялся 23–24 мая в городе Туркменбаши. По словам дипломата, «проект TANAP очень важен для укрепления энергетической безопасности Европы, а роль Туркменистана значительна, поскольку именно эта страна играет ключевую энергетическую роль в регионе».
Сегодня TANAP рассчитан на транспортировку 16 млрд куб. м азербайджанского газа в год. Для «подключения» туркменского газа нужно строить не только Транскаспийский трубопровод но и дополнительные компрессорные установки. Все последние годы власти Туркменистана ведут переговоры с европейскими чиновниками о продаже своего газа. После прекращения поставок газа в Россию Ашхабад заявил о готовности экспортировать в Европу до 40 млрд куб. м газа в год. Для этих целей он самостоятельно построил газопровод «Восток–Запад», которым соединил крупные месторождения Южного Йолотаня с побережьем Каспия.
Государственный министр, председатель госконцерна «Туркменгаз» Мырат Арчаев в ходе газового конгресса заявил: «Проект Транскаспийского газопровода мощностью от 10 до 30 млрд куб. м газа в год предполагает прокладку трубопровода по дну Каспийского моря от туркменского берега до Баку, где он будет присоединен к системе трубопроводов Южный газовый коридор. Это позволит туркменскому газу достигнуть Европы через Трансадриатический (TANAP) и Трансанатолийский (TAP) трубопроводы».
Однако строительство этого трубопровода блокировали Россия и Иран. Они утверждают, что ввиду замкнутости и уязвимости экосистемы Каспия любые трансграничные инфраструктурные проекты должны быть согласованы всеми игроками. Однако сегодня ситуация меняется. «На фоне заявлений главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что страны каспийской пятерки близки к согласованию основного текста конвенции по Каспию, можно сделать вывод, что в документе нашли отражение спорные вопросы по делимитации дна водоема и прокладки транзитных трубопроводов. Этот вопрос был вынесен в отдельную составляющую переговорного процесса и, видимо, решен», – сказал «НГ» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. По его мнению, ситуация близка к развязке. Саммит глав прикаспийских стран ожидается в конце лета – начале осени. Поэтому прикаспийские страны уже ведут определенные подготовительные работы. «Строительство TANAP завершается, открытие намечено на 19 июня. Вопрос транзитного газопровода найдет свое решение в конвенции. У Туркменистана в этом случае будут развязаны руки», – считает Велизаде, уточняя, что, согласно проекту конвенции о правовом статусе Каспия, прикаспийские страны признают суверенитет, исключительные права, юрисдикцию друг друга, а значит, что после подписания конвенции Ашхабаду нужно будет договариваться только с Баку и Тегераном.
К трубопроводу TANAP присматривается Астана. «В Казахстане нет таких богатых газовых месторождений, как, скажем в Туркменистане. Но если будет решен вопрос со строительством Транскаспийского трубопровода, Казахстан может проявить заинтересованность к прокладке не только газопровода по дну Каспия – даже небольшие объемы экспорта газа в данном направлении важны для Астаны хотя бы в плане имиджевой составляющей, но и нефтепровода с перспективой присоединения к трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан», – сказал Велизаде.
Независимая газета. 25.05.2018