Антикоррупционный «мятеж» в Киргизии возглавляет президент

Иван Ларин

Антикоррупционная война в Киргизии, кажется, обретает зримые очертания и переходит в стадию наступательных действий. Две революции, снесшие режимы президентов Акаева и Бакиева, так и не смогли победить то, против чего, по сути, были направлены, – коррупцию. Последняя, по данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, выводит Киргизию на 136-е место в списке из 176 стран. Президент республики Сооронбай Жээнбеков, пришедший к управлению государством мирным путем, мириться с подобным положением не намерен. И дело здесь не в стремлении к улучшению рейтинговых позиций, а скорее в понимании, что коррупция стала угрозой для национальной безопасности страны.

«Мятежный» президент

Мысль о коррупции как угрозе национальной безопасности Киргизии озвучил сам президент три месяца назад на своем первом после избрания на пост главы государства заседании Совета безопасности. С.Жээнбеков жестко указал правоохранительным органам республики на неэффективную борьбу с коррупцией и напомнил о требовании киргизстанцев принять решительные меры по ее уничтожению.

«Борьба с коррупцией – задача, равнозначная отстаиванию нашей государственности и суверенитета», – подчеркнул президент, признав, что государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции. Коррупция глубоко проникла в суды, прокуратуру, финансовую полицию, органы национальной безопасности и внутренних дел. Силовые структуры борются не с факторами, порождающими коррупцию, а в основном с их последствиями.

Выступление С.Жээнбекова было настолько конкретным, что после произнесенного им вряд кто может усомниться в понимании им ситуации и намерениях вывести страну из тупика. По крайней мере, отзвуки той февральской речи слышны и сегодня.

Коррупция, считает президент, стала главной причиной безуспешной борьбы в республике с организованной преступностью. Объемы капитализации криминальной сферы достигли огромных размеров. Существование большого потока денег в криминальной среде невозможно без участия высокопоставленных лиц в правоохранительных и судебных органах. Организованные преступные группы беспрерывно ведут транзит наркотиков и контрабанду товаров. Они пытаются взять под свой контроль крупный рентабельный бизнес, особенно связанный с акцизными товарами.

«Если бы не коррупция в силовых структурах, – с убежденностью заявил С.Жээнбеков, – криминальные группы не смогли бы проворачивать такие дела».

Вторая наибольшая часть коррупционных доходов связана с наркобизнесом. Через Киргизию проходит международный северный транзитный наркомаршрут. По нему перебрасывается значительное количество наркотиков, в обороте находятся большие деньги, в наркооборот вовлечено множество людей. В то же время после передачи службы по контролю за наркотиками в министерство внутренних дел работа по пресечению наркотрафика заметно ослабла. Такова президентская оценка работы наркоборцов. Она небезосновательна: если в 2016 году правоохранительными органами было изъято 166 килограммов героина, то в 2017-м всего 101 килограмм.

Вердикт президента: «Эти факты наносят урон авторитету Кыргызстана на международной арене».

Казалось бы, считает глава киргизского государства, основной удар по коррупции должны были нанести правоохранительные и надзорные органы, но этого не происходит. Причина в том, что они не могут дать отпор коррупции в своих системах в связи с тем, что сами вовлечены в темные схемы и экономические преступления. К примеру, под разными предлогами возбуждаются уголовные дела в отношении предпринимателей. Расследование таких дел, как правило, затягивается, а через некоторое время многие из них закрываются, не доходя до суда.

Статистика свидетельствует, что за последние два года правоохранительные органы возбудили более 76 тысяч уголовных дел. Из них всего 30% было направлено в суд и только 12% преступников осуждены. 656 дел закрыты в связи с отсутствием состава преступления. «Следовательно, 656 дел были возбуждены незаконно, – констатировал С.Жээнбеков. – Никто не ответил за сломанные судьбы простых граждан, их подорванное здоровье, страдания их семей. Расследование      43 процентов от общего числа дел было прекращено. Из них  85 процентов – в связи с тем, что "не найдены подозреваемые в совершенном преступлении"».

Неэффективной является деятельность Антикоррупционной службы республики (АКС. – Ред.), специально созданной для предупреждения коррупционных проявлений. В 2017 году АКС в рамках борьбы со служебными преступлениями раскрыто 22 случая получения взяток, доказано всего два факта присвоения государственного имущества в крупном и особо крупном размерах. За два последних года службой возбуждено 485 уголовных дел, из них 118 были направлены в суд, по 37 вынесено обвинительное заключение, 154 дела были прекращены или приостановлены.

Тревогу президента вызывает ситуация в Государственной службе исполнения наказаний. Отдельные сотрудники колоний тесно взаимодействуют с криминальным миром. Еще один тревожный вердикт С.Жээнбекова: «Некоторые функции сотрудников исполняют преступники».

«Это доказывает, что коррупция дошла до крайней черты! – заявил президент. – Криминалитет в колониях чувствует себя вольготно, как на свободе. Заключенные имеют свободный доступ к наркотикам, мобильной связи и Интернету. Необходимо в корне изменить ситуацию, иначе коррупция уничтожит систему».

Не все благополучно обстоит в системе правосудия. За последние два года в адрес президента КР поступило более 5480 жалоб на неправомерные действия работников правоохранительных, надзорных и судебных органов. Многие граждане на протяжении долгого времени не могут добиться справедливости в суде, немало случаев, когда суды намеренно затягивают процесс. Дожидаясь приговора, некоторые люди месяцами и годами содержатся в СИЗО. В отношении судей за последние 10 лет было возбуждено 97 уголовных дел, из них до суда дошли 46, 23 обвиняемых освобождены от уголовной ответственности. Лишь по 8% уголовных дел, возбужденных в отношении судей, были приняты судебные решения.

Пожалуй, впервые в Киргизии из уст президента прозвучала столь жесткая критика антикоррупционной деятельности правоохранительных органов. Реакция не могла не последовать. Кто-то стал готовиться к сдаче должности,            в ком-то проснулась надежда на изменение к лучшему ситуации, ведь не все правоохранители – коррупционеры.

Телерадиокомпания Deutsche Welle («Немецкая волна»), анализируя перспективы борьбы с коррупцией в Киргизии, привела мнение сотрудницы Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) в Берлине Беате Эшмент: «Тема коррумпированности наилучшим образом подходила для того, чтобы сместить ненужных людей с их постов и посадить туда нужных».

Выступление своего преемника огорчило экс-президента Киргизии и прораба антикоррупционных революций 2005 и 2010 годов Алмазбека Атамбаева. Он отметил, что все громкие коррупционные дела начали расследовать в период его правления, а Жээнбекову для выступления в Совете безопасности «не ту подсунули» речь, потому что его «специально обманывают». А.Атамбаев призвал оградить действующего главу государства от «подхалимов и всяких угодников».

Напомним, что в ноябре 2017 года на своей итоговой пресс-конференции тогда еще президент А.Атамбаев рассказал, что «коррупцию ни в одной стране мира не искоренить», и тем не менее если раньше люди в Киргизии гордились, что богатеют за счет государства, то сегодня сознание общества изменилось, «мы разбудили людей. Сейчас они могут называть белое белым, черное черным. Прокурор Бишкека был снят с должности за то, что не держал зонтик сам».

Президент Жээнбеков на замечания своего предшественника не отреагировал. 5 апреля на встрече с родственниками погибших, пострадавшими и участниками Апрельской революции 2010 года он заявил, что продолжит борьбу с коррупцией, «несмотря на близких, родственников и друзей».

Сколько стоят плоскогубцы в Киргизии

События показывают, что главе киргизского государства предстоит напряженная работа по устранению обозначенных им изъянов.

26 января нынешнего года на Бишкекской ТЭЦ, только что прошедшей модернизацию, случилась авария, которая на несколько дней лишила Бишкек тепла в трескучие морозы, но зато вывела на чистую воду целый отряд коррупционеров. Причины злополучной аварии изучила депутатская комиссия Жогорку Кенеша – парламента. Депутатов интересовало, как был использован китайский кредит в размере $386 млн, предназначавшийся для модернизации ТЭЦ. В своем заключении комиссия привела шокирующие факты о стоимости произведенных закупок и работ. Услуги, например, консультанта по вопросам модернизации ТЭЦ была оценена в $6 млн, а обычные плоскогубцы покупались за $640.

Член депутатской комиссии Акылбек Жамангулов засвидетельствовал, что «например, есть случаи, когда кондиционеры, которые на рынке стоят не дороже $1 тыс., закупались, оказывается, по $ 57 тыс. за единицу. Вы верите, что они могут столько стоить? Тут цена увеличена в 57 раз!»

Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ. – Ред.) Киргизии, в свою очередь, сообщил о выявленных фактах хищения и незаконного вывода денежных средств в особо крупных размерах отдельными руководителями ОАО «Электрические станции», допущенных в ходе реконструкции ТЭЦ. По информации ведомства, к данной преступной схеме были привлечены подставные фирмы, с которыми были заключены фиктивные подрядные договоры.

Так, отдельные руководители ОАО, несмотря на несоответствие квалификационным требованиям при проведении конкурса на ремонтные работы котлоагрегатов, заключали договоры с подрядными организациями и переводили на их счета крупные суммы денег, при этом фактически ремонтные работы осуществлялись силами работников самой ТЭЦ.

На заседании парламента республики, посвященном итогам работы депутатской комиссии по установлению причин аварии на Бишкекской ТЭЦ, депутат Исхак Масалиев сообщил, что в мае 2013 года «президент (Атамбаев. – Ред.) дал приказ министрам финансов и энергетики выделить деньги на модернизацию. А какой министр откажется? Но по закону президент не имеет права давать поручение исполнительной власти. То, что вмешивался Атамбаев, говорит о преступлении. Таким образом, президент злоупотреблял своими полномочиями. Здесь видна узурпация. Значит, надо Атамбаева лишить неприкосновенности, соответствующие органы должны начать разбирательство. Для них откроются очень интересные факты».

Отдельные факты следствие уже установило. По подозрению в коррупции в ходе модернизации столичной ТЭЦ задержан ряд бывших высокопоставленных чиновников. Им теперь точно не придется думать о том, как через 20 лет возвращать кредит (с учетом процентов его сумма составит $480 млн) за проект, ставший ярким показателем киргизской коррупции.

Но проблема в том, что указанный кредит за годы независимости страны был не единственным. По данным министерства финансов, на 28 февраля с.г. общий объем госдолга республики составил $4402,67 млн, из них Китаю республика задолжала $1711 млн.

В 2016 году сообщалось, что большая часть внешних денег, полученных Киргизией, уходило в транспортную и автодорожную сферы – более $2 млрд, на поддержку государственного бюджета – почти $2 млрд, на энергетику – более $1,5. Не исключено, что часть кредитов была, как в случае с модернизацией столичной ТЭЦ, направлена на приобретение плоскогубцев стоимостью $640.

Недавно в Сети появилось видео, как активисты предлагают киргизстанцам погасить внешний долг перед самым крупным кредитором – Китаем. Депутат Жогорку Кенеша Камчыбек Жолдошбаев призвал бизнесменов скинуться и выплатить долги. А вот предложений определить коррупционную составляющую в растраченных в республике внешних кредитах, выявить возможных коррупционеров и потрясти их кошельки пока не поступало. Хотя это как раз и был бы системный подход в борьбе с коррупцией и погашении внешнего долга.

Ритм Евразии. 22.05.2018

Читайте также: