«В одном казане две головы не варят». Что стоит за сменой правительства в Кыргызстане?
Влад Корсак
Что произошло в действительности
В Кыргызстане произошла очередная смена правительства: назначен новый премьер-министр, внесены изменения по персональному составу руководителей министерств и ведомств. Но это, так сказать, внешняя оболочка происходящего во властных структурах страны. В действительности же завершился цикл двоевластия и нарастающего противостояния между президентом Сооронбаем Жээнбековым и экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым.
Еще летом-осенью прошлого года, когда А.Атамбаев на разных уровнях и коммуникативных площадках ратовал за избрание президентом сопартийца и экс-премьер-министра Сооронбая Жээнбекова, здравомыслящие люди высказывали сомнения относительно планов А.Атамбаева сохранить решающее влияние на кыргызскую политику за счет такой, так сказать, рокировки.
В условиях Кыргызстана президент просто обязан взять власть целиком, без сомнений, иначе его сомнут. Такова политическая культура и традиция. Кстати, о традициях: не случайно кыргызская поговорка утверждает, что «в одном казане две головы баранов не варят». В этом плане какой-то авторитетный и равный президенту советчик не нужен и даже опасен.
К тому же важно было учитывать, что объявленная парламентская республика остается до сих пор неким идеалом на горизонте политических событий. В действительности, какие бы полномочия ни прописали премьер-министру, если на этот пост попадает человек без формального авторитета, опирающегося на традицию, он не сможет ими воспользоваться. Президент в этом случае все равно будет оставаться главной фигурой, а его аппарат будет оставаться местом, где формируются стратегические решения, которые правительство призвано выполнять и нести публично ответственность за их реализацию.
Именно поэтому многие наблюдатели кыргызских политических реалий были убеждены, что А.Атамбаев, будучи президентом, затеял в 2016 году референдум по изменению конституции именно для того, чтобы по завершении президентских полномочий перейти (пусть не сразу) на позицию премьер-министра КР. Предполагалось, что здесь будет действовать его авторитет экс-президента. Очень важно было сохранить влияние через социал-демократическую партию (СДПК) на политический процесс, и прежде всего на парламент – Жогорку Кенеш.
Как всегда, в Кыргызстане не менее важны неформальные связи с различными группами политиков, СМИ, предпринимателями и другими «влиятельными структурами и объединениями». Не учли одного: новый президент С.Жээнбеков не остался в позиции подконтрольного экс-президенту, зависимого от его советов и непубличных решений. Одновременно премьер-министр Сапар Исаков при его молодости (что в условиях Кыргызстана является, скорее, минусом), а также быстро совершенных политических ошибках, сомнительной кадровой политике не смог удержать места до прихода на него своего патрона – Атамбаева.
Президент Жээнбеков приступил к реализации своей политики, как кадровой, так и в принятии стратегических установок, таких как борьба с масштабной коррупцией в среде правоохранителей, что прямо указывало на отсутствие результатов такой борьбы у предшественника. И вот здесь экс-президент Атамбаев совершил политическую ошибку: вступил в борьбу со своим однопартийцем, президентом, которого он продвигал на этот пост всеми доступными средствами. Надеялся на авторитет и возможность повлиять на ситуацию угрозой роспуска парламента через действия СДПК как главной силы в коалиции большинства, и, значит, в Жогорку Кенеше.
Реальность оказалась иной. Не учтены были следующие факторы. Первый: партий в собственном смысле слова в Кыргызстане как не было, так и нет, нет реальных сплачивающих партийных программ, целей и т.д. Есть объединения людей для достижения своих далеких от высокой политики и т.п. целей – это правда. Есть депутаты, которые дорожат своим местом, и намерение роспуска парламента для них является главной угрозой, против которой они готовы сплотиться под руководством любого лидера. Что и произошло, но совсем не так, как ожидал Атамбаев: фракция СДПК в парламенте в значительной своей части не поддержала своего партийного лидера, а голосовала за то, чтобы быть с президентом Жээнбековым, с властью. Поэтому, если власть считает, что премьер-министр ее не устраивает, то он должен уйти.
Таким образом, очень быстро и в рамках законных процедур правительство С.Исакова было отправлено в отставку, а самому Исакову – «правой руке» Атамбаева, как он сам об этом говорил, был выражен вотум недоверия. Его сменил Мухаммедкалый Абылгазиев. Двоевластие завершилось, президент Жээнбеков начал укрепление своей власти.
Замена атамбаевских кадров
Смена правительства, по сути, - это замена атамбаевских кадров. Из самых важных можно отметить следующие. Вслед за председателем Государственного комитета национальной безопасности А.Сегизбаевым и генеральным прокурором И.Джолдубаевой в отставку ушел премьер-министр и три вице-премьера, а также министр внутренних дел. В правительстве сменились силовики и министр экономики. Правда, многие министры и руководители важных ведомств – всего 10 человек – остались на своих местах, но это именно те, кто не был, строго говоря, атамбаевским, а просто добросовестно выполнял свою работу.
Есть и те, кого трудно назвать новыми членами правительства: они были в нем еще менее года назад, когда на посту премьер-министра находился нынешний президент, которому с ними работать удобно, привычно и надежно.
Прежде всего, это премьер-министр Абылгазиев Мухаммедкалый Дюйшекеевич. Он выходец из северной Нарынской области. Появился в 2016 году в правительстве Жээнбекова на посту 1-го вице-премьера.
Боронов Кубатбек Айылчиевич работал на должности министра чрезвычайных ситуаций (во всех правительствах с декабря 2011 года, по квоте партии «Республика»). Теперь перешел на позицию 1-го вице-премьер-министра. Выходец из Ошской области. Образование получил во Фрунзенском политехническом институте, специальность – инженер-строитель (1991 г). В 2011 г. завершил обучение в Международной академии управления, права, финансов и бизнеса по специальности «юриспруденция».
Панкратов Олег Михайлович назначен на должность министра экономики. В правительстве Жээнбекова в 2016 году был вице-премьер-министром по экономическим вопросам. Родился на Иссык-Куле. Окончил в 1992 г. с отличием педагогический институт по специальности «физика, информатика и вычислительная техника». В 2002 г. окончил Кыргызский государственный национальный университет по специальности «юриспруденция». Владеет кыргызским языком на бытовом уровне. С 2013 г. – советник премьер-министра КР - эксперт по вопросам Таможенного союза. В экспертной среде считается человеком, обеспечившим режим постоянной коммуникации с Евразийской комиссией.
Разаков Жениш Парпиевич в правительстве Жээнбекова в 2016 году был вице-премьер-министром по границам. Сейчас назначен на позицию вице-премьер-министра. Выходец из южной Баткенской области, где с 2012 года был и.о. акима-губернатора Баткенской области, далее – полномочного представителя правительства КР в Баткенской области. Окончил факультет прикладной механики и автоматики Ленинградского механического института имени Д.Ф. Устинова в 1990 г. Полковник милиции. Пользуется репутацией жесткого переговорщика, особенно по вопросу границ.
Аскаров Замирбек Марипбаевич – вице-премьер-министр. Выходец из южной Ошской области. До назначения работал первым вице-мэром г.Оша, а также в отделе туризма и спорта мэрии Оша. В правительстве будет отвечать за финансово-экономические вопросы и фискальную политику.
Омурбекова Алтынай Сейитбековна – вице-премьер-министр. После назначения в правительство многие стали обсуждать ее уход в декабре 2017 года с позиции вице-спикера парламента от оппозиционной партии «Республика-Ата Журт», усматривая некий замысел. Родилась в г.Фрунзе. Окончила Кыргызский государственный национальный университет, исторический и юридический факультеты. Работала в предпринимательских проектах. В 2010-2011 гг. была депутатом парламента V созыва, добровольно отказалась от мандата, после чего стала акимом, экс-акимом Ленинского района, и.о. вице-мэра г. Бишкека.
Вместо ушедших атамбаевских новыми силовиками стали:
Джунушалиев Кашкар Астаканович – министр внутренних дел. Сменил на этом посту бывшего телохранителя Атамбаева. Выходец из северной Чуйской области. Вся карьера прошла в органах внутренних дел. Генерал-майор милиции. Работал начальником ГУВД г.Бишкека, а в 2016 г. был и.о. министра МВД.
Тердикбаев Эрлис Джекшенович – председатель Госкомитета по делам обороны. Выходец из Чуйской области. Окончил Алма-Атинское общевойсковое командное училище и Общевойсковую академию Вооруженных сил РФ. Один год был слушателем Военной академии Генштаба ВС РФ.
Кадыркулов Идрис Анарбекович – председатель ГКНБ, назначен вместо родственника экс-президента Атамбаева. Карьера – в органах безопасности. В 2016-2018 гг. работал начальником управления ГКНБ по Ошу и Ошской области.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заявить: в правительство вошли люди не по региональному признаку «север-юг». Президент С.Жээнбеков, будучи уроженцем юга, землякам не отдает преимущества в продвижении по службе.
Изменения в парламенте привели к складыванию удобной для президента конфигурации фракций и коалиции большинства. Однако по сути это конец так называемой апрелевской конституции 2010 года с ее посылом движения к парламентскому правлению. Действительно, как оно возможно, если нет партий. Одновременно это победа конституции в части обеспечения бесконечности «игры» политиков, постоянства борьбы за интересы местных групп и т.д. В этом плане «демократические процедуры» будут обеспечены.
Вот только остались проблемы. Как реализовать долгосрочные программы развития страны, каковых произведено множество. Как обеспечить движение в сторону восстановления производства, сельскохозяйственного прежде всего. Как обеспечить минимальный уровень управления в стране, а не трескучую пропаганду новых реформ. Ведь всем понятно, что пропагандировать современные инструменты электронного «умного» управления, без указания на то, что этими инструментами предполагается сделать, есть повторение всех ошибок предшественников.
* * *
Укрепление власти президента С.Жээнбекова происходит. И теперь только он отвечает за путь движения страны, и от него зависит, сможет ли он указать на цели, которые разделяет с согражданами. Не хотелось бы, чтобы дело завершилось, как часто бывает, лишь формированием окружения из людей, которым можно доверять в условиях усиливающейся борьбы за власть. Ведь много тех, кто уже сейчас ставит задачу победить на парламентских выборах 2020 года, не за горами и новые президентские выборы. Да и экс-президент со своим окружением вряд ли отойдет в сторону. Уже появились признаки вступления информационных ресурсов Атамбаева в борьбу под лозунгом недопущения «семейного правления». Намек на усилившиеся позиции братьев президента С.Жээнбекова – это работа на возможное региональное противостояние и столкновение северной и южной элит.
По мере укрепления собственной власти С.Жээнбеков встанет перед выбором – продолжить движение традиционным способом и тогда его возведут на «трон», окружат «преданными» людьми, или попробовать вырваться из круга псевдоэлиты, но тогда придется взять на себя ответственность и определиться во всех смыслах слова. Выявить пределы своих успешных действий и, значит, границы, за которыми ты не властен. Ему придется найти главные направления движения Кыргызстана в будущее. Сейчас на главу государства свалятся множество концепций, предложений, да и самому ему трудно будет оторваться от наезженной колеи – поиска денег на ближайшие нужды, а там «видно будет»...
Общество вправе ожидать, что президент найдет путь оптимального устройства власти в Кыргызстане, при котором она – власть – будет оставаться стабильной и ответственной и в то же время сменяемой по правилам, прошедшим обкатку в стране, а не навязанным извне.
Ритм Евразии. 26.04.2018