Молдова – ПМР: очередная попытка «соединить» днестровские берега
Илья Киселев
Оживленные политические процессы, проходящие на правом берегу Днестра, не могут полностью заслонить одну из главных проблем Республики Молдова – неурегулированный уже более четверти века приднестровский вопрос. За время существования независимой Молдовы отношения между двумя берегами Днестра принимали самые разные формы – от открытого вооруженного конфликта до поиска форм конструктивного мирного сосуществования.
Прошедшая в среду, 25 апреля, очередная встреча президента Молдовы Игоря Додона и главы Приднестровья Вадима Красносельского стала очередной такой попыткой.
Пожалуй, никогда стороны не были так близки к тому, чтобы окончательно урегулировать конфликт, как в период подготовки к подписанию в 2003 г. документа, известного как «меморандум Козака». Однако тогдашний президент Молдовы В.Воронин в последний момент отказался подписывать уже полностью согласованный документ. Версия, что это было сделано под нажимом Запада, а точнее посольства США в Кишиневе, имеет много косвенных подтверждений. Так это или нет, когда-нибудь обязательно станет известно. Точно так же, как и правдивость существующей версии о том, что сам приднестровский конфликт стал результатом заранее спланированной провокации, целью которой было «отсечь» левый берег Днестра от только что провозглашенной независимой Молдовы и создать максимально благоприятные условия для поглощения ее правого берега соседней Румынией. Однако повторение аннексии Бессарабии Румынией не состоялось по целому ряду объективных причин. Но надо признать, что в этом году 100-летия румынской оккупации унионистское движение в Молдове переживает определенный подъем.
Как бы то ни было, провокация тогда удалась, и правый берег Днестра уже 26 лет живет своей жизнью, фактически являясь пусть и непризнанным, но самостоятельным государственным образованием. При этом необходимо отметить, что по сравнению с другими непризнанными государствами на постсоветском пространстве Приднестровье намного опередило их в плане того, что принято называть государственным строительством. Уже в первые годы существования в Приднестровье, помимо органов государственной и местной власти, была выпущена собственная валюта, создана своя финансовая и банковская системы и такие важные государственные структуры, как министерство иностранных дел, таможня и налоговое ведомство.
Также большое значение в процессе формирования непризнанной приднестровской государственности имело проведение многочисленных референдумов, два из которых прошли по вопросу независимости ПМР. Результаты этих плебисцитов создали, с одной стороны, основания для провозглашения независимости Приднестровья. Однако при этом, учитывая, что реальных предпосылок признания этой независимости в ближайшей перспективе не наблюдается ни с чьей стороны, эти решения серьезно ограничивают для администрации Тирасполя поле для политического маневра при обсуждении статуса республики.
На сегодняшний день любые попытки обсуждения политического статуса Приднестровья, предпринимаемые Кишиневом, наталкиваются на упорное сопротивление администрации Тирасполя, которая предпочитает обсуждать рабочие моменты, возникающие при экономическом взаимодействии двух берегов Днестра, а также те текущие вопросы, которые касаются непосредственно граждан, проживающих на правом и левом берегах. Именно в ряде таких текущих вопросов и был в последнее время достигнут заметный прогресс, который даже привел к подписанию ряда документов.
Достигнутый прогресс является закономерным и логическим итогом усилий президента РМ Игоря Додона, который обозначил решение приднестровской проблемы в качестве одного из главных приоритетов своей деятельности на посту президента. Да, существует мнение, в том числе и в Тирасполе, что ограниченные полномочия главы государства не позволяют ему непосредственно принимать решения, от которых зависит развитие отношений между двумя берегами Днестра. Более того, на обоих берегах регулярно звучат высказывания, что фактически все решения в Кишиневе принимает председатель Демократической партии олигарх В.Плахотнюк, который на сегодняшний день контролирует правящее большинство в парламенте, правительство, судебную систему и прокуратуру, а также основные СМИ в Молдове. Тем не менее вряд ли кто-то возьмется отрицать тот факт, что именно предпринятые И.Додоном шаги вынудили проевропейскую власть в Кишиневе проявить инициативу в переговорном процессе с властями Приднестровья.
С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и позицию главы Приднестровья Вадима Красносельского, также проявившего настрой на прогресс в переговорных процессах с Кишиневом. В результате в ноябре прошлого года подписаны четыре соглашения об урегулировании проблем в образовании, связи и сельском хозяйстве. Стороны договорились, как наладить телекоммуникационную связь между двумя берегами Днестра, апостилировать в Кишиневе приднестровские дипломы об образовании, обеспечить доступ фермеров к земельным участкам в Дубоссарском районе и сделать возможным функционирование школ с обучением на основе латинской графики в Приднестровье. Особую важность для ПМР представляет договоренность об апостиле дипломов о высшем образовании, выдаваемых высшими учебными заведениями Приднестровья, так как это позволит студентам учиться за рубежом и полностью реализовывать свое право на образование. Также было открыто движение по еще одному мосту через Днестр в районе села Гура Быкулуй.
Кроме этого, буквально накануне состоявшейся встречи Кишинев и Тирасполь достигли консенсуса по вопросу об участии приднестровского автотранспорта в международном движении. Протокольное решение «Об участии транспортных средств из Приднестровья, не осуществляющих коммерческую деятельность, в международном дорожном движении» было подписано 24 апреля в Бендерах. Подписи под документом поставили главные переговорщики от Кишинева и Тирасполя Кристина Лесник и Виталий Игнатьев.
Прошедшая 25 апреля встреча Игоря Додона и Вадима Красносельского стала уже третьей по счету и состоялась после достаточно долгого перерыва. Как и ожидалось, ее основной темой стала миротворческая миссия в зоне приднестровского конфликта и деятельность Объединенной контрольной комиссии (ОКК). И тут необходимо отметить, что обе стороны смогли убедиться в большой схожести мнений по этим вопросам. И И.Додон, и В.Красносельский констатировали необходимость сохранения миротворческой миссии в ее нынешнем виде и формате, а также заявили о необходимости нормализации работы ОКК – руководящего органа миротворческой операции. Эта тема поднималась и на первой их встрече в начале 2017 года. После нее ситуацию в ОКК удалось разблокировать, но затем работа снова забуксовала.
Кроме этого, в ходе встречи была высказана взаимная озабоченность продолжающимися попытками пересмотреть формат миротворческой миссии, а также заменить ее контингентом гражданских инспекторов. Как известно, в последнее время эти попытки предпринимаются проевропейской властью Молдовы с удручающей регулярностью, и ни для кого не секрет, что они инспирируются из-за пределов страны. Наиболее ярким проявлением этих попыток стало вынесение на Генеральную Ассамблею ООН инициативы о выводе российских военных с территории Молдовы. Рассмотрение данной инициативы было отложено на неопределенный срок, однако определенные политические круги РМ не оставляют надежды на осуществление своих планов. Совсем недавно премьер-министр Павел Филип высказал намерение обратиться к правительству Украины с просьбой предоставить транспортный коридор для вывода российских войск из Приднестровья.
Еще одной острой проблемой во взаимоотношениях двух берегов Днестра является тема совместного молдавско-украинского контроля на приднестровском участке границы. В Тирасполе уверены, что это обернется полномасштабной блокадой региона. И.Додон заявил, что остается при своей позиции: совместные пункты «не должны оказывать негативного влияния на жителей и экономических агентов Приднестровья».
Ну и еще одним важным итогом встречи стало то, что И.Додон и В.Красносельский договорились чаще встречаться. Президент Молдовы считает, что контакты должны быть регулярными, а следующая встреча может состояться уже через несколько месяцев в Кишиневе.
Проведение данной встречи еще раз свидетельствует о том, что, несмотря на муссируемые слухи об ограниченности полномочий президента Молдовы и исключительно представительской роли данной ветви государственной власти Молдовы, И.Додон продолжает оставаться одним из ведущих политиков страны. Об этом, кстати, свидетельствуют рейтинги и различные социологические исследования, согласно которым он является политиком с наивысшим рейтингом доверия в стране. То же самое можно сказать и о Партии социалистов, которая, по многим оценкам, имеет шансы получить большинство в парламенте страны после очередных выборов, которые должны состояться осенью этого года.
Безусловно, определенную и достаточно важную роль на этих выборах могут сыграть и голоса приднестровских избирателей.
Ритм Евразии. 27.04.2018