Мания величия, которой больна Румыния, чревата территориальными переделами
Владислав Макаров
Румыния с конца 1980-х всерьез заболела шовинизмом. Бухарест намерен ни много ни мало кардинально перекроить геополитическую карту Юго-Восточной Европы, насильственно изменив границы сразу нескольких государств для построения Великой Румынии (România Mare).
Изначально в состав Великой Румынии, по замыслу ее идеологов, должны были войти не только Молдавия и Украина, но и куски Сербии (Банат) и Болгарии (Добруджа). Самые фантастические идеи выдвигались великорумынскими шовинистами во время Второй мировой войны. Заручившись поддержкой Гитлера, они предлагали расшириться чуть не до Сибири. В их воспаленных мозгах Великая Румыния представала как огромная империя от Балкан до Урала с выходом в Азию.
Болгария и Сербия, как и Румыния, – члены ЕС и НАТО. Западный вектор великорумынского экспансионизма неизбежно угас, не будешь же планировать агрессию против собственных союзников! Хотя отметим, что у Бухареста разный подход к болгарам и сербам. Первые слишком покорны перед США и ЕС, вторые позволяют себе иногда пророссийские демарши. За это сербов великорумынская идеология считает большими противниками, чем болгар. По крайней мере, сербские политологи и аналитики, в отличие от болгарских, периодически обсуждают тему Великой Румынии и ее возможные последствия для Сербии.
Зато восточное измерение великорумынской идеологии продолжает расцветать. Теперь под Великой Румынией подразумевается поглощение Молдавии, Приднестровья и части Украины – Буковины (Черновицкая обл.) и Бессарабии (Одесская обл.). Главным препятствием на пути осуществления этих планов является Россия. В военной доктрине Румынии она обозначена как противник номер один.
Россия для Великой Румынии – геополитический противник, поскольку инициирует военно-политические и экономические проекты, конкурирующие с проектом Великой Румынии, ЕС и НАТО (ОДКБ, Евразийский экономический союз, Таможенный союз).
В глазах Бухареста Россия как правопреемница СССР ответственна за сокрушительное поражение Румынии в 1940 г. (поход РККА, когда румыны практически без боя вернули в состав Украины и Молдавии захваченные в 1918 г. Буковину и Бессарабию) и 1944 г. (разгром Румынии как союзницы Гитлера и, как следствие, вынужденный переход на сторону антигитлеровской коалиции).
Россия для Великой Румынии – идеологический противник. Как наследница Великой Победы 1945 г., она не может мириться с попытками обелить главного румынского «великорумыниста» – маршала Антонеску, союзника главарей Третьего рейха и соучастника агрессии против Советского Союза. Без оправдания преступлений румынской военщины на оккупированных территориях СССР в 1941-1944 гг. создать позитивный образ Великой Румынии невозможно. В Бухаресте это понимают и запросто лепят из палача Антонеску героя.
Россия для Великой Румынии – противник цивилизационный. Все еще сохраняющиеся культурные связи русского и молдавского народов не дают Бухаресту окончательно превратить молдаван в румын. По данным соцопроса социологического центра IMAS, проведенного в феврале 2018 года, только 25% молдавских граждан хотят объединения с Румынией, 62% – против.
Проведенная в 2014 г. перепись населения (без учета Приднестровья) показала, что всего 7% жителей Молдавии назвали себя румынами. Насаждение тезиса «молдаване – это румыны» идет гораздо медленнее, чем хотелось бы Бухаресту. В Приднестровье, вопреки переходу молдавского языка в РМ на латиницу, сохраняется его кириллический вариант в статусе официального, напоминая о многовековом культурном единстве Руси и Молдавии.
Конфронтационный курс НАТО и США в отношениях с Москвой автоматически делает проект Великой Румынии совместимым с общим натиском коллективного Запада на Россию. Произнесенная во время нападения на СССР 22 июня 1941 г. маршалом Антонеску фраза «Трэчець Прутул!» («Перейти Прут!») остается главной формулой румынской внешней политики.
Бухарест готов приветствовать любую политическую силу в Кишиневе, если эта сила не будет ставить под сомнение необходимость объединения Румынии и Молдавии. Сейчас олигарх, коррупционер и первый заместитель председателя парламента Молдавии, лидер Демократической партии и союзник Великой Румынии Владимир Плахотнюк пытается превратить республику в свою личную вотчину. Его партия пользуется поддержкой всего 16% населения, в то время как Партия социалистов президента Игоря Додона – 39%. Однако Запад предпочитает поддерживать меньшинство, пренебрегая мнением большинства.
У Плахотнюка есть карт-бланш от Вашингтона. В декабре 2017 года он побывал в США для встречи с американскими политиками. Темами переговоров были противодействие мифической российской угрозе и ход внутренних реформ в Молдавии. Под последним подразумевалось участие Плахотнюка в коррупционных схемах. Как отметил эксперт по Румынии Польского института международных отношений Якуб Пеньковский, Вашингтон, Брюссель и Бухарест прекрасно осведомлены о проделках Плахотнюка, но все ему прощают из-за его антироссийской позиции.
Правда, ЕС и США периодически напоминают олигарху о необходимости довести реформы до конца и не проводить их лично себе во благо, но у Плахотнюка есть «крыша» – румынские власти, которые как зеницу ока берегут любого молдавского политика, если он за Великую Румынию. Носители великорумынской идеи в свое время снюхались с гитлеризмом, теперь их идейные наследники снюхалась с молдавскими коррупционерами, уничтожающими собственную страну.
Ведущей силой в румынском правительстве на сегодня является Социал-демократическая партия (СДП) Румынии – опекун и союзник Демократической партии Молдавии Плахотнюка. У СДП – 509 тыс. членов, 156 мест в Палате депутатов Румынии, 67 – в румынском Сенате, 14 – в Европарламенте. Для нее проект Великой Румынии – такая же «священная корова», как и для других румынских политических сил. Все понимают, что ликвидация молдавской государственности на данный момент невозможна, но никто не говорит об этом вслух, ибо это равносильно политическому самоубийству.
СДП с энтузиазмом восприняла приход в Белый дом Дональда Трампа. Для налаживания личных контактов в Вашингтон отправился лидер партии Ливиу Драгня и премьер Сорин Гриндяну. Они приняли участие в специальном ужине, взнос за участие в котором стоил $0,5-1 млн. Официальный Бухарест отрицал факт оплаты, но готовность великорумынских шовинистов заплатить любые деньги, лишь бы откушать с Трампом, подчеркивает значимость американской поддержки для проекта Великой Румынии.
Эта поддержка заключается в совместных усилиях Вашингтона и Бухареста по укреплению восточного фланга НАТО. Военные базы США расположены в Дэвэсэлу и возле Констанцы, ключевого морского порта на черноморском побережье Румынии. От него до российского Крыма по морю всего около 300 км, поэтому американцы появились здесь неслучайно. По согласованию с Вашингтоном Бухарест намерен довести затраты на оборону до 2% ВВП (вместо 1,5% в 2016 г.). В абсолютных цифрах это будет равно $10 млрд.
Из европейских союзников НАТО наибольшее содействие Румынии оказывает Польша. Между странами подписано соглашение о стратегическом партнерстве и нет ни идеологических, ни политических противоречий.
25 марта в Кишиневе в честь 100-летия объединения Румынии и Молдавии в 1918 г. прошла демонстрация местных «великорумынистов». Правда, вместо заявленных 100 тысяч на площади собралось не более 7 тысяч. Все говорит о том, что идея новой «унири» не разделяется большинством молдаван. В 1990 г. во время парада суверенитетов на осколках СССР в акции «Мост цветов», символизировавшей объединение Румынии и Молдавии, участвовали куда больше людей – 400 тысяч.
Это был период неоправданно завышенных ожиданий. Сегодня Либеральная партия Молдавии, которая занимает жесткую прорумынскую позицию, вместо прежних 10% пользуется 2% популярности. Не менее прорумынские партии «Действие и солидарность» и «Достоинство и правда» – 16% и 7% соответственно. Партия национального единства и того меньше – всего 0,5%. Партию поддержал бывший президент Румынии Траян Бэсеску, но это ей не помогло. Кстати, Бэсеску как-то заявил, что на месте Антонеску отдал бы в июне 1941 г. точно такой же приказ: «Трэчець Прутул!» Ему удалось даже получить молдавское гражданство, правда, президент РМ И.Додон такового быстро лишил.
Пока Румыния действует тихой сапой. В 2009 г. оттяпала у Украины богатый углеводородами шельф у о.Змеиный, вошедший в состав Украины в 1948 г. благодаря усилиям советской дипломатии. Теперь румыны зарятся на украинский о.Майкан на Дунае. В планах у Бухареста превратиться в монополиста дунайского судоходства.
Проект Великой Румынии – это одновременно антимолдавский, антироссийский и антиукраинский проект. Кишинев, Киев и Москва должны совместно ему противодействовать (хотя в реальности это сегодня представить трудно). В 1918 г. Румыния поглотила Бессарабию и Буковину в условиях политического вакуума после распада Российской империи. Бухарест норовит снова ввергнуть регион в такое состояние, чтобы получить благоприятные возможности для повторного отторжения этих территорий.
Ритм Евразии. 05.04.2018