Компромисс ради экспорта: чего ожидать от российско-белорусских переговоров по единому рынку молока

Александр Бовдунов

Министерства сельского хозяйства России и Белоруссии проведут 11 апреля 2018 года консультации о создании единого рынка молочной продукции. Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев предложил белорусской стороне искать другие рынки сбыта, так как российские производители «намерены сами напоить молоком» отечественных потребителей. «Молочные войны» между двумя странами идут уже довольно продолжительное время. Решит ли проблему создание единого рынка — выяснял RT.

«Любимое детище президента»

Минсельхоз России заявил, что 11 апреля совместно с коллегами из Белоруссии ведомство организует консультации по поводу создания единого рынка молочной продукции.

«Мы должны провести консультации с нашими белорусскими коллегами о едином рынке молока. Речь идет о том, что мы проанализируем себестоимость производства продукции в России, Белоруссии, мы проанализируем весь перечень предприятий, которые занимаются переработкой, сделаем анализ достижений последних лет в применении технологий», — объяснил цели проведения переговоров первый замминистра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов.

На консультациях планируется обсудить объемы поставок молочной продукции из обеих стран на 2018 год. Замминистра не исключил, что на встрече будет поднят вопрос создания совместной компании, которая бы поставляла сухое молоко в Россию. По данным российского ведомства, в 2017 году 70% всего сухого молока, поставленного в Россию, пришлось на долю Белоруссии. В целом, в 2017 году 86% российского импорта молочной продукции шло из этой страны.

Ранее Минсельхоз и Россельхознадзор России неоднократно предъявляли претензии к белорусским производителям молочной продукции. Под сомнение ставилось качество белорусской «молочки», в частности, высокое содержание сухого молока в продуктах и не соответствие ветеринарным требованиям. Белорусов обвиняли также в демпинге и нарушении совместно утвержденных планов по поставкам молока. В феврале 2018 были введены временные ограничения на импорт белорусской молочной продукции в нашу страну (Россельхознадзор собирался ввести ограничения с 26 февраля, но не стал этого делать, затем ведомство в течение марта несколько раз переносило сроки ввода запретительных мер. - "МП"), а в конце марта 2018 года Россельхознадзор ввел запрет на ввоз в Россию продукции трех белорусских молочных предприятий.

Ранее российское надзорное ведомство обещало в марте 2018 года запретить ввоз всей молочной продукции из Белоруссии. Тогда белорусский президент Александр Лукашенко назвал молоко «наглым политическим инструментом» России.

На данный момент молоко является одним из наиболее важных элементов белорусского экспорта в Россию. Согласно данным посольства Республики Беларусь в России, товарооборот двух стран в 2017 году составил $32,4 млрд с отрицательным для Минска сальдо в $6,8 млрд. При этом молоко и молочные продукты составили 13,6% от всего белорусского экспорта в нашу страну.

«Создание единых подходов к рынку сельского хозяйства не только молока, но и всей сельскохозяйственной продукции — это единственное возможное решение не только в рамках Союзного государства, но и всего Евразийского союза», — заявил в интервью RT директор белорусского аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский.

Аналитик отмечает, что Белоруссия с момента начала интеграции с Россией в середине 1990-х была крайне заинтересована в сельскохозяйственном рынке нашей страны.

«Сельское хозяйство — любимое детище президента, значительные средства были за годы белорусского суверенитета инвестированы в эту отрасль, в том числе мясомолочную промышленность, — подчеркивает Шпаковский. — Поэтому любые трения с нашими российскими партнерами воспринимаются в Минске очень эмоционально».

Нормальная ситуация

Формально между Россией и Белоруссией и так существует единый рынок сельскохозяйственной продукции, поскольку обе страны являются членами ЕАЭС и вместе образуют Союзное государство.

«Мы живем в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства, в этом смысле никаких ограничений на перемещение продукции у нас нет. С другой стороны, у нас есть определенные сложности: влияет мировая конъюнктура и разные интересы, поскольку мы два независимых государства», — заявил в интервью RT исполнительный директор Национального Союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов.

По словам эксперта, чтобы производители и переработчики России и Белоруссии имели приемлемый уровень доходности, и организуются консультации, подобные тем, что ожидаются 11 апреля 2018 года в Москве.

«Это нормальная ситуация с балансировкой рынка, — отмечает исполнительный директор «Союзмолока». — Когда переговоры проводятся на уровне министерств, это может дать хороший эффект».

Так производители намерены сохранить свои доходы.

«Сейчас не очень хорошая ценовая конъюнктура в мире, цены немного снижаются, ряд молочных продуктов является биржевыми и это влияет на внутренние рынки, как России, так и Белоруссии и всех стран Таможенного союза», — подчеркнул эксперт.

По мнению Белова, на потребителей эта ситуация «большого влияния не окажет».

«Ситуация на полке складывается из других факторов, поэтому потребителю переживать не за что», — утверждает он.

В свою очередь белорусский аналитик Александр Шпаковский утверждает, что причиной периодически вспыхивающих «молочных войн» между Россией и Белоруссией является разное понимание развития молочного рынка в обеих странах.

«Беларусь выступает как государство-корпорация, продукцию поставляет 125 предприятий, большинство из них находятся в государственной собственности, — утверждает эксперт. — Что касается России, то здесь мы сталкиваемся с интересами импортеров, заинтересованных во ввозе продукции из-за рубежа и непосредственно с российскими производителями, которые тоже нарастили производство продукции».

Официальный Минск утверждает, что российские чиновники в конфликтах с Белоруссией по поводу молока защищают интересы частных собственников. Так, 2 апреля 2018 года заместитель министра сельского хозяйства Белоруссии Алексей Богданов назвал одной из главных проблем функционирования единого рынка сельхозпродукции с Россией «лоббирование определенных интересов, в том числе и импортеров аналогичных товаров из третьих стран».

«Несоюзный подход»

За день до объявления российско-белорусских консультаций по молоку с довольно резким заявлением выступил министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. В интервью агентству РИА Новости российский чиновник призвал белорусов искать другие рынки сбыта.

«Белорусы должны искать новые рынки сбыта, потому что у нас серьезные намерения напоить россиян отечественным молоком. Мы планируем в ближайшие пять-семь лет закрыть этот вопрос», — заявил министр.

«Это не союзный подход и, на наш взгляд, он противоречит обязательствам о едином рынке заключенным в рамках Евразийского экономического союза», — считает Шпаковский.

По словам эксперта, скандалы между Россией и Белоруссией провоцируют недоверие между правящими кругами двух стран и «льют воду на мельницу конкурентов евразийской интеграции». В результате в Минске усиливаются позиции тех элит, которые смотрят скорее на Запад, чем на Россию, поэтому необходим поиск компромисса.

«Я не верю, что договориться не удастся, вопрос в том, какого рода будет этот договор, — считает Шпаковский. — Либо мы создаем общие подходы к рынку, либо будет принято ситуативное решение и все останется, так как есть. Но это будет временная мера, и рано или поздно конфликт вспыхнет вновь».

Совместное решение

По мнению белорусского эксперта, одним из вариантов компромисса было бы создание совместных российско-белорусских предприятий, работающих на общем рынке обеих стран.

Так можно было бы сделать белорусское молоко своим для опасающегося белорусской конкуренции российского бизнеса.

«Цена снизится, качество молочной продукции улучшится, те позиции, которые сейчас замещаются австралийским или новозеландским сырьем, сейчас будут замещены белорусско-российским сырьем, — утверждает Шпаковский. — Так мы закроем не только потребности внутреннего рынка, но сможем приступить к экспансии на внешние рынки, и Россия из импортера молочной продукции вместе с Белоруссией превратится в экспортера».

В беседе с RT глава Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин подчеркнул, что белорусская продукция потребителей устраивает, во всяком случае, в этом году на нее не было ни одной жалобы.

В настоящее время обе страны пытаются активно выйти на растущий китайский рынок. Так, в 2018 году Белоруссия заключила с КНР договоры на $100 млн на поставки молочной продукции. Российские же производители пока только заявляют об интересе китайцев к российской продукции, отмечают эксперты.

«Вместо того, чтобы конкурировать с нашими белорусскими братьями, лучше было бы активнее развивать экспортные поставки, например, открывать тот же Китай, который в настоящее время для нас закрыт, — считает Белов. — Любое бодание на внутреннем рынке приводит к конкуренции и снижению доходности».

По словам Белова, экспортные рынки предоставляют тот уровень доходности, который будет интересен производителям как России, так и Белоруссии.

RT. 07.04.2018

Читайте также: