Узбекская спецслужба прошла ребрендинг
Кирилл Кривошеев
Телеканал «Узбекистан 24» сообщил об указе президента страны Шавката Мирзиеева о преобразовании Службы национальной безопасности республики (СНБ) в Службу государственной безопасности (СГБ). Одним лишь названием перемены не ограничатся: в указе говорится, что прежняя спецслужба «необоснованно вмешивалась во все сферы деятельности государственных органов», а теперь ее полномочия будут не такими широкими. Этот шаг имеет и политическое значение: ранее СНБ считалась одной из мощнейших сил, влияющей на принятие решений в стране.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев продолжает реформировать некогда всемогущую Службу национальной безопасности (СНБ) республики. Предыдущим шагом в этом направлении стала отставка многолетнего главы ведомства — Рустама Иноятова, который считался серым кардиналом и едва ли не вторым человеком в стране. Это произошло 31 января: господин Мирзиеев заменил его на бывшего генпрокурора Ихтиера Абдуллаева. А сегодня стало известно, что название СНБ будет заменено на СГБ.
О том, почему это произошло, сказано в самом тексте указа, который зачитали в эфире телеканала «Узбекистан 24». Из документа следует, что СНБ «необоснованно вмешивалась во все сферы деятельности государственных органов» и поэтому требуется «формирование качественно новой системы обеспечения государственной безопасности». Причиной превышения полномочий руководством СНБ, как говорится в законе, было «возложение на Службу национальной безопасности всех аспектов национальной безопасности при отсутствии законодательного акта, четко определяющего ее статус, задачи и пределы полномочий».
Ранее президент Мирзиеев использовал еще более жесткую риторику в адрес СНБ. Особенно досталось региональному управлению СНБ в Бухарской области — они, по словам главы государства, «могли посадить в тюрьму даже столб». «Я знаю, как несправедливо сажали в тюрьму предпринимателей, есть фотографии, доказывающие, что здесь применялись пытки. Есть фамилии делавших это следователей», - цитирует господина Мирзиеева местное издание Kun.uz во время его поездки в Бухарскую область 16 февраля.
Как будет строиться работа новой спецслужбы, еще не совсем понятно. Примечательно, что заниматься организацией своей деятельности СГБ будет сама: закон предписывает «Службе в двухмесячный срок внести проекты постановлений президента республики Узбекистан, предусматривающие организацию деятельности Службы, совершенствование деятельности образовательных учреждений Службы, повышение эффективности системы охраны государственной границы». Впрочем, в тексте указа, опубликованном на сайте государственного информационного агентства УзА, есть дополнительный пункт, в котором парламенту страны рекомендуют «доработать проект закона с учетом положений настоящего указа». Основные задачи ведомства определены уже сейчас: защита страны «от внешних и внутренних угроз», охрана государственной границы, борьба с терроризмом и другие. «В целях исключения несвойственных задач и функций с 1 апреля передаются другим ведомствам или упраздняются отдельные разрешительные полномочия, относившиеся к компетенции СНБ», - говорится в комментарии к указу.
Эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов в беседе с “Ъ” назвал новое решение президента Мирзиеева закономерным и связанным с «обещанным Мирзиеевым преобразованием структуры (СНБ.— “Ъ”) в новую, избавленную от монструозных характеристик и всеобъемлющего вмешательства во все сферы жизни». Ранее, как отметил господин Дубнов, СНБ контролировало в том числе и экономику, а также кадровую работу. «Новая структура дает возможность тотальной чистки аппарата, - добавил эксперт. - Но где Мирзиеев возьмет достаточное число профессионалов — серьезный вопрос». Перемены в Узбекистане, по словам господина Дубнова, касаются «не только Службы безопасности, но и внутреннего устройства страны». «Либо там будет все предопределено, как прежде, либо появится некий люфт, в который смогут войти не слишком лояльные линии руководства политики», - добавил он.
Коммерсант. 14.03.2018