Безопасность Польши поставили под российскую угрозу

Галина Дудина

Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович представил в среду президенту страны и депутатам Сейма внешнеполитические планы Варшавы на 2018 год. Основной темой программной речи министра стали вопросы безопасности в условиях мировой нестабильности. Главной угрозой для безопасности Польши, как он дал понять, остается Россия.

В своем выступлении перед Сеймом 61-летний Яцек Чапутович, занявший свой пост в январе этого года, впервые смог обстоятельно высказать задачи, которые он перед собой ставит. Правда, говорить ему пришлось перед полупустым залом. Ни лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, ни многие его соратники на заседании не появились. Многие тут же вспомнили, что Ярослав Качиньский (который, несмотря на скромный депутатский статус, остается ключевой фигурой в польской политике) предпочел бы увидеть кого-то другого в этой должности, но в итоге президент Анджей Дуда выдвинул на пост главы МИДа профессора-политолога Чапутовича, о чем тому сообщили за день до назначения. Тем не менее в среду министр заверил, что с председателем Качиньским у него «хорошие отношения», а его речь тот пропустил из-за недомогания.

Уже в начале почти полуторачасового выступления Яцек Чапутович обнародовал главный лозунг польской внешней политики: «Ничего о нас без нас». «Этот принцип запрещает признание любых решений, принятых в отношении Польши, без нашего участия»,— пояснил министр под аплодисменты. Затем господин Чапутович, за плечами у которого десятки научных публикаций по теории международных отношений, сформулировал четыре тезиса о внешней политике страны: Польша — европейское государство, и в этом ее сила; ЕС переживает кризис; присутствие войск США в Европе и участие в НАТО — основа польской политики безопасности; Россия представляет угрозу для утверждения польской позиции в международных отношениях.

Эти четыре тезиса министр далее раскрыл на примере более чем десятка тем — от расширения НАТО до культурной политики. При этом лейтмотивом его выступления стали вопросы безопасности — это слово министр употребил в своей речи 40 раз. Едва ли не главная угроза безопасности, судя по его речи, исходит с востока. «В интересе Польши и Европы прагматичные отношения с Россией,— заявил министр.— Мы считаем необходимым политический диалог с Россией». В то же время он напомнил о российской «агрессии в отношении Крыма и Донбасса» и пообещал снизить зависимость от российского газа за счет США.

«Суть ясна: Россия главный источник угрозы, защита от которой — единство и прочность НАТО»,— резюмировал для “Ъ” речь министра профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге историк Алексей Миллер. Он отметил, что господин Чапутович также высказался «за укрепление Евросоюза, но Евросоюза без дальнейшей интеграции и передачи полномочий». «По сути, заявления весьма противоречивые: немцы наши главные союзники в Европе, но мы им предъявим требования по репарациям, Россия несет угрозу, но с ней лучше поддерживать прагматичный диалог»,— отмечает эксперт. При этом, по мнению господина Миллера, «лакмусовой бумажкой» для польско-российского диалога могло бы послужить решение Варшавы восстановить режим местного приграничного передвижения (МПП).

Напомним, с 2014 года политический диалог между Москвой и Варшавой находится в глубоком кризисе. Летом 2016 года Варшава заморозила режим МПП, который позволял жителям Калининградской области и приграничных воеводств Польши пересекать границу в упрощенном порядке, объясняя такой шаг необходимостью обеспечить безопасность варшавского саммита НАТО и Всемирных дней католической молодежи в Кракове. Внимание к приграничным регионам сохраняется: так, на прошлой неделе представительство ЕС в Москве сообщило о продлении программы приграничного сотрудничества «Польша—Россия» до 2020 года с бюджетом €62,4 млн.

Однако в МИД Польши “Ъ” подтвердили, что пока режим МПП не возобновлен. «Малое приграничное передвижение будет восстановлено, когда прекратятся обстоятельства, которые стали основой решения о его приостановке,— сообщили “Ъ” в ведомстве.— Безопасность нашей страны и граждан — наш наивысший приоритет».

Коммерсант. 21.03.2018

Читайте также: