В Тбилиси не исключают "компромиссного вступления" в НАТО
Юрий Рокс
Глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе выехал в Брюссель для участия в работе комиссии «Грузия–НАТО», которая рассмотрит ход реформ, осуществляемых Тбилиси, и целесообразность проведения новых. В программе визита также встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и его заместителями. Накануне же стратегический исследовательский институт США Heritage Foundation обнародовал отчет, в котором говорится, что в частных беседах официальные лица Грузии не исключают «компромиссного вступления» страны в НАТО, подразумевающего «временный отказ» от Абхазии и Южной Осетии.
В отчете Heritage Foundation (HF) под названием «Вступление Грузии в НАТО отвечает интересам США и Европы» говорится, что «пятая статья Устава НАТО, которая подразумевает коллективную оборону и гарантии безопасности, не будет временно распространяться на оккупированные Россией территории, пока этот вопрос не будет разрешен путем мирных переговоров с Россией». В отчете напоминается также о прецеденте «компромисса» в феврале 1952 года, когда в альянс принимались Греция и Турция, не урегулировавшие территориальные претензии друг к другу. «Это может быть временной мерой, пока не восстановится территориальная целостность Грузии в международно признанных границах», – цитируют местные издания HF.
В докладе отмечается, что задержка вступления Грузии в НАТО связана с неурегулированностью территориальных проблем. Это отпугивает некоторых членов Североатлантического альянса. Они опасаются, что прием Грузии в военно-политический блок существенно повысит риски военного столкновения с Россией, которую Тбилиси считает страной, оккупировавшей его территории – Абхазию и Южную Осетию. То есть если, вступив в НАТО, Грузия, декларирующая приверженность к мирному урегулированию территориальных проблем, вдруг решится применить силу или будет втянута в силовой сценарий, это приведет к вооруженному конфликту с Россией, взявшей на себя миссию гаранта мира и безопасности в частично признанных республиках Абхазии и ЮО. В таком случае НАТО не сможет оставаться в стороне, ибо нарушит пятую статью своего же устава о коллективной обороне и безопасности. Она предписывает вмешательство блока в военные действия, в которых участвует хотя бы один из его членов. Из доклада следует, что именно по этой причине официальные лица Грузии в личных разговорах заявляют, что могут согласиться на вступление в альянс, избавив некоторых западных партнеров от фобий, связанных с возможной войной альянса с Россией. Отсюда и «компромисс» – нераспространение статьи Устава НАТО о коллективной обороне безопасности, если военные действия разгорятся в Абхазии и/или ЮО.
Спикер парламента Ираклий Кобахидзе, кстати, начинающий 3 февраля визит в США, комментируя доклад, заявил, что вступление в НАТО и ЕС является главной внешнеполитической задачей Грузии, и она будет решаться в соответствии с национальными интересами страны с помощью консультаций и переговоров с международными партнерами.
Категорично оценил доклад HF председатель парламентской фракции правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе, напрочь «отказав» в реализации идеи. Никаких компромиссов, касающихся территориальной целостности, не будет ни сегодня, ни когда-либо, заявил он.
Схожим образом прокомментировал ситуацию член Сети демократической безопасности Евразии, американский эксперт Линкольн Митчелл. В эфире информационной программы Общественного вещателя Грузии он сказал, что сценарий вступления в НАТО на основании компромисса по Абхазии и ЮО всегда был крайне непопулярным в Тбилиси, а потому сообщение о «частных беседах официальных лиц» вызывает удивление. Не найдет эта идея должной поддержки и в США, все институты которых поддерживают принцип территориальной целостности Грузии, считает Митчелл. Однако при этом эксперт отметил и то, что американские структуры не работают так же, как в течение последних 50 лет, многое изменилось, а потому допустимо, что кто-то и проталкивает эту «информацию в Белом доме». «Буду очень удивлен, если Грузия решит обменять территориальную целостность на членство в НАТО», – резюмировал Митчелл.
Не остался в стороне посол США в Грузии Ян Келли. По его словам, Вашингтон поддержит Тбилиси, какое бы решение ни было принято. «США твердо поддерживают вступление Грузии в НАТО. Ясно, что среди членов НАТО существуют опасения в связи с реакцией России на такой шаг Тбилиси… Грузия – суверенная страна, она должна принять независимое решение о том, что ей нужно, чтобы стать членом НАТО. Мы полностью поддерживаем устремления Грузии, ее суверенитет и территориальную целостность», – заявил Ян Келли.
Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев сказал «НГ», что сама идея обсуждалась еще два-три года назад, но без юридических деталей и непублично. «На мой взгляд, это нереалистично. Во-первых, для Грузии это можно будет истолковать как отказ от Абхазии и ЮО, причем под лозунгом «НАТО расчленяет Грузию». Во-вторых, в сомнительном положении окажется сам альянс, который, по сути, заявит, что пятая статья устава о коллективной обороне действует с оговорками. И если она действует с оговорками в отношении Грузии, то есть ли надежный способ исключить возможные оговорки для других случаев? Это то же, что отменить для Грузии эту статью вовсе. Потому что если вдруг начнутся военные столкновения, то кто будет разбираться, она начала войну или ее втянули? Вместо автоматического действия статьи о коллективной обороне начнется заинтересованный спор о том, кто и где начал войну», – сказал «НГ» Силаев.
Политолог Рамаз Сакварелидзе, подметив, что доклад HF почему-то обнародован пока только на русскоязычных ресурсах Грузии, также сказал «НГ», что идея о «компромиссном вступлении» в НАТО не новая, но крайне непопулярная. По его словам, такой сценарий подорвет прозападное устремление в обществе Грузии, так как для него вступление в НАТО является некой гарантией будущей территориальной целостности страны. «Это не означает, что альянс возьмется оружием восстанавливать целостность. В восприятии общества членство Грузии в НАТО является гарантией безопасности страны, а также знаком большей уступчивости России, в том числе в вопросе восстановления территориальной целостности. «Компромиссное вступление» приведет к тому, что идея членства в НАТО в грузинском обществе потеряет актуальность – для чего быть в военном альянсе, если цена этого – утрата территорий?!» – заявил «НГ» Сакварелидзе.
Независимая газета. 01.02.2018