"Необходимости в признании Арменией Арцаха нет"
Пара минут общения с Государственным министром Республики Арцах (непризнанной Нагорно-Карабахской Республики — ред.) Араиком Арутюняном и самый закоренелый скептик превращается в уверенного оптимиста, веря, что сегодняшний Арцах — республика со стабильно и динамично развивающейся экономикой, а уже завтра — страна, со стопроцентно независимой энергосистемой, экологическими технологиями и самой привлекательной для ее граждан социальной структурой.
— Г-н Арутюнян, как Вы оцениваете нынешнюю социально-экономическую ситуацию в Арцахе?
— Арцах можно назвать республикой со стабильно и динамично развивающейся экономикой, что четко отражается в экономических показателях. Так, на протяжении последних 10 лет республика стабильно фиксировала двухзначный экономический рост, в среднем на более чем 10%. И это с учетом того, что Нагорный Карабах не был экономически развитым регионом в советские времена, а уже после войны нам и вовсе пришлось начать с нуля. И вот в результате упорной и тяжелой работы нам все же удалось за последние 10 лет сформировать стабильно развивающуюся экономику, фиксирующую двузначные показатели роста. Наши дальнейшие планы также являются амбициозными, мы и впредь не намерены сбавлять взятые темпы развития. Основной акцент, конечно же, поставлен на сферах энергетики, горнорудной промышленности, сельского хозяйства, строительства, которое внесло свой значительный вклад в обеспечение двузначного экономического роста. За последние годы хорошо развивается также туризм. В результате на сегодняшний день ВВП на душу населения оценивается в размере примерно $4 тысяч. Это, конечно же, неплохой показатель, но мы не намерены останавливаться на достигнутом, мы поставили гораздо более высокую планку. Арцах должен превратиться в страну, привлекательную для граждан в социально-экономическом плане.
— Г-н госминистр, чем Вы объясните такие высокие экономические показатели Арцаха на фоне глобальной экономической стагнации, ну и сравнительно низких темпов роста стран региона и Армении с учетом тесной экономической интеграции двух республик?
— В первую очередь это обусловлено тем, что мы раскрыли неиспользованный экономический потенциал республики в различных сферах, прежде всего в энергетике и горнорудной промышленности. Ну и что немаловажно, мы провели эффективную политику по стимулированию инвестиций, несмотря на ряд серьезных препятствий. В настоящее время в Арцахе реализуются серьезные инвестиционные проекты. В экономику республики средства вкладывают зарубежные предприниматели как армянской национальности, так и, что немаловажно, не армяне. Средства в экономику республики вкладывают также предприниматели из Армении. Так что инвестиционная география Арцаха весьма широка.
— Вы упомянули, что для привлечения инвестиций в Арцахе созданы благоприятные условия. Если раскрыть скобки, что именно привлекает инвесторов в республику — либеральное налоговое поле, равные конкурентные возможности?
— Да, конечно, мы проводим несколько более либеральную налоговую политику, предусматриваем льготы для инвесторов, но хочу Вас заверить, что не это главное. Мы создаем благоприятные условия для инвесторов, и они заключаются в государственном содействии предпринимателям — это отсутствие бюрократических проволочек, устранение возможных препятствий, верное направление при реализации различных процедур.
— Хотелось бы узнать, что в большей степени движет инвесторами, вкладывающими средства в экономику Арцаха — чувство патриотизма или, все же, бизнес-интересы?
— И то, и другое. Конечно, должен признать, что большинство наших инвесторов являются армянами из Диаспоры и Армении, но это не значит, что ими движет лишь чувство патриотизма. Как бизнесменов, ими, конечно же, движет здоровое стремление получения доходов от инвестированных средств. Должен отметить, что инвестиционные предложения поступают не просто так, они рождаются по итогам наших встреч с представителями бизнес-кругов, в результате которых они осознают рентабельность экономической деятельности в Республике Арцах и тот факт, что государство всегда будет находиться рядом с ними. Главным стимулом для инвесторов является доверие и уверенность. Вот формула нашего успеха в этой сфере, а как результат инвестиции в размере $470 млн за последние 10 лет.
— Давайте более подробно остановимся на каждой из основополагающих сфер экономики Арцаха. Представьте, пожалуйста, структуру и стратегию энергетической отрасли республики.
— Однозначно, энергетика является самой ключевой и динамично развивающейся сферой нашей экономики. А самое главное, что мы развиваем эту сферу в соответствии с самыми строгими международными экологическими стандартами. Вся энергетика Арцаха основана на возобновляемых гидроресурсах, которые считаются во всем мире наиболее чистыми в экологическом плане. Если бы Арцах был международно признанным государством, мы бы под это направление могли бы получать от международных доноров значительные средства для дальнейшего развития сферы, как страна, содействующая решению проблем с глобальным потеплением и другими экологическими катаклизмами. А теперь представлю достижения сферы в цифрах: до 2007 года в республике производилось порядка 90,5 млн кВт/ч электроэнергии, а расходовалось 22,55 млн кВт/ч. Между тем, сегодня уже производится 350 млн кВт/ч электроэнергии, расходуется ровно столько же. А уже к 2022 году мы планируем довести этот показатель до 800 млн кВт/ч при расходе 400 млн кВт/ч. В этом плане Арцах может стать энергоэкспортирующей республикой.
Хочу поделиться нашим опытом развития гидроэнергетики. Пионером в этой сфере является «Арцах ГЭС» — это образцовое предприятие не только по армянским, но и международным меркам. Здесь представлена широкая инвестиционная палитра — предприниматели из Канады, России, Швейцарии, Германии, Армении, более 1000 малых и средних инвесторов. Это первое Открытое акционерное общество в данной сфере. Между тем, изначально это было 100%-ым госпредприятием, сегодня же в руках государства осталось лишь 10% акций, от которых мы избавимся уже в ближайшее время. Впоследствии число ГЭС по республике из года в год увеличивалось. Сегодня уже началась реализация другого крупного энергопроекта — строительства ГЭС на основе водохранилища на участке Сарсанг-Матагис общей мощностью в 40 МВт. Инвестиционный пакет проекта превышает $100 млн. Впоследствии в этой местности будут построены еще несколько ГЭС на основе водохранилищ. В целом мы проводим нацеленную на будущее энергетическую политику, которая создает возможность и в будущем не пересматривать тарифы на электроэнергию по республике, а это является мощным социальным стимулом для населения НКР, страхует от всевозможных катаклизмов.
Кроме того, у нас есть и другие амбициозные планы, связанные с развитием энергосферы. Вы знаете, что весь мир идет по пути популяризации энерготранспорта, как дешевого и экологически чистого средства передвижения. Мы тоже в этом плане не намерены отставать от мировых тенденций. Развитие энергосферы даст нам возможность через 30−40 лет популяризировать этот вид транспорта и в Арцахе. Думаю, что к этому времени у нас отпадет необходимость в импорте бензина.
В ближайшем будущем мы намерены развить также солнечную энергетику. Могу обещать, что через 30 лет Арцах будет почти стопроцентно энергетически независимой и безопасной республикой.
— Теперь, пожалуйста, подробнее о другой ключевой сфере арцахской экономики — горнорудной промышленности…
— В советские времена в Нагорном Карабахе горнорудной промышленности как таковой вообще не существовало. А сегодня в Арцахе горнорудная промышленность является одной из ключевых сфер экономики — на территории республики эксплуатируется соответствующая последним международным стандартам перерабатывающая фабрика. В настоящее время проводятся исследовательские работы в различных направлениях, но и здесь, как и в сфере энергетики, мы ставим акцент на экологическую составляющую вопроса. Здесь у нас строгие стандарты. В 2017 году мы переработали порядка 4 млн тонн медной руды. В 2018 году мы планируем переработать 5 млн тонн и получить 22 тысячи тонн чистой меди.
Арцах в настоящее время является экспортером камня. Несмотря на все сложности, мы сумели довести наш камень до российского потребителя, и он, поверьте, пользуется там большим спросом. На территории республики находятся также крупные залежи угля, которые считаются стратегическими и на сегодняшний день законсервированы, как залог безопасности Арцаха и, почему нет, Армении в случае различных катаклизмов.
— Такой довольно деликатный вопрос — не пугает ли инвесторов «сложная» география карабахских месторождений?
— Нет, не пугает. Все наши инвесторы давно не обращают на это внимания. Свидетельством тому является реализация в настоящее время крупного проекта в южном приграничье Арцаха с привлечением зарубежных инвесторов. Речь идет о многомиллионном проекте по эксплуатации медно-золотоносного рудника.
— Арцах еще с советских времен имел развитое сельское хозяйство. Какие достижения вы зафиксировали со времен обретения независимости в этой сфере?
— В 2017 году мы получили 160 тысяч тонн пшеницы (чуть больше чем 1000 кг на душу населения). Это довольно впечатляющий показатель. Такие показатели фиксируют единичные страны. В течение 10 лет на 40% увеличилось количество обрабатываемых земель. Валовая продукция сельхозсферы за последние месяцы выросла на 9,9%. В настоящее время мы реализуем проект по созданию садов в долине Аракса, в Акна (бывший советский Агдам). Садоводство является приоритетным направлением в сфере сельского хозяйства. В ближайшие 7 лет мы планируем дополнительно разбить интенсивные сады на территории в 5 000 га. А по остальным направлениям сельского хозяйства мы намерены повысить производительность за счет новейших технологий, доведя площадь обрабатываемых земель до максимума (так чтобы в Арцахе не было необработанных сельхоз территорий).
— Г-н госминистр, как решается в Арцахе вопрос экспорта продукции в условиях блокады со стороны Азербайджана?
— Разными путями, но можно сказать, мы нашли выходы из сложившейся ситуации. Если мы сумели довести до России арцахский камень, то экспортировать другую продукцию гораздо легче. Совместно с соответствующими структурами Армении мы сумели разработать дорожную карту, по которой арцахская продукция реализуется на территории стран ЕАЭС, Европы и США. В этом плане у нас препятствий нет.
— Вы сказали, что за последние годы успешно развивается и сфера туризма, и это на фоне «черных списков» Азербайджана и рекомендаций внешнеполитических ведомств различных стран…
— Да, несмотря на все это, я вновь констатирую, что туризм за последние годы успешно развивается, доказательством чему является 40-процентный рост внешнего туризма. Это во многом обусловлено развитием инфраструктур и сервиса. Что касается «черных списков» и рекомендаций различных стран, то, конечно, это во многом препятствует большему развитию сферы, в противном случае турпоток в республику был бы в разы больше, но мы должны найти выходы из ситуации с учетом сложившихся реалий. И если анализировать показатели, это нам во многом удалось. Правда, после апрельской войны ситуация несколько ухудшилась, но сейчас процесс стабилизировался и движется вперед.
— Как продвигается программа по переселению?
— Как и в прошлые годы, этот вопрос остается в центре внимания арцахских властей. Активными темпами продвигаются программы по капитальному строительству в районах республики, что должно стимулировать процесс переселения. Должен также с удовлетворением отметить положительные демографические показатели. Если в 2002—2007 гг. в республике ежегодно рождалось порядка 2 тыс. 100 детей, то за 2007−2017 гг. — около 2 тыс. 600.
— Обратимся к политике. Хотелось бы услышать Ваши прогнозы относительно урегулирования карабахского конфликта с учетом стагнации в переговорном процессе…
— Думаю, что в ближайшие десятилетия, с учетом сложившейся ситуации, урегулирования карабахского конфликта ожидать не следует, поскольку позиции сторон слишком далеки друг от друга.
— А не приведет ли сохранение статус-кво на столь длительный срок к возобновлению войны?
— Это не исключено, но чтобы в сложившейся ситуации избежать войны, мы должны быть всегда готовы к ней.
— А на какие уступки может пойти Степанакерт при решении проблемы?
— Для того, чтобы говорить об уступках, мы должны сначала сесть за стол переговоров, а уж затем решить идти на компромиссы или нет, и если идти, то на какие. В любом случае однозначно то, что в вопросах статуса и безопасности Арцаха компромиссов быть не может, все остальные вопросы являются производными от этой формулы.
— В арцахском парламенте на днях прозвучал призыв к армянским парламентариям начать процесс по признанию Арцаха на международных площадках, как Вы относитесь к этому предложению?
— Думаю, что это не помешает, скорее даже будет содействовать решению проблемы. Будет очень неплохо, если международные субъекты признают Арцах, но нельзя сказать, что это является нашей основной и конечной целью.
— А как Вы относитесь к призывам к властям Армении признать Арцах, тем самым проложив путь для его международного признания?
— А что это нам даст? Необходимости в признании Арменией Арцаха нет — мы уже давно единая страна.
EADaily. 07.02.2018