Что ждет БРИКС в период южноафриканского председательства?
Андрей Торин
Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) при участии Министерства иностранных дел России провел круглый стол, посвященный проблемам развития этого межгосударственного объединения в период председательства Южно-Африканской Республики, начавшегося с 1 января 2018 года.
Открыл встречу исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессор МГИМО (У) МИД России Георгий Толорая.
Роль БРИКС в современном мире
На мероприятии выступил заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ, су-шерпа России в БРИКС Павел Князев. Он высоко оценил роль НКИ БРИКС в координации деятельности академических кругов пяти стран участниц этого объединения. По словам дипломата, за десятилетие, прошедшее с момента образования этого альянса, он показал свою способность к поступательному развитию, гибкость и открытость к инновациям. П.Князев напомнил, что первое в этом году заседание шерп и су-шерп состоялось 4-6 февраля 2018 года в Кейптауне. В целом, в течение года южноафриканского председательства запланировано 15 министерских заседаний, 60 различных встреч и форумов, причем список мероприятий будет еще дополняться. Кульминацией станет X саммит в Йоханнесбурге, под рабочим названием «БРИКС в Африке: взаимодействие в условиях четвертой промышленной революции». В преддверии саммита предстоит полноформатная встреча министров иностранных дел. Запланированы и встречи лидеров стран-участниц БРИКС на саммите G20 в Буэнос-Айресе 30 ноября – 1 декабря 2018 года, и традиционная «сверка часов», которая проходит «на полях» сессий Генеральной Ассамблеи ООН.
В то же время, по словам П.Князева, страны БРИКС вовсе не намерены концентрировать собственную деятельность исключительно на региональной, африканской тематике. Все мероприятия, проводимые в рамках БРИКС, направлены на обеспечение взаимодействия и единства «пятерки» по основным вопросам актуальной международной повестки.
ЮАР: трудности внутренней политики и актуальная повестка в БРИКС
Южноафриканское председательство в БРИКС будет сталкиваться с определенными трудностями, вызванными начавшимися перестановками в высших эшелонах власти ЮАР. 13 февраля 2018 года президент Джекоб Зума получил письменное требование покинуть пост главы республики из-за обвинений в коррупции. Вечером 14 февраля он ушел в отставку, а лидером страны стал бывший вице-президент, лидер правящего Африканского национального конгресса, известный бизнесмен Сирил Рамапоса.
Тем не менее, южноафриканские партнеры недвусмысленно дали понять своим коллегам по БРИКС, что все запланированные мероприятия состоятся, а линия на развитие отношений в рамках альянса пяти стран остается неизменной. В год своего председательства официальная Претория намерена уделять повышенное внимание региональным проблемам, среди которых особое место занимают миротворческая деятельность, борьба с терроризмом, гендерная тематика (в том числе проведение Женского форума БРИКС и Форума по гендерному равенству БРИКС), борьба с бедностью, обеспечение условий для получения необходимого образования и медицинской помощи.
Южноафриканское председательство в БРИКС
Как подчеркнул П.Князев, объединение БРИКС заинтересовано в содействии цифровизации экономик стран-участниц. Над осуществлением этой масштабной задачи правительственные структуры намерены работать при участии деловых кругов. «В частности, южноафриканские коллеги предложили создать совместную виртуальную платформу для разработки вакцин и сывороток. Россия, у которой есть определенный опыт в этой сфере, поддерживает это предложение», - пояснил су-шерпа России в БРИКС.
Не менее важным направлением совместной деятельности стран «пятерки» остается миротворческая деятельность. Официальная Претория выступает в поддержку разработки единого механизма исполнения миротворческих миссий и разрешения конфликтов на Африканском континенте. Однако на этом пути предстоит еще разрешить немало проблем, в частности, разработать общие формулировки мандатов миссий по поддержанию мира, не выходящие за пределы принятых в ООН резолюций.
Среди вопросов экономического блока на состоявшейся в Кейптауне встрече особое внимание была уделено перспективе учреждения единого рейтингового агентства БРИКС, в работе которого могли бы принять участие ведущие международные организации «глобального Юга», и прежде всего Африканский союз.
Именно Южно-Африканская республика на V саммите БРИКС в Дурбане выступила в качестве инициатора формата «аутрич», который предполагает участие в обсуждении актуальных проблем представителей стран, входящих в зону интересов каждого государства-участника БРИКС. В текущем году на саммит приглашены ряд гостей из международных организаций развивающегося мира.
Как подчеркнул П.Князев, важнейшим направлением в деятельности альянса стала работа над воплощением в жизнь принципа «интеграции интеграций», который получил свое развитие в формате «БРИКС+». Су-шерпа напомнил, что за перспективами стран «пятерки» внимательно следят и за рубежом, в том числе в странах Запада.
Со своей стороны, Россия выступает за продолжение контактов БРИКС по всем основным направлениям международного сотрудничества: политическому, экономическому, финансовому, культурному и гуманитарному. Важным шагом к координации деятельности стран-участниц объединения могло бы стать заключение межправительственного соглашения по информационной безопасности. Кроме того, Москва настаивает на создание общей платформы исследований в области энергетики. У нашей страны, как и у ее партнеров, значительное внимание вызывает проблематика четвертой промышленной революции, осуществление которой будет способствовать раскрытию еще не до конца реализованного потенциала сотрудничества стран «пятерки».
С подробным и содержательным докладом о ситуации в Южно-Африканской Республике выступил главный научный сотрудник Института Африки РАН, Почетный доктор Университета Западного Кейпа (ЮАР) Владимир Шубин. По его словам, смена первого лица в Претории прошла сравнительно спокойно. В рядах правящего Африканского национального конгресса, по крайней мере внешне, сохраняется единство. Никто из действующих министров в отставку не подал, хотя изначально назывались кандидатуры 4-5 человек. Несмотря на то, что предшественник С.Рамафосы, Джейкоб Зума, ушел со своего поста из-за коррупционного скандала, не исключено, что отчасти кампания за его отставку была пролоббирована рядом крупных корпораций и направлена на срыв подписанных Москвой и Преторией совместных энергетических проектов. В частности, о министре энергетики Дэвиде Малобо оппоненты прежнего президента открыто писали, что он был назначен на этот пост якобы по согласованию с Кремлем.
Новый президент ЮАР Сирил Рамапоса известен одновременно и как довольно состоятельный бизнесмен, и как харизматичный политик. В молодости, как и его предшественники, он прошел через борьбу с апартеидом и тюрьму. В молодости он руководил Национальным профсоюзом горняков и организовывал забастовки, направленные на улучшение экономического положения шахтеров. Некоторые российские эксперты предполагают, что отношения между Россией и ЮАР при новом президенте будут более спокойными, чем при Джейкобе Зуме, против которого активно выступали оппозиционные круги.
Формат «БРИКС плюс»
Главный экономист Евразийского Банка развития, программный директор Фонда клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик посвятил свое выступление перспективам развития отношений между странами-участницами БРИКС в рамках формата «БРИКС плюс», впервые предложенного Китаем. Каждое из государств «пятерки» является признанным экономическим лидером на своем континенте или в своем субрегионе. По словам эксперта, подобный подход изначально предполагал развитие экономических и финансовых связей на базе уже существующих региональных платформ (Южноафриканского таможенного союза (SACU), MERCOSUR, Южноазиатской зоны свободной торговли). Схожие процессы происходят в России и странах Евразийского экономического союза, где сформирован и действует Евразийский фонд стабилизации и развития.
Проблемы стран БРИКС: внешний фактор
Прозвучавшие доклады вывали заинтересованную реакцию экспертов. В частности, директор Института Латинской Америки РАН, член-корреспондент РАН Владимир Давыдов в своем комментарии отметил, что в настоящее время мир переживает революцию в гражданской и военной сферах, связанную с переходом к новому технологическому укладу. К сожалению, рост кризисных явлений в экономике и политике на международной арене, а также кризис ряда интеграционных проектов (в частности, Европейского союза), ставят под вопрос те результаты глобализации, которые можно было бы назвать положительными. Речь, в частности, идет о диффузном проникновении высоких технологий на периферию и полупериферию мировой экономической системы. В этой ситуации переход к «индустрии 4.0» остается важнейшим вызовом для всех стран БРИКС. Эксперт напомнил, что проблематика четвертой промышленной революции активно разрабатывалась в СССР и России в 1980-1990-х годах, но затем была отчасти забыта. «В настоящее время в этом вопросе наша страна оказалась в положении отстающей, - отметил В.Давыдов. – В этой ситуации полилог интеграционных объединений, в которых принимают участие страны БРИКС, крайне необходим».
По словам В.Давыдова, в последнее время наши страны сталкиваются с проблемой ухудшения имиджа БРИКС на международной арене. Это связано с тем, что две страны из пяти ЮАР и Бразилия - демонстрируют снижение политической и экономической динамики. И если в ЮАР Африканский национальный конгресс показал свою эффективность и способность находить компромисс между различными фракциями и этническими группами, то в Бразилии кризис еще не закончился. Только президентские выборы, запланированные на октябрь 2018 года, покажут, наметился ли выход из него. По мнению эксперта, трудности, с которыми сталкиваются страны альянса, связаны не только с объективными причинами, но и с усилиями, которые предпринимают через свои лоббистские структуры ведущие международные игроки против тех, кто в той или иной форме стремится к ревизии сложившегося мирового порядка.
Перспективы финансовой интеграции
В свою очередь, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета, заведующая кафедрой «Экономика и банковский бизнес» Ирина Ярыгина считает, что необходимость развития международных связей в форматах БРИКС и «БРИКС плюс» заставляет понять, что отношения между странами-участницами интеграционных объединений не могут оцениваться с точки зрения конкуренции, а, напротив, должны предполагать активизацию партнерских отношений. Сам принцип «интеграции интеграций» предполагает подключение к нему таких уже зарекомендовавших себя проектов, как ЕАЭС и ШОС. В свою очередь, такая кооперация делает необходимой расширение использования во взаиморасчетах национальных валют, укрепления связей между банковскими структурами и формирование прозрачных механизмов допуска на национальные рынки. Это значит, что в рамках БРИКС должен быть сформирован устойчивый финансовый центр в виде международной клиринговой системы расчетов. Отчасти такие меры уже предпринимаются. Например, в сентябре 2016 года банк ICBC в Москве стал использоваться Народным банком Китая для транзакций в юанях. Интерес к подобным проектам проявляет и Бразилия. Однако на макроуровне нашим странам предстоит провести кропотливую работу над унификацией необходимой документации стран-участниц БРИКС.
Международная жизнь. 26.02.2018