«В Литве началась большая политическая игра, разыгрывают российскую карту»

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в начале 2018 г. выступил с необычным заявлением, призвав нормализовать отношения Литвы с Россией и возобновить замороженную с 2012 г. работу двусторонней межправительственной комиссии. Это привело к нешуточному переполоху в литовской политике. Сейчас Литва является единственной страной ЕС, заблокировавшей все контакты на правительственном уровне с Россией. Премьер-министра одернул его формальный подчиненный, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, заявив, что вопросы внешней политике не входят в компетенцию главы правительства. В ответ Сквернялис пригрозил отставкой главе МИД. В спор вмешалась и президент Даля Грибаускайте, обвинив Сквернялиса в безответственности. За выяснением отношений в литовском руководстве с интересом наблюдают в Беларуси, которая в последние годы сталкивается со все более ультимативной политикой Вильнюса. О том, что стоит за словами литовского главы правительства, «Евразия.Эксперт» рассказал литовский политолог, доктор политических наук Вадим Воловой.

- Господин Воловой, как вы оцениваете заявления премьер-министра Сквернялиса и насколько серьезно к ним следует относиться?

- Прежде всего нужно понять, что это не столько политическое заявление, сколько слова, пусть и вполне конкретные, но вырванные из контекста отдельного интервью отдельному коммерческому телеканалу. Литовский премьер не делал призывов, а лишь проговорился о том, что Вильнюсу нужно восстановить двусторонние связи с Москвой по примеру своих соседей и других стран Запада, которые, несмотря на разногласия по Украине, регулярно и на высшем уровне ведут переговоры с российским руководством.

Премьер сказал дословно следующее: «Литва – это уникальное государство ЕС, разорвавшее все контакты с Россией, хотя соседние государства очень активно работают над экономическими вопросами». При этом он сказал, что Вильнюс не отступит от защиты Украины.

Как вы видите, о сближении он высказался очень осторожно, приведя в пример ближайших соседей – Латвию, Эстонию и Польшу, чьи министры или вице-министры встречаются со своими российскими коллегами.

Тем не менее говорить о конкретных шагах пока очень рано. К заявлению нужно относиться с осторожностью и с хорошей долей скепсиса. Нужно принять во внимание то, что Сквернялису, даже если он реально настроен на потепление с РФ, могут обломать крылья. Эту позицию подтверждают и мои источники в Сейме.

Кроме этого, большая часть истеблишмента, включая президента Грибаускайте и главу МИД Линкявичюса, раскритиковала Сквернялиса. Оппозиционные же консерваторы, главные сторонники конфронтации с Москвой, сохраняющие большое влияние, и вовсе объявили его чуть ли не новым «агентом Кремля».

- То есть оптимизм по поводу анонсированного сближения Литвы и России не обоснован?

- Есть одна вещь, которую в России и Беларуси, возможно, не учитывают. В Литве руководитель страны может сделать то или иное яркое заявление, взбаламутить общественность, но через некоторое время он может благополучно о нем забыть. Премьер Сквернялис является делегатом правящих в Литве аграриев, чьи представители за время своего правления и в ходе предвыборной гонки сделали и делают очень много громких и противоречивых высказываний, но в итоге до действий так и не доходит.

Многие в Литве действительно очень обрадовались заявлениям премьера, но вложили в них слишком много смысла, выдавая желаемое за действительное. Истеблишмент настроен на конфронтацию, но широкие слои населения, конечно, выступают за нормальные отношения с ближайшими соседями. Объяснить некоторую «эйфорию» от слов премьера можно тем, что народ и те, кто настроен на сближение, истосковались по позитивным новостям, поэтому восприняли слова Сквернялиса с чрезмерным энтузиазмом. К сожалению, он может и не оправдаться.

- На ваш взгляд, чем обусловлены эти заявления? До сих пор Вильнюс устраивало сложившееся в последние годы положение в литовско-российских отношениях, что же изменилось сейчас?

- В Литве близятся президентские выборы – в стране началась большая политическая игра. В 2019 г. президент Даля Грибаускайте завершит свою вторую каденцию, а действующий премьер Саулюс Сквернялис является одним из главных претендентов в борьбе за президентское кресло. Он и его сторонники отлично осознают, что люди нуждаются в чем-то новом. Например, в изменении внешней политики, нацеленной на добрососедство, с чем у Литвы в последние годы довольно туго.

Российская карта – это сильный ход. В Литве достаточно избирателей, выступающих за дружественные отношения и с Россией, и с Беларусью. Это очень солидный процент людей – около 30-40% от всех избирателей, которые не знают за кого голосовать, поскольку до сих пор действующие руководители их не устраивали. Сквернялис же надеется заручиться их поддержкой и выиграть предстоящие выборы.

Высказывались мнения и о том, что внезапное желание сблизиться с Россией обусловлено экономическими причинами, боязнью Литвы лишиться транзита, сокращением дотаций от ЕС после 2020 г. и так далее, однако я считаю, что эти утверждения имеют мало общего с действительностью.

Заявление Сквернялиса – это прежде всего политика и довольно сильный ход в его кампании на президентских выборах, которая неофициально уже стартовала. Экономика же в этом вопросе занимает второстепенное или даже третьестепенное место.

Беседовал Денис Кишиневский (Литва, Клайпеда)

Евразия.Эксперт. 21.01.2018

Читайте также: