В борьбе с Западом Москва опирается на союзников

Сергей Жильцов, доктор политических наук

Заинтересованность России в расширении сотрудничества со странами постсоветского пространства определяется долгосрочными интересами. К сохранению интеграционной политики с новыми независимыми государствами Москву подталкивает политика Запада, который стремится изолировать Россию, создав «санитарный» кордон вокруг ее границ.

Подобное соперничество началось в 90-х годах прошлого века. Тогда ответом России стали интеграционные проекты, которые создавали определенные механизмы консолидации своих соседей. Форсированное втягивание в орбиту своего политического и экономического влияния новых независимых государств было реакцией России на политику западных стран, позволяя таким образом сохранить влияние на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить стремительное сближение России с Белоруссией и Казахстаном в 90-х годах прошлого века. Впрочем, не все страны выразили готовность к реинтеграции с Россией, ограничившись сохранением двусторонних экономических и политических отношений. Подобный курс избрали Украина, ряд стран Центральной Азии и Южного Кавказа.

Дистанцирование от России новых независимых государств облегчало западным странам задачу проникновения на постсоветское пространство и вытеснения из него России. На это были направлены различные политические инициативы и экономические программы западных стран, которые, таким образом, расширили влияние на новые независимые государства. В короткие сроки это позволило не только переориентировать их внешнеполитический курс, но и изменить расстановку сил внутри каждой из стран, содействуя приходу к власти антироссийских сил. Подобные процессы способствовали дезинтеграции постсоветского пространства.

Спустя четверть века ситуация не претерпела кардинальных изменений. В последние годы Россия сталкивается с политикой западных стран, которые по-прежнему стремятся ограничивать ее влияние на постсоветском пространстве, создавая вокруг российских границ «санитарный пояс». Ключевая роль в этой геополитической конструкции отводилась Украине. С момента получения независимости Киев находился в фокусе внимания западных стран, которые прилагали усилия и несли значительные финансовые затраты, чтобы добиться переориентации внешней политики Украины и ослабить торгово-экономические отношения с Россией. Переворот 2014 года и конфликт в Донбассе стали переломными моментами в российско-украинских отношениях. Этапу сохранения торгово-экономического сотрудничества при расхождении внешнеполитических векторов был положен конец. В итоге Россия и Украина вступили в стадию конфронтации, а постсоветское пространство окончательно утратило видимость единства, которое сохранялась после распада СССР.

Украинский фактор был и останется ключевым в определении расстановки сил на постсоветском пространстве. Резкое снижение уровня торгово-экономических связей между Москвой и Киевом, а также напряженные политические отношения между двумя странами значительно ослабили возможности России реализовывать интеграционные инициативы. В то же время Запад расширил инструментарий своего влияния на внутриполитическую ситуацию и контроль над внешней политикой Украины. Пример Молдавии, в которой против молдавского президента Игоря Додона используются все инструменты для того, чтобы не допустить смены внешнеполитической ориентации на парламентских выборах 2018 года, весьма показателен.

Внешнеполитический маятник Украины качнулся в сторону Запада, и надежды на смену акцентов во внешней политике Украины в ближайшие годы пока не оправданны. «Националистическая» карта, которую в последние годы разыгрывал Киев, дала свои результаты. Украина использует российскую «угрозу» в качестве обоснования поиска защиты на Западе. Хотя подобный курс не принес Украине реальной экономической интеграции в европейскую экономику, тем не менее политическое сотрудничество позволило украинской элите говорить о выходе из-под российского влияния.

С одобрения и при поддержке западных стран за последние полгода стремительно изменилась политическая ситуация в Украине. Деятельность Михаила Саакашвили продемонстрировала бессилие президента, парламента, силовых структур, судебной системы. Подобные события можно рассматривать в качестве подготовки к кардинальной смене действующих лиц украинской политики, многие из которых пребывают в ней с 90-х годов. Последующая дестабилизация ситуации в Украине окажет негативное влияние на все постсоветское пространство.

Процессы утверждения самостоятельности, формирования национальной идентичности идут во всех странах постсоветского пространства, определяя на среднесрочную перспективу расстановку сил. Так, исходя из этого, сложно ожидать смены внешней политики Кишинева, тем более что этому противодействуют западные страны. Белоруссия, которая считается одним из ключевых партнеров России, также находится в поиске «компромисса» с Западом, строя свою политику на противоречиях Москвы, Вашингтона и Брюсселя. Страны Центральной Азии, Южного Кавказа растаскиваются по другим «санитарным» кордонам. Сохраняющийся переговорный процесс о вступлении в НАТО, расширение присутствия Китая, политические и экономические инициативы США и ЕС, активизация Турции – эти и другие факторы оказывают негативное влияние на позиции России на постсоветском пространстве.

Для противодействия давлению Запада Россия использует сотрудничество со странами постсоветского пространства. Одним из инструментов защиты своих интересов выступает Евразийский экономический союз. При этом Россия вынуждена «не замечать» трудности, которые встречаются на пути интеграции из-за самостоятельной и амбициозной внешней политики партнеров. По этой же причине России и дальше придется мириться с внутриполитическими кризисами, которые продолжаются в странах постсоветского пространства, политика которых зачастую отражает корпоративные или узкопартийные интересы. Для элит, находящихся у власти, вопрос «интеграционных устремлений» определяется политической конъюнктурой, которая не связана с национальными интересами или развитием экономики. Отсюда ситуативность в принятии многих решений, при которых интеграционный курс может сопровождаться решениями, направленными на укрепление независимости, и наоборот: попытки получения экономических преференций сопровождаются антироссийской риторикой. Несмотря на данные проблемы, Россия заинтересована в тесном сотрудничестве со странами постсоветского пространства.

НГ-Дипкурьер. 15.01.2018

Читайте также: