Газовые генацвале: Грузия продвигает туркменский газ в Европу

30 января руководство «Газпрома» заявило в Европе о безальтернативности поставок российского газа в ЕС. Тем временем в Грузии объявили о том, что окончательно отказались от поставок «голубого топлива» из России. Замглавы Минэкономики Грузии Георгий Чиковани сообщил, что стране достаточно азербайджанского газа. При этом Тбилиси серьезно рассчитывает на то, что поставки среднеазиатского газа через страну в Европу составят не          10 млрд кубометров в год, как предполагается по первой очереди «Южного газового коридора» из Азербайджана, а более 40 млрд. И Грузия намерена активно участвовать в проектах. Она выкупила доли в компаниях-промоутерах Транскаспийского газопровода и «Белого потока» через Черное море.

Туркменский газ стал «ближе» к Европе

Доступ Европы к туркменскому газу — не мечта, а вполне реальная перспектива, которая может осуществиться уже к 2022 году. Об этом написал в европейском издании Euractiv ведущий сотрудник Центра европейских, российских и евроазиатских исследований Карлтонского университета в США Роберт Карлтон. По его мнению, через пять лет могут быть построены Транскаспийский газопровод и «Белый поток» через Черное море. Таким образом, Европа сможет получать по «Южному газовому коридору», рассчитанному пока с 2020 года на 10 млрд кубометров для ЕС, еще 16 млрд кубометров и столько же — по «Белому потоку». В результате, среднеазиатский газ может занять 10-процентную долю нынешнего потребления газа в Европе.

Американский эксперт полагает, что прошлый год кардинально изменил ситуацию вокруг строительства Транскаспийского газопровода. «В апреле грузинская „Грузинская нефтегазовая корпорация“ (GOGC) приобрела 10% в компаниях-промоутерах „Транскаспийского газопровода“ и „Белого потока“. В мае премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили объяснил, что страна активно работает над проектом транспортировки газа из Туркмении в Европу. В июне Совет Европы подтвердил, что его целью является расширение „Южного газового коридора“ из Азербайджана, а в августе Азербайджан и Туркмения впервые подписали меморандум о сотрудничестве в энергетике и транспортировке энергии. В декабре же министр иностранных дел России Сергей Лавров сенсационно анонсировал соглашение между пять прикаспийскими государствами по тексту Конвенции об установлении правового статуса Каспийского моря. Замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов при этом заметил, что в проекте Конвенции говорится: права на укладку газопровода и его согласование будут зависеть уже только от стран, через чьи секторы он проходит. Таким образом, самое сильное препятствие для строительства Транскаспийского газопровода исчезает», — считает Роберт Карлтон. Эксперт добавляет, что месяц назад о важности газопровода заявлял вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович, а сам проект включен в список проектов ЕС «общего интереса», что позволяет ему быть приоритетным при выделении финансирования ЕС и европейских банков. На этот год Евросоюз выделил 1,8 млн евро на реализацию проектов газопроводов из Азербайджана и Туркмении в Европу.

Не остались в стороне и США. Исполняющая обязанности специального посланника и координатор по международным энергетическим вопросам в государственном департаменте США Сью Саарни сообщила, что «Южный газовый коридор» могут расширить для поставки дополнительных объемов из Туркмении и Соединенный Штаты поддерживают проект.

«Грузинская нефтегазовая корпорация» — акционерное общество, которое принадлежит Грузии и управляется Минэнерго страны. Поэтому приобретение долей в проектах Транскаспийского газопровода и «Белого потока» — ставка официального Тбилиси. В прошлом году Минэнерго страны представило дорожную карту строительства газопроводов. В документе, правда, говорится пока о перспективах и подготовительных работах. Так, к 2019 году планируется завершить все исследовательские работы по газопроводам и подготовить техническую документацию. Этот этап в Минэнерго Грузии оценивают в $35 млн, которые частично оплатит ЕС. Что касается практической части, то                      300-километровый Транскаспийский газопровод планируют построить и подключить к «Южному газовому коридору» уже в 2020 году. Тогда газ из Туркмении должен уже начать поступать в Европу по Трансанатолийскому и Трансадриатическому газопроводам (TANAP и TAP). Разработчики проекта рассчитывают, что «Южный газовый коридор» позволит поставлять в Италию и Грецию дополнительные 16 млрд кубометров в год.

pic1

Варианты Транскаспийского газопровода. Фото: Минэнерго Грузии

Следующий этап — «Белый поток». Строительство газопровода протяженностью до 1138 километров из Грузии в Румынию планируется завершить к 2022 году. По мнению Минэнерго Грузии, через Украину, Чехию, Словакию и по будущему восточно-европейскому газопроводу BRUA можно будет подавать в Европу еще 16 млрд кубометров.

pic2

Фото: Минэнерго Грузии

На сайте «Белого потока» говорится, что ЕС одобрило импорт газа из Средней Азии в 10−20% своего потребления и большая часть «голубого топлива» будет поступать из Туркмении. Ведущий сотрудник Центра европейских, российских и евроазиатских исследований Карлтонского университета в США Роберт Карлтон пишет, что страна способна экспортировать в Европу 30 млрд кубометров.

До последнего времени главной преградой для проекта стало блокирование строительства его морской части Ираном и Россией из-за неурегулированности правового статуса Каспийского моря. Это стало одной из причин, почему в 2013 году европейские компании прекратили другой проект по транспортировке газа из Туркмении — Nabucco. В прошлом же году ситуация действительно изменилась. На прошлой неделе замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов заявил журналистам, что рабочая группа по разработке Конвенции по правовому статусу Каспийского моря соберется в феврале, а на первую половину года намечен саммит глав прикаспийских стран для подписания документа. «По предварительным данным, проведение саммита было запланировано на первую половину года. Однако это зависит от принимающей стороны — руководства Казахстана», — уточнил замглавы азербайджанского внешнеполитического ведомства.

«Северный поток-2» в обмен на статус Каспия?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорит, что разговоры о поставках туркменского газа в Европу идут давно и возобновились сейчас из-за переговоров по статусу Каспийского моря. «Существует конспирологическая версия о том, что Россия согласилась на разграничение Каспия взамен на непротиводействие строительству „Северного потока-2“. Давление на проект, однако, продолжается, и России выгоднее сохранять в регионе нынешний статус-кво — без строительства газопровода», — сказал эксперт.

«Несмотря на то, что некоего прогресса (по урегулированию статуса Каспийского моря) в последнее время все-таки достигли, нельзя недооценивать и остальные трудности. Туркменский газ столкнется с экстремально высокой конкуренцией на европейском рынке — с российским трубопроводным газом и СПГ. Поэтому Транскаспийский газопровод возможен, но маловероятен и не раньше середины 2020-х годов, в любом случае,» — заметила EADaily старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катя Ефимава. По мнению эксперта, ни один из проектов не сможет значительно изменить источники поставок газа на европейский рынок и подорвать экспорт российского газа в Европу.

По предварительным данным, в прошлом году Европа потребила более 500 млрд кубометров. «Газпром» при этом обеспечил до 36%, а «Южный газовый коридор» со всеми возможными новыми мощностями и «Белым потоком» не покроет и 8% нынешнего потребления в Европе. В Европе прогнозируют постепенный рост потребления и снижение собственной добычи так, что к 2030-му году доля российского холдинга может вырасти до 40%.

Туркменский газ: везде проблемы?

Если против проекта «Северный поток-2» есть политическое давление и угроза распространения на него действия Третьего энергопакета, то у проектов по транспортировке туркменского газа есть проблема на всех уровнях внутри самой Туркмении, считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. «Туркмения — закрытая страна. Поэтому неизвестно, есть ли у нее достаточно сырья для газопровода», — говорит Игорь Юшков. Два дня назад вице-премьер по вопросам ТЭК Туркмении Максат Бабаев заявил, что добыча природного и попутного газа увеличилась в 2017 году на 2%. В то же время в 2016 году она снизилась на 4%. Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач говорит, что Туркмения еще очень далека от выполнения контрактных обязательств по поставкам в Китай.

«Кроме того, цена, по которой Европа сможет покупать туркменский газ, — продолжает Игорь Юшков. — Как показал прошлый год, стоимость газа является определяющей. „Газпром“ нарастил экспорт именно из-за того, что предлагал газ по самым низким ценам. Транспортировка же в страны ЕС из Туркмении будет дорогой и Ашхабад не будет продавать топливо за „три копейки“. Сегодня Туркмения закредитована Китаем и ей необходимы деньги для возврата кредитов. Непонятно почему, из-за отсутствия сырья или споров о цене, но до сих пор не построена четвертая нитка газопровода в Китай, который является сегодня основным импортером туркменского газа».

Радио «Азатлык» американской радиостанции «Свобода» опубликовало в прошлом декабре скандальное заявление международной юридической компании CIS Debt Recovery Solutions по долгам «Туркменнефти» и «Туркменгаза». В документе говорится, что только по предварительным данным, туркменские нефтегазовые госкомпании задолжали своим зарубежным партнерам более $20 млн и некоторые долги не выплачивают из-за тяжелого экономического состояния «Туркменнефти» и «Туркменгаза» уже три года. При этом речь идет только об известных долгах, отметили в CIS Debt Recovery Solutions. «В начале недели мы получили информацию. В Китае есть страховая компания, которая страхует 95−99% всех экспортных сделок, это наш клиент, мы с ними работали раньше по „Туркменгазу“. Мы обратились к ним с запросом и узнали, что у „Туркменгаза“ и „Туркменнефти“ нулевой кредитный рейтинг. То есть только в отношении „Туркменнефти“ открыто три дела, что значит, у компании есть три долга перед китайцами. Суммы, к сожалению, мы пока не знаем. Это означает, что две государственные компании Туркменистана находятся у страховой компании Китая в черном списке», — отметил радио «Азалтык» советник CIS Debt Recovery Solutions Тарас Копий.

Еще раньше, в сентябре, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов пригласил зарубежных инвесторов осваивать шельф Каспийского моря и сообщил министру экономики и труда Австрии Мартину Бартенштайну, что страна будет продавать газ на границе. Другими словами — Ашхабад не будет участвовать в строительстве газопроводов и все расходы на проекты лягут на инвесторов, самым активным из которых стала в прошлом году Грузия.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что Тбилиси не сможет повлиять на осуществление газопроводов. «Это может быть попытка оживить тему или попробовать привлечь финансирование ЕС в корыстных целях. От Грузии в реализации этих проектов мало что зависит», — отметил эксперт.

EADaily. 31.01.2018

Читайте также: