Закарпатье покинули 130 тысяч венгров

Татьяна Ивженко

В Украине не обратили внимания на слова министра иностранных дел Павла Климкина об уменьшении численности венгерского национального меньшинства в Закарпатье. Однако эксперты не исключают, что в Будапеште воспользуются неосторожным заявлением, чтобы снова заявить об ущемлении прав этнических венгров. Конфликт из-за языковой нормы нового украинского закона «Об образовании» развивается с сентября.

Принятый Верховной радой закон предполагает, что только дети дошкольного и младшего школьного возраста смогут обучаться на языках нацменьшинств. При этом они должны в обязательном порядке начинать изучение украинского. Со средней школы вводится обучение на государственном языке, предусмотрена возможность преподавания нескольких предметов на языках нацменьшинств. Реформа вступит в силу с 2020 года.

Депутаты Верховной рады от «Оппозиционного блока» еще осенью обратили внимание, что в законе ничего отдельно не сказано о русском языке. Формально он является языком нацменьшинства (в период президентства Януковича ему был предоставлен статус регионального). Но при этом не является официальным языком ЕС, поэтому рамки использования русского языка в образовательном процессе могут быть сужены.

Лидер фракции Юрий Бойко заявил, что «Оппозиционный блок» намерен добиваться отмены нового закона: «Украина ратифицировала Европейскую хартию региональных языков и должна ее соблюдать. Закон «Об образовании» нарушает право людей на выбор языка, на котором они хотят учиться. Поэтому мы были категорически против этого закона и, естественно, за него не голосовали. Мы обратились в Конституционный суд, чтобы добиться его отмены, потому что он нарушает права людей».

Но активнее всего в этом вопросе действовала власть Венгрии. Будапешт намерен заблокировать все инициативы Украины в международных структурах до тех пор, пока языковая норма закона не будет отменена. Акцент делается на том, что Киев ущемляет права венгерского нацменьшинства, компактно проживающего в Закарпатье.

Местный публицист Олег Супруненко рассказал «Фактам ICTV», что в Закарпатской области Украины есть районы, в которых 50–75% жителей являются этническими венграми. Многие не знают ни украинского, ни русского языков. В регионе функционирует сотня венгерских школ, ученики которых не всегда могут сдать выпускные тесты по украинскому языку и литературе. Это значит, что они не могут поступить в украинские вузы.

Но большинство не беспокоится об этом, отметил Супруненко. Ведь представители нацменьшинства без особых проблем получают паспорта Венгрии: «Процедура получения венгерского гражданства для закарпатца довольно проста – нужно юридически доказать, что его предки проживали на территории Венгрии (то есть, в частности, и на Закарпатье до 1920 года или в период между 1938–1944 годами), а тогда, после оформления документов, присягнуть венгерскому государству – сделать это можно в ближайшем приграничном венгерском сельсовете». Он отметил, что точное число людей, прошедших эту процедуру, неизвестно (в Украине запрещено двойное гражданство), но в открытых источниках фигурирует цифра в 100 тыс. человек. «Для большинства обладателей венгерских паспортов эта красная книжечка – не столько средство передвижения, а прежде всего средство заработка. В крае, где зарплата порой не превышает и 3 тыс. (грн, около 115 долл. – «НГ») в месяц, а «за забором» эти деньги можно заработать за несколько дней, попытка лишить людей возможности заработать при отсутствии альтернативы ожидаемо будет восприниматься в штыки. И отсутствие патриотизма здесь не аргумент», – рассказал он.

Украинская власть не предпринимает жестких мер против тех, кто получил второе гражданство. Но задалась целью обучить всех граждан государственному языку, чтобы представители нацменьшинств могли продолжить обучение и найти работу в Украине. Замглавы украинского МИДа Василий Боднар, комментируя ситуацию, сказал журналистам: «Мы исходим из необходимости обеспечить равный доступ всех граждан Украины к изучению украинского языка. При этом мы не нарушаем прав национальных меньшинств, а только даем им дополнительные возможности инкорпорироваться в украинское общество». Он отметил, что Киев готов обсуждать сложную тему с западными партнерами, но «не приемлет шантажа и угроз».

Ранее украинская власть стремилась найти общий язык с соседями, убедить их в своей правоте. Примерно две недели назад была организована поездка в Закарпатье дипломатов из Германии, Франции, Венгрии, Австрии, Бельгии, Чехии, Румынии, Словакии, Греции, Латвии, Люксембурга, Португалии, Испании, Швеции, а также сотрудников представительства ЕС в Киеве. Они посетили Берегово (город в украинских СМИ называют «столицей» закарпатских венгров), Мукачево, Черновцы. Дипломаты пообщались с местными жителями, побывали в школах. «Ни ЕС, ни отдельные страны, кроме Венгрии, не видят притеснения прав нацменьшиств в том, что государство намерено в своих государственных школах, за счет своего госбюджета обучать своих граждан государственному языку», – сказал «НГ» эксперт, попросивший не упоминать его имени.

Эксперт Агентства моделирования ситуаций Валерий Гончарук согласен, что в ЕС не поддержали позицию Венгрии. В интервью «Голосу столицы» он отметил, что языковую норму закона «Об образовании» Будапешт использовал как повод для того, чтобы предъявить претензии Киеву: «Поэтому я не исключаю, что могут возникать другие конфликты». Он напомнил, что в Венгрии состоялись демонстрации, участники которых призывали «вернуть Закарпатье», некоторые представители власти снова заявили о необходимости добиться автономии для венгерского нацменьшинства в Украине.

Новым поводом для скандала, по мнению экспертов, может стать заявление главы украинского МИДа Павла Климкина. На днях он в рамках министерской конференции ОБСЕ провел отдельную встречу с венгерским коллегой Петером Сийярто. После чего украинский министр сообщил в Twitter: «Министерскую встречу ОБСЕ завершаем на позитиве. Приятный разговор с венгерским коллегой Петером Сийярто. Этнических венгров на Закарпатье уже не 150 тыс. и даже не 100 тыс. Люди покидают регион». СМИ сообщают, что из Украины выехали 130 тыс. венгров.

Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что заявление министра не могло означать, что Киев радуется уменьшению численности венгерской общины. Скорее речь шла о том, что не может быть какого-то особого статуса (автономии или языкового режима) для общины, численность которой ранее составляла около 10% от населения региона, а теперь еще уменьшилась. «Здесь, конечно, вопрос формулировок и толкований. Это тот случай, когда лучше было бы промолчать… Петер Сийярто – тонкий дипломат, который умеет использовать оговорки и некорректные формулировки», – сказал политолог.

Константин Бондаренко отметил, что нет данных, позволяющих судить о численности нацменьшинства: «Люди получают второй паспорт и с ним – свободу жить, учиться, работать в ЕС. Уезжают туда, где им комфортнее. Похвалиться здесь нечем».

Упомянутый закон – не единственная и не главная причина отъезда, отмечают эксперты. Они обращают внимание, что на днях Венецианская комиссия обнародовала свои выводы относительно украинского закона «Об образовании». Минобразования Украины заявило, что европейская структура не поддержала претензии Венгрии. А председатель Верховной рады Андрей Парубий сообщил, что ни сам закон, ни его скандально известная норма о языках обучения меняться не будут.

Комиссия действительно признала, что государство вправе содействовать широкому применению государственного языка. И при этом призвала украинскую власть улучшить качество преподавания государственного языка для представителей меньшинств. Но при этом рекомендовала не распространять действие нового закона на частные школы, для государственных школ увеличить переходный период реформы. Кроме того, обеспечить достойный уровень образования на языках нацменьшинств в дополнение к обучению на украинском. В выводах содержится упоминание о русском языке.

«Венецианская комиссия не потребовала отменить или переписать новый закон. Но рекомендовала учесть ее замечания при рассмотрении закона «О среднем образовании», что и будет сделано», – сказал источник «НГ». Вместе с тем он согласился, что неосторожные слова главы украинского МИДа могут быть неправильно истолкованы представителями нацменьшинства и способны породить новую проблему. Особенно, если обидой местных жителей воспользуются политики соседней страны.

Независимая газета. 11.12.2017

Читайте также: