Страны Балтии меняют отношение к проекту "Северный поток-2"

Алексей Тоом

Страны Балтии коллективно покинули лагерь недругов российско-германского проекта газопровода "Северный поток-2". Эстония, Латвия и Литва отныне не возражают против строительства трубопровода при условии, что он будет соответствовать законодательству ЕС. Такой вывод следует из итогового документа состоявшейся 18 декабря в Таллине встречи прибалтийских премьер-министров.

Совместное заявление премьер-министров стран Балтии, опубликованное по результатам их встречи, не содержит традиционных для последних лет категорических возражений против российского проекта газопровода "Северный поток-2". "Принято к сведению, что проект "Северный поток-2" в случае его реализации должен полностью соответствовать применимому законодательству ЕС и принципам Энергетического союза", — говорится, в частности, в подписанном премьерами Юри Ратасом, Марисом Кучинскисом и Саулюсом Сквернялисом совместном заявлении.

Насколько вообще можно судить по ни к чему не обязывающим заявлениям и меморандумам, эта формулировка отношения к проекту, вызвавшему раскол в Европе, означает радикальную смену позиции стран Балтии в вопросе о "Северном потоке-2". Итоговый документ Совета премьеров не содержит протеста против газопровода и утверждений о его несоответствии интересам Европы, о нежелательном росте зависимости от России.

Оказывается, проект ничему не противоречит

Нетрудно убедиться в том, что итоговые документы предшествующих традиционных декабрьских встреч премьеров трех государств Балтии несли в себе совершенно иной посыл, они содержали категорические возражения против реализации проекта "Северный поток-2". После совета 2015 года в Вильнюсе главы правительств (в Эстонии кабинет на тот момент еще возглавлял Таави Рыйвас) подписались под фразой: "Отмечаем, что предлагаемые Россией проекты трубопроводов, такие как "Северный поток-2", вступают в противоречие с целями энергетической политики ЕС в части диверсификации поставок газа, поскольку увеличивают зависимость ЕС от российского газа".

Годом позже после встречи в Риге появился итоговый документ, включавший в себя пассаж такого содержания: "Вновь отмечаем, что все новые энергетические инфраструктурные проекты должны соответствовать целям и принципам энергетической политики ЕС, остаемся приверженными тому мнению, что проект "Северный поток-2" вступает в противоречие с политикой ЕС, направленной на диверсификацию источников поставок энергоносителей, поставщиков и маршрутов, на устранение доминирования одного поставщика и усиление энергетической безопасности". Эту бумагу подписывал ставший на тот момент премьером Юри Ратас.

Выбор между практичностью и эмоциями

Позиция стран Балтии в отношении проекта "Северный поток-2" могла измениться отчасти по той простой причине, что сопротивление ему не дало особых результатов — контракты подписываются, трубы производятся, деньги перечисляются, то есть, образно говоря, караван идет себе и идет. Дальнейшая оппозиция могла в конечном счете поставить прибалтийские столицы в довольно глупое положение.

Но, что, наверное, намного важнее, странам Балтии пришлось сделать стратегический выбор между лидером яростных идеологических противников проекта "Северный поток-2" Польшей и государствами Западной Европы, компании которых финансово заинтересованы в российском газе.

Трудно сказать, почему это произошло именно после недавнего, довольно конфликтного саммита ЕС, но можно предположить, что в Брюсселе балтийским премьерам стал очевиден "расклад сил" (или им помогли его осознать) и необходимость прекратить колебания и метания, сделав выбор между европейскими "тяжеловесами" и группой "оппортунистов", состоящей из нескольких стран Восточной Европы во главе с Польшей и Венгрией.

Это не просто выбор между Западом и Востоком, богатыми и бедными (хотя и этого фактора для практичных людей было бы достаточно). Это выбор между тандемом Париж-Берлин, который декларирует намерение в конечном счете преобразовать ЕС в "федеративную республику Европу" или "Соединенные штаты Европы", и той силой, что пока ставит независимость и национализм во главу угла политики, мешая углубленной интеграции союза.

Ничего личного, только газовый бизнес

Как считают московские скептически настроенные, но хорошо информированные источники, можно считать, что идеалистическая позиция отрицания, которой до сих пор придерживались страны Балтии в вопросе "Северного потока-2", себя исчерпала. Но вряд ли стоит думать, что прибалты отныне станут как минимум нейтральными в этом вопросе. Скорее всего, решение премьеров — это признак намерения сменить тактику и попытаться влиять на ситуацию другими путями, но по-прежнему в ущерб интересам России. С точки зрения действующего европейского законодательства и энергетической политики ЕС, проект "Северный поток-2" не нарушает никаких "красных линий", считают в Москве.

Не стоит ожидать, что Москва каким-либо образом отреагирует на видимую или реальную смену ориентиров в балтийских столицах. Там считают, говорят источники, что влияние прибалтов на развитие ситуации с газовым проектом маргинально. Но официальная российская реакция на прибалтийский "поворот" может повлиять на настроения газового рынка, который решит, что мнение стран Балтии по поводу коммерческого проекта "Северный поток-2" что-то действительно значит для Кремля. Ничего личного, только бизнес.

Sputnik.Эстония. 19.12.2017

Читайте также: