Смена лидера примирила Астану и Бишкек
Кирилл Кривошеев
Напряжение между Астаной и Бишкеком пошло на спад — в ночь на воскресенье казахстанские пограничники после полутора месяцев ужесточения контроля вернулись к обычному режиму работы. Результат не заставил себя ждать: скорость пересечения границы выросла в два, а то и в три раза. Договоренность о смягчении погранконтроля была достигнута всего через неделю после инаугурации нового президента Киргизии — Сооронбая Жээнбекова. Опрошенные “Ъ” казахстанские, киргизские и российские эксперты утверждают: главной причиной конфликта, стоившего гражданам обеих стран долгих часов ожидания и финансовых потерь, стала обида президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на прежнего главу Киргизии Алмазбека Атамбаева. Но хотя политического раздражителя больше нет, выполнять экономические требования Астаны Бишкеку все равно придется.
«Казахстанская сторона ускорила процесс досмотра грузов и за час пропускает 20 единиц транспорта»,— сообщила вчера погранслужба Киргизии. При этом еще на прошлой неделе пересечь границу за час удавалось лишь семи-восьми машинам.
Напомним, что контроль на казахстанско-киргизской границе был резко ужесточен 10 октября. В первую очередь принятые меры касались грузовых автомобилей, но пострадали и пассажиры. При этом дипломатический скандал между Астаной и Бишкеком начался еще в сентябре.
Его суть заключалась в том, что оппозиционный кандидат в президенты Киргизии, предприниматель Омурбек Бабанов, имеющий тесные связи с Казахстаном, в ходе предвыборной кампании встретился с Нурсултаном Назарбаевым. Президент Казахстана встретил господина Бабанова достаточно тепло, заявив, что соседней стране нужен «молодой президент».
Действующий на тот момент киргизский президент Алмазбек Атамбаев воспринял эти слова очень болезненно, назвав вмешательством в избирательный процесс. Кроме того, киргизский лидер указал на низкий уровень жизни в Казахстане, несоразмерный бюджету страны. «В среднем доход на одного гражданина Казахстана в десять раз больше, чем в Киргизии. Почему тогда пенсии в Казахстане больше, чем у нас, лишь в полтора раза, а не в десять раз, а тарифы выше в пять раз? Потому что разворовывают богатство Казахстана». Через три дня после этого заявления Астана ужесточила пограничный контроль.
Впрочем, разрешилась ситуация столь же стремительно, как началась. Встретившись в Минске 30 ноября, Нурсултан Назарбаев и новый президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков (его инаугурация прошла 24 ноября) обсудили дорожную карту примирения, которую представители правительства двух стран затем, 2 декабря, подписали в Астане.
Документ включает в себя 50 мероприятий «по совместному обеспечению мер таможенного, налогового, ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического контроля на внешних границах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)». Но дожидаться их исполнения не стали — усиленный режим контроля на казахстанской границе был снят уже в полночь 3 декабря.
«Это лишь аванс Киргизии,— сказал “Ъ” российский эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов.— Власти этой страны должны изыскать средства на строительство необходимых лабораторий и таможенной инфраструктуры, без которой система не заработает». Напомним, что ранее между Астаной и Бишкеком действовало соглашение об адаптации киргизской экономики к условиям ЕАЭС, в рамках которого Казахстан должен был выплатить Киргизии $100 млн. Однако в разгар конфликта Бишкек демонстративно денонсировал документ и теперь ему придется рассчитывать лишь на собственные силы. «Если же дорожная карта не будет выполняться, то контроль на границе может ужесточиться вновь»,— считает господин Дубнов.
«Само по себе открытие границы — еще не решение проблем, а лишь проявление политической воли Астаны,— подтвердил мысль господина Дубнова казахстанский политолог Досым Сатпаев.— Перепалки и взаимные обвинения были и до начала избирательной кампании».
Кроме того, собеседник “Ъ” в Астане признал, что репутация Казахстана в ходе конфликта тоже пострадала. «Главный интегратор на постсоветском пространстве (именно Нурсултан Назарбаев был инициатором создания ЕАЭС.— “Ъ”) вдруг начал создавать экономические проблемы соседям из-за политических разногласий, пытаясь отомстить Атамбаеву за его риторику»,— прокомментировал ситуацию эксперт.
«Столь быстрое решение вопроса с новым президентом Киргизии означает лишь то, что дело было исключительно в личных отношениях между Атамбаевым и Назарбаевым,— заявил собеседник “Ъ” в Бишкеке, политический аналитик Валентин Богатырев.— А тот факт, что Жээнбеков — преемник Атамбаева, только подтверждает эту версию. Астана хочет подчеркнуть, что Атамбаев настолько одиозен, что даже с близкими ему людьми можно договориться куда быстрее». Подобную мысль выразил и Аркадий Дубнов, заявив, что бывшего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева «щелкнули по носу».
Коммерсант. 04.12.2017