Польские санкции: от экспорта в Россию к импорту из Китая

Александр Шторм

Официальная Варшава возвела свои антироссийские фобии в ранг государственной политики. По вопросу экономических санкций против России Польша не ограничивается жесткой позицией на международной арене — к примеру, при каждом удобном случае требуя их ужесточения на форуме Евросоюза. Польша с рвением ввела дополнительно свои собственные антироссийские санкции: например, ликвидировала упрощенный механизм пересечения границы с Калининградской областью в рамках так называемого «малого приграничного движения». К тому же почти с полной уверенностью можно сказать, что Варшава похоронит многомиллионную программу Евросоюза «Польша-Россия». В этом своем рвении польские политики действуют по принципу старой польской поговорки «назло мамуси отморожу себе уши», абсолютно не считаясь с собственными потерями. Между тем, результаты этой санкционной лихорадки порой принимают трагикомические формы: в частности, Польша быстро превратилась из экспортера яблок в импортера яблочного концентрата из Китая.

«Переверните вы в конце концов эту страницу, повзрослейте, станьте зрелыми», — сказал президент России Владимир Путин на последней пресс-конференции, отвечая на повторяемый из года в год тот же самый вопрос, задаваемый тем же самым журналистом из американской телевизионной станции, вещающей в Польше и претендующей на роль канона польской «политической правильности». Журналиста интересовало, когда Россия отдаст обломки самолета ТУ-154М, разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010 года с официальной польской делегацией во главе с президентом страны Лехом Качиньским на борту. На этот раз вопрос прозвучал в контексте провозглашенной в Варшаве «теории взрыва и руки Москвы в этом злодеянии».

«Мне кажется, что российско-польские отношения важнее, чем текущая внутриполитическая борьба в Польше между различными силами, которые используют в этой борьбе какой-то антироссийский фактор. Мы хотим развивать отношения с Польшей. Надеюсь, что этот подход возобладает и в самой Польше. Дальнейший развал российско-польских отношений не идет на пользу Польше. Посчитайте, сколько потерь возникло из-за различных санкций, к которым Польша присоединилась. А сколько рабочих мест там потеряно! Сколько производств могло бы возникнуть, ориентированных на российский рынок!» — подчеркнул российский президент.

Болезненные потери от антироссийских санкций, стон и плач польских крестьян и представителей пищеперерабатывающей промышленности, которые продавали массу своей продукции в Россию, властям удалось эффективно заглушить «пропагандой успеха», которая сводится прежде всего к достижениям в социальной сфере. В первую очередь, властям удалось купить симпатии поляков программой пособий на каждого второго ребенка в семье (для малоимущих — даже на первого), а также снижением пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 — для мужчин (предыдущее правительство повысило этот возраст до 67 лет — и для женщин, и для мужчин).

Страны Евросоюза ежегодно теряют в торговой войне с Россией более 20 млрд евро. Польша в течение последних трех лет антироссийских санкций потеряла, по оценкам экономистов, более 3 млрд евро. Недавно печальные последствия санкций для польской экономики пытались довести до сведения общественного мнения политики Крестьянской партии. Они напоминали о том, что «были годы, когда экспорт польских продуктов на российский рынок рос в темпе более 20% в год. С 2014 года, когда начался российско-украинский конфликт, в который вмешался Евросоюз, мы наблюдаем противоположное явление: европейские производители несут огромные потери, в том числе также польские производители, прежде всего польские крестьяне на рынке овощей, фруктов и молока».

Министр сельского хозяйства от этой партии в предыдущем правительстве подчеркнул, что трехлетний период «эмбарго Евросоюза-контрэмбарго России» показал ослабевающую динамику польского экспорта в Россию и растущую динамику импорта. Для рядового поляка информация о том, что Польша, «великая держава в экспорте яблок», начала импортировать… яблочный концентрат из Китая, кажется полной несуразицей.

Свою аллергию на Россию нынешнее польское правительство продемонстрировало также блокадой упрощенного механизма пересечения польско-российской границы (с Калининградской областью) в рамках так называемого «малого приграничного движения». Предлогом для приостановления действия этого механизма были два важных прошлогодних международных события: варшавская встреча в верхах НАТО (8−9 июля) и Всемирные дни молодежи с участием папы римского Франциска (конец июля, Краков).

Уже тогда обоснование такого решения польских властей было по крайней мере странное: мол, из Калининградской области на территорию Польши могут проникнуть… террористы и «зеленые человечки». Сейчас совершенно очевидно, что польские власти на практике отказались от режима малого приграничного движения по причине собственного психоза — страха и подозрительности ко всему, что связано с Россией. Неслучайно, польские официальные лица в этой связи пугают поляков и «растущей милитаризацией Калининградской области, и активизацией разведывательной деятельности, и попытками кибер-агрессии, и экономическим давлением».

Но даже этот истерический шаг официальной Варшавы не привел к желаемому результату — замораживанию межчеловеческих контактов граждан двух стран. Более того, по данным польской Национальной фискальной администрации, только в течение 10 месяцев этого года граждане России сделали в Польше покупок на значительно большую сумму, чем в целом 2016 году. Причем в расчет приняты были лишь те товары, на которые россияне, предъявляя официальные чеки и счета, потребовали на границе вернуть им заплаченные в Польше налоги.

Из-за этой же аллегрии на Россию польское руководство готово «отморозить себе уши» и отказаться от миллионов евро, предназначенных на трансграничное сотрудничество — в частности, на развитие сети дорог, повышение уровня безопасности, инвестиции в области туризма и культуры. 8 декабря прошлого года Европейская комиссия утвердила программу «Польша-Россия» с бюджетом в 61,9 млн евро        (41,3 млн евро из бюджета Евросоюза, остальная часть — из бюджета России). Предусмотрено, что польское правительство утвердит программу до конца этого года.

Наблюдая очередные витки антироссийской истерики официальной Варшавы, можно быть уверенным в том, что утверждения программы не будет — несмотря на все призывы и мольбы лидеров местного самоуправления и общественников. «Русофобия правительства приведет к очередным невосполнимым потерям для нашего региона!», «В чем дело?! Может быть, речь идет о том, что деньги Евросоюза попадут также в Россию, и правительство боится, что Калининградская область станет экономически слишком мощной? А может быть, дело в том, что поляки из Вармии и Мазур [приграничный польский регион] слишком сблизятся с русскими?» — таким образом пытаются они расшифровать кулисы позиции Варшавы.

Одно в этой позиции несомненно: по убеждению правительственных русофобов, лучше потерять миллионы евро, что заработать эти миллионы с Россией.

EADaily. 19.12.2017

Читайте также: