Индия: итоги года председательства в БРИКС

Алексей Куприянов, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО им. Примакова РАН


Республика Индия официально стала председателем БРИКС 15 февраля 2016 г., сменив на этом посту Россию. В качестве своеобразного девиза своего председательства индийское руководство выбрало формулу «Нахождение гибких, всеобъемлющих и коллективных решений» (Building Responsive, Inclusive & Collective Solutions), изящно обыграв таким образом аббревиатуру организации.

Премьер-министр страны Нарендра Моди заявил о намерении разработать «новое стратегическое видение» для стран, входящих в состав БРИКС, которое должным образом отражало бы происходящие в мировой политике изменения и демонстрировало бы рост государств-членов и их ответственное экономическое и политическое поведение в рамках нового глобального сценария. На данный момент индийская экономика — третья по объему ВВП в мире после США и Китая; Индия обладает ядерным оружием, занимает третье место по численности вооруженных сил в мире и проводит активную внешнюю политику. Неудивительно, что Нью-Дели стремится пересмотреть место Индии в мире с учетом изменившегося баланса сил.

Индийское руководство, как отмечали эксперты, стремилось при этом осуществить в рамках БРИКС две основные цели: превратить группу в более формализованный и эффективно работающий институт, а также продемонстрировать, что Индия готова к роли «ответственного глобального лидера».

В рамках достижения этой цели роль БРИКС должна была кардинальным образом измениться: благодаря повышенному вниманию к вопросам борьбы с терроризмом из неформального форума для обсуждения преимущественно экономических вопросов он должен был превратиться в серьезного игрока в сфере как глобального управления, так и глобальной безопасности.

Программу председательства Индии Нарендра Моди изложил годом раньше на саммите БРИКС в Уфе. Он назвал ее «Дас Кадам: десять шагов к будущему». Эти шаги, по мысли индийского премьера, состояли в следующем: проведение торговой ярмарки БРИКС, создание общих центров железнодорожных и сельскохозяйственных исследований, сотрудничество высших органов финансового контроля, цифровая инициатива БРИКС, проведение форума с участием местных органов власти стран БРИКС на уровне штатов/регионов, сотрудничество между городскими властями по вопросам урбанизации, создание Совета по спорту БРИКС, первый большой проект Нового банка развития БРИКС в сфере чистой энергетики, а также проведение кинофестиваля БРИКС.

Впоследствии эти положения неоднократно уточнялись и конкретизировались, а также к ним добавлялись новые — к примеру, подписание многочисленных меморандумов о взаимопонимании, проведение Женского парламентского форума, Форума организаций гражданского общества и т.д. Тем не менее список, который первоначально огласил Н.Моди, оставался неизменным. В общей сложности были запланированы и проведены 16 встреч на уровне министров и парламентских делегаций, 48 встреч рабочих и экспертных групп, 37 семинаров и три бизнес-форума. Можно отметить, что по количеству мероприятий индийский план более чем на треть превосходил аналогичный российский, представленный годом ранее (117 и 70 мероприятий соответственно).

Чтобы оценить, насколько успешным оказалось индийское председательство, имеет смысл рассмотреть ход и итоги реализации «десяти шагов», а также решения, принятые по итогам саммита в Гоа.

1. Торговая ярмарка БРИКС. Была успешно проведена в Нью-Дели и приурочена к саммиту в Гоа. Она изначально позиционировалась Н.Моди как возможность для индийских компаний показать свои товары и услуги и наладить тесные связи с партнерами из других стран БРИКС. Ярмарку проводила Индийская организация содействия торговле (ITPO); основные направления, представленные на ней, — информационные технологии, возобновляемая энергия, энергоэффективность, интернет-технологии, умные города, стартапы и т.п. — то есть те направления высоких технологий, в развитии которых Индия наиболее заинтересована.

2. Создание общего центра железнодорожных исследований. Один из самых амбициозных проектов в индийской программе председательства, который так и не был реализован. Изначально индийские железнодорожники относились к этим планам с большим энтузиазмом, тем более что Индия фактически осталась в стороне от китайского проекта «Один пояс — один путь», но со временем идея создания центра сменилась идеей формирования специальной Исследовательской сети БРИКС по вопросам железнодорожного транспорта с достаточно неопределенным набором функций. В рамках этой инициативы изначально были запланированы всего два мероприятия: встречи экспертов стран БРИКС по железнодорожному транспорту 29 апреля в Лакхнау и 14-15 июля в Секундерабаде. Насколько можно судить, идея создания подобного центра изначально была если не обречена на провал, то очень проблематична: настолько отличаются сами системы организации железнодорожного транспорта в странах БРИКС, настолько разные социальные и экономические функции они выполняют, что попытка совместного глубокого многостороннего изучения требовала хотя бы создания подходящего инструментария и определения целей.

3. Сотрудничество высших органов финансового контроля. В отличие от предыдущего пункта, в данном случае не предполагалось создания никаких совместных органов, лишь дальнейшее укрепление сотрудничества. 24 июня в Пекине состоялась первая встреча глав высших органов финансового контроля (SAI) стран БРИКС. По ее итогам было решено углублять сотрудничество между соответствующими органами государств-членов, действуя в присущем БРИКС духе «открытости, учета интересов всех участников, сотрудничества и стремления к взаимной выгоде». Участники договорились использовать различные платформы для укрепления взаимопонимания и обмена опытом по аудиторским вопросам. Было решено также проводить аналогичные встречи каждые два года.

Старшие должностные лица антикоррупционных ведомств встречались за это время трижды: 16 марта в Париже на полях встречи госдураств-членов конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией, 8 июня на полях заседания рабочей группы G20 по борьбе с коррупцией и, наконец, 17 октября в преддверии очередного заседания той же рабочей группы. На первых двух встречах были согласованы параметры создаваемой Рабочей группы БРИКС по борьбе с коррупцией, на третьей — обсуждался предложенный Россией проект возврата незаконных активов.

В целом можно констатировать, что этот пункт повестки был выполнен.

4. «Цифровая инициатива БРИКС» была позже конкретизирована: в ее рамках в Нью-Дели 28-29 апреля 2016 года была проведена Международная конференция БРИКС, посвященная вопросам информационной безопасности и противодействию киберугрозам (Digital BRICS Conclave). В течение двух дней участники конференции обсуждали перспективы сотрудничества в социальной, политической и экономической сферах в рамках информационного диалога. 7 октября в Джайпуре состоялась встреча старших должностных лиц для обсуждения путей развития научно-технического и инновационного сотрудничества в формате БРИКС, на следующий день — встреча министров науки, технологий и инноваций. Наконец, 11 ноября прошла встреча министров телекоммуникаций в Бангалоре (Бенгалуру), которой предшествовала встреча экспертов и рабочих групп. На встречах главным образом обсуждались демонополизация глобального рынка программного обеспечения, разработка и распространение системы электронного правительства, использование широкополосного доступа в Интернет в различных сферах, а также расширение сотрудничества в области коммуникаций и IT. По итогам министерской встречи были приняты совместная программа развития и план действий стран БРИКС в IT-сфере, включающий формирование национальных программ развития на основе IT, развитие взаимодействия отраслевых IT-компаний, поощрение исследований и инновационного развития в IT-сфере, расширение и укрепление потенциала цифровой экономики, развитие электронного правительства и дальнейшее укрепление международного сотрудничества.

Для Индии развитие сотрудничества в этой сфере имеет первостепенное значение: власти делают ставку на развитие экономики знаний, которая, как полагают в Нью-Дели, будет играть ключевую роль в XXI веке. Страна уже добилась на этом пути серьезных успехов, однако Индия серьезно озабочена вопросами кибербезопасности: стандарты цифровой безопасности в стране до сих пор оставляют желать лучшего, а развитие системы электронного правительства на всех уровнях опережает меры по обеспечению сохранности данных пользователей.

5. Создание центра сельскохозяйственных исследований. Ситуация с этой инициативой напоминает историю идеи создания центра железнодорожных исследований. Проект центра постепенно был заменен на куда более абстрактную Платформу сельскохозяйственных исследований БРИКС. В рамках этой платформы в год председательства Индии прошла серия мероприятий: две встречи экспертов в Нью-Дели (27-28 июня и 21 сентября), встреча рабочей группы по агропромышленным вопросам (22 сентября), министерская встреча (23 сентября). Для Индии вопрос продовольственной безопасности является одним из ключевых, так что внимание Нью-Дели к этой теме вполне объяснимо. Тем не менее центр, обещанный Н.Моди, так и не начал свою работу: несмотря на то, что ни одна из государств-членов БРИКС не выступила против, вновь, как и в случае с центром железнодорожных исследований, различие взглядов на роль аграрного сектора в странах-участницах не позволило сформировать действующий институт.

6. Форум местных органов власти состоялся 3-5 ноября в городе Кочин, но формат был изменен, и форум превратился в конференцию. Как и было изначально запланировано, мероприятие под названием «Совместное планирование местного бюджета (PLB) и децентрализация» был полностью сконцентрирован на вопросах местного бюджета. В роли организатора конференции выступило министерство местного самоуправления Индии. Для Индии с ее высокой степенью децентрализации и большой ролью местных панчаятов (советов) вопрос распределения местных бюджетов крайне важен. Наибольший интерес индийской стороны, судя по стенограмме документа, вызвал бразильский опыт (в Бразилии практика PLB внедрена в наибольшей степени), а также уникальные методики России и Китая, поощряющие участие в планировании всех заинтересованных сторон.

7. 3-й форум БРИКС по урбанизации был проведен с большим размахом в городе Вишакхапатнам, штат Андхра-Прадеш. В ходе трехдневного мероприятия (14-16 сентября) обсуждался широкий спектр вопросов — от финансовых проблем до концепций «умных городов», влияния климатических изменений на городскую среду и роли городов в борьбе с изменением климата. Одной из ключевых тем стало изменение стандартов городской жизни и роли городов, в первую очередь прибрежных, как локомотивов трансформации государства и общества. За месяц до того (17-19 августа) в Джайпуре прошел семинар БРИКС по вопросам развития «умных» городов. В целом повышенное внимание к этому проекту объяснимо: Индия стремительно урбанизируется, города рассматриваются одновременно как финансовые центры и как ключевые точки, в которых сосредоточен наибольший потенциал развития. Характерными примерами являются такие города, как Бангалор и Гургаон, которые позиционируются как поселения с новыми стандартами жизни.

8. Сложно назвать удовлетворительной и ситуацию с созданием Совета БРИКС по спорту. Несмотря на ряд мероприятий, результатом которых стало проведение футбольного турнира БРИКС среди юношей до 17 лет (Нью-Дели — Гоа, 5–15 октября 2016 года), сам Совет на момент саммита в Гоа так и не был создан. Индийское руководство рассматривает проведение совместных спортивных соревнований в рамках блока как один из путей развития отношений и укрепления связей между странами-участницами, имея перед глазами положительный пример Игр Содружества, являющихся одним из инструментов консолидации этой международной структуры. Тем не менее попытка Нью-Дели повторить опыт Содружества результата пока не достигла: в отличие от государств англосферы, спортивные предпочтения населения государств – членов БРИКС слишком различаются.

9. Новый Банк развития БРИКС выделил деньги на крупные проекты в области чистой энергетики уже в апреле 2016 года. Займы общим объемом 1 млрд долл. долларов были выданы всем пяти странам. Наиболее крупный кредит получил бразильский Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social — 300 млн долл. Их планируется потратить на проекты в области возобновляемых источников энергии. Общая мощность станций, которые планируется ввести в эксплуатацию в течение ближайших 12 лет, составит 600 МВт. Индийский Canara Bank получил 250 миллионов долларов, 75 из которых должны быть направлены на проекты в сфере возобновляемых источников энергии мощностью 500 МВт. Россия получила 100 млн долл., которые были потрачены на строительство двух малых ГЭС в Карелии мощностью 50 МВт.

10. Наконец, 2-6 сентября 2016 г. прошел кинофестиваль БРИКС. В общей сложности на фестивале были показаны 20 картин из всех стран БРИКС, первое место получил индийский фильм Thithi, ранее уже завоевавший ряд национальных и международных наград. Учитывая особое место, которое в индийской внешней политике играет продукция киностудий как элемент «мягкой силы», в успехе десятого «шага в будущее» можно было не сомневаться.

Таким образом, можно констатировать, что за десять с половиной месяцев председательства Индии удалось выполнить большую часть задуманной программы. С наибольшим успехом и отдачей были проведены различные фестивали и форумы, представляющие для Нью-Дели особый интерес в силу внешнеполитических и экономических причин. При этом попытка создания рабочих органов, способствующих институционализации структуры БРИКС, на данном этапе окончилась неудачей: слишком разными оказались подходы сторон к конкретным вопросам. В итоговой декларации саммита Гоа лидеры приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании по созданию Платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС, отметили обмен мнениями по вопросам создания сети железнодорожных исследований БРИКС и инициативу учреждения совета БРИКС по спорту. Неудачи в этой сфере не должны вызывать удивление: слишком амбициозную цель поставили перед собой индийские власти, попытавшись в течение нескольких месяцев создать с нуля ряд действующих органов с участием всех государств, входящих в состав БРИКС. Учитывая противоречия внутри блока[1], нельзя не отметить сам факт того, что Индия предприняла практические шаги по реализации своей программы председательства и нашла принципиальную поддержку со стороны лидеров других государств-членов. Это позволяет предположить, что рано или поздно государства блока сумеют разобраться с практическими противоречиями, и институциональные органы БРИКС будут созданы.

______________________________________________________________________________________________

1. Противоречия существуют главным образом по линии Индия – КНР: проявившееся стремление Пекина перейти к формату «БРИКС-плюс» с целью уменьшить влияние Индии и попытка использовать БРИКС в качестве локомотива для инициативы «Один пояс – один путь» явно противоречат взглядам Индии, рассматривающей БРИКС как образец будущих взаимоотношений между странами и намеревающейся использовать блок для поддержки своих глобальных политических инициатив.

РСМД. 08.12.2017

Читайте также: