Формат переговоров по Донбассу может измениться

Татьяна Ивженко

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш провел в Нью-Йорке встречу с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. Украинская сторона еще раз обосновала свою позицию относительно формата и мандата миротворческой миссии ООН для Донбасса. Уже на следующей неделе в Верховной раде планируется голосование за законопроект, который в Киеве считают основой для решения о вводе миротворцев. В ООН возникли сомнения насчет этого документа.

Напомним, в первом чтении закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» Верховная рада утвердила в начале октября.

С тех пор над документом продолжалась работа. На сегодня его содержание с учетом поправок не обнародовано. Известно, что неизменными остались такие нормы, как признание России «государством-агрессором», а неподконтрольных Украине районов Донецкой и Луганской областей (депутаты добавили также упоминание о Крыме) – «временно оккупированными». Из проекта собирались убрать ссылки на Минские соглашения.

В Верховной раде регулярно заявляли, что документ, который украинские политики в обиходе называют «законом о реинтеграции», создаст предпосылки для решения о вводе миротворческой миссии ООН в Донбасс. Логика украинской стороны в том, чтобы на законодательном уровне закрепить признание ситуации на востоке страны не внутренним конфликтом, а следствием внешней агрессии. Соответственно доказать, что ДНР и ЛНР не являются субъектами, а ответственность за ситуацию лежит на России.

Исходя из такой позиции, Киев требует ввести миротворческую миссию ООН на всю территорию Донбасса, а также расположить ее вдоль линии украинско-российской границы. После состоявшейся в среду в Харькове встречи с президентом Польши Анджеем Дудой Петр Порошенко подчеркнул, что миссия ООН не может заниматься только охраной работающих в зоне конфликта гражданских наблюдателей ОБСЕ, как предлагает Россия. «Никаких «охранников»… Зона ответственности (миротворцев ООН. – «НГ») – вся оккупированная территория на востоке Украины, а не линия столкновения», – процитировали украинского президента информагентства. Эту позицию поддержал и польский гость.

Россия, как известно, не признает себя участницей конфликта, а поэтому не видит смысла в размещении иностранных вооруженных сил на своей границе. В Москве регулярно рекомендуют Киеву сесть за стол переговоров с ДНР и ЛНР.

В ходе пресс-конференции в четверг президент Владимир Путин сказал: «Российской армии на Донбассе нет. Но там действительно созданы определенные военные милицейские формирования, которые являются самодостаточными и готовы отразить любые крупномасштабные военные акции против Донбасса. Мы считаем, что это соответствует интересам тех людей, которые проживают на этой территории. Если у них такой возможности не будет, то резня (и даже хуже, чем в Сребренице) будет осуществлена националистическими батальонами, и их ничто не остановит, даже обращение в правозащитные организации, как мне советовали некоторые западные коллеги».

Российский президент признал низкую эффективность минского формата переговоров по Донбассу, но отметил, что виной тому – неконструктивная позиция Киева: «Нет никакого желания реализовывать Минские соглашения, нет никакого желания начать настоящий политический процесс, завершением которого может быть реализация договора об особом статусе Донбасса, который закреплен в соответствующем законе Украины, принятом Радой, но не введенным под разными предлогами в силу».

Владимир Путин рассказал и о том, на чем были основаны подходы к обсуждению мандата миротворцев: «Это именно Петр Порошенко говорил о необходимости сначала вооружить сотрудников ОБСЕ. Я согласился. ОБСЕ сразу от этого отказалась… Потом Петр Алексеевич сказал, что надо обеспечить безопасность сотрудников ОБСЕ с помощью сил ООН – я и с этим согласился. И чтобы не было сомнений, что мы с этим согласны, мы внесли проект соответствующей резолюции (Совбеза ООН. – «НГ»)…». Позже, после разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель, была достигнута договоренность о том, что миротворцы ООН будут располагаться не только на линии разграничения, но всюду, где находятся наблюдатели ОБСЕ, рассказал президент РФ: «Чтобы они были под охраной везде, в том числе и на границе между Россией и Донбассом, Россией и Украиной. Я подумал – мы согласились. Мы тут же внесли коррективы в свою резолюцию… Сейчас выясняется, что и этого не достаточно».

Владимир Путин сделал вывод: «По сути, все сводится к тому, чтобы поставить под международный контроль эту территорию. Мы не против этого, но для этого нужно киевским властям договариваться с самим Донбассом».

Глава МИД РФ Сергей Лавров после недавней встречи с американским коллегой Рексом Тиллерсоном (на полях заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Вене) отметил, что предложения, которые озвучивают представители США и Украины, означали бы ввод в Донбасс «оккупационной администрации» под видом миротворцев. Встреча Лаврова и Климкина в Вене не позволила снять противоречия, в центре которых вопрос о том, кто на самом деле противостоит ВСУ в Донбассе, Россия или ДНР/ЛНР.

Вашингтон в этом вопросе разделяет мнение Киева. По сообщению «Голоса Америки», Рекс Тиллерсон, выступая на днях на форуме аналитического центра Atlantic Council, заявил: «Одно дело, когда страны избирают ту или иную сторону в конфликте (Россия избрала сторону Башара аль-Асада, а наш выбор был другим), но когда одна страна нападает на территорию другой – так длиться не может. Вторжение России в Украину является неприемлемым».

Накануне визита Климкина в Нью-Йорк было обнародовано очередное заявление Госдепартамента США об обеспокоенности ситуацией на востоке Украины. Пресс-секретарь Государственного департамента Хизер Нойерт, по сообщению агентства «Укринформ», отметила, что постоянные обстрелы жизненно важной инфраструктуры обостряют гуманитарную ситуацию в регионе, которая «достигла худшего состояния за последние три года». Нойерт подчеркнула: «Мы призываем Россию предпринять незамедлительные шаги по урегулированию гуманитарного кризиса путем вывода своих сил, а также согласия на надежную миротворческую миссию ООН».

Украинский законопроект о реинтеграции не решит гуманитарные проблемы региона, отмечают эксперты. Дипломат, руководитель фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко ранее сказал в интервью изданию «Главред», что документ только называют «о реинтеграции», а на самом деле он нацелен на решение других задач. «Успокоить бурлящее украинское патриотическое сообщество, которое считает недопустимой ситуацию с правовым оформлением агрессии России против Украины. С другой стороны, этот законопроект призван обеспечить выполнение Минских договоренностей, что делается в угоду западным партнерам, которые считают эти договоренности инструментом решения конфликта… Обе цели – тактические. Они не вводят ситуацию в правовое поле», – отметил он.

Яременко пояснил, что законопроект, согласно которому Верховная рада собирается официально признать Россию «государством-агрессором», не дает ответа на вопрос, что Украина будет делать для разрешения ситуации: «Ответы на этот вопрос содержатся в законе Украины «Об обороне». Но украинская власть не собирается вводить военное положение и предпринимать иные шаги, предписанные этим законом: «По-прежнему ищет какие-то гибридные формы отражения вооруженной агрессии России».

Ситуация с законом таит скрытые угрозы для самой Украины, отметил эксперт. В качестве примера он привел нормы о социальных выплатах: Украина закрепит обязательства в отношении граждан, оставшихся на неподконтрольной Киеву территории Донбасса, но в законе (в первом чтении) не упоминались жители Крыма: «Мы должны всем предоставить социальное обеспечение либо не делать этого вообще (что вполне логично, если эти территории временно оккупированы)».

На подобные недостатки готовящегося ко второму чтению законопроекта обратили внимание и в ООН. Украинские СМИ цитируют обнародованный на днях доклад Мониторинговой миссии ООН, в котором сказано, что в законопроекте недостаточно четко изложены вопросы нормативно-правового обеспечения защиты прав и свобод населения, проживающего в регионе, который Киев собирается признать «временно оккупированным».

Пока ведутся споры о новом законе и о том, повлияет ли его принятие на решение ООН о вводе миротворцев в Донбасс, США, а затем Канада приняли решение о поставках вооружения в Украину. Депутат Верховной рады Дмитрий Тымчук сказал изданию «Апостроф»: «Вся эта помощь играет на укрепление нашей обороноспособности, даже если мы на данный момент не применяем определенные образцы и виды вооружений. Например, военно-морские силы фактически задействованы только как морская пехота. Воздушные силы тоже выполняют вспомогательные функции – эвакуацию раненых, оперативные переброски определенных военных грузов и тому подобное». Но в Украине, по словам Тымчука, не исключают, что все силы потребуется задействовать в полной мере в случае, «если Россия пойдет на новую агрессию против Украины».

Петр Порошенко, комментируя решения Вашингтона и Оттавы, заявил, что Киев получил «мощный и своевременный сигнал поддержки», а также что «путь к усиленной военной помощи Украине открыт».

Некоторые эксперты в Киеве допускают, что для того, чтобы избежать угрозы большой войны, придется изменить формат переговоров по Донбассу.

Независимая газета. 14.12.2017

Читайте также: