Европу разделяют новые барьеры

Евгений Пудовкин

Преимущества, которые страны Евросоюза получают от участия в Европейском едином рынке (ЕЕР), могут быть сведены на нет. Причиной этого служат протекционистские меры, практикуемые некоторыми членами ЕС. Такие опасения высказали ряд европейских бизнесменов и политиков. Отказываясь от дальнейшей либерализации в рамках ЕЕР, страны ЕС рискуют лишиться значительных материальных выгод, показывают исследования.

В течение последних месяцев сразу несколько стран ЕС выдвинули инициативы, рискующие навредить статусу ЕЕР как самой либеральной и интегрированной торговой зоне в мире. Так, на днях власти Италии запретили наносить пометку «Сделано в Италии» на товары, компоненты которых были произведены в других странах. Например, производитель шоколадных изделий Baci, базирующийся в Перудже, впредь не сможет рекламировать свою продукцию как итальянскую, так как импортирует какао-бобы из Африки.

Со своей стороны, Германия ввела этой весной дополнительные ограничения на реализацию. Теперь продавать продукцию в ФРГ могут только те фирмы, чьи товары прошли сертификацию по местным требованиям. А ранее Еврокомиссия упрекнула власти Венгрии и Румынии в том, что они обязывали фирмы в их странах покупать больше местной продукции вместо зарубежной.

Расцветает протекционизм и во Франции, власти которой, несмотря на данные ранее обещания, отказались продавать акции корабельной верфи STX итальянской фирме Fincantieri (см. «НГ» от 01.08.17). Взамен министр финансов Пятой республики Брюно Ле Мэр принял решение национализировать верфь.

Наконец, по инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона Евросоюз утвердил дополнительные ограничения в отношении трудоустройства восточноевропейских мигрантов (см. «НГ» от 26.10.17). Причина такого шага – опасения стран западной Европы, что компании слишком часто отказываются от найма местных граждан в пользу дешевой рабочей силы из Румынии или Болгарии.

О трудностях, которые испытывает единый рынок, свидетельствует и статистика. Так, по данным статистической службы Eurostat, в 2009 году торговля между странами ЕС обеспечивала 67% от общего объема торгового оборота сообщества. Между тем в 2015-м этот показатель составил 63%. А в 2016 году Европейская комиссия инициировала в два раза больше исков в отношении нарушающих правила ЕЕР стран, чем в 2015 году.

Хотя в этом году количество исков будет не таким высоким, «рост популярности протекционистских мер очевиден», констатировал в беседе с Wall Street Journal голландский политик Фриц Болкестейн, исполнявший функции еврокомиссара по вопросам единого европейского рынка в 1999–2004 годах.

Такие опасения разделяют и представители бизнеса. «Иногда случается, что необдуманные меры, принятые по наивным причинам властями отдельных стран, приводят к проблемам более серьезного масштаба», – сказал Wall Street Journal исполнительный директор Nestle в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке Марко Сеттембри.

Nestle – владелец фирмы Baci, которая оказалась жертвой инициативы итальянских властей. По словам Сеттембри, страны ЕС считают преимущества ЕЕР само собой разумеющимися и не отстаивают принципы либеральной политики в сфере торговли.

Отказ от протекционизма и углубление интеграции ЕЕР принесло бы его членам дополнительную финансовую выгоду суммой от 650 млрд до 1 трлн евро. Такой вывод приводится в докладе, подготовленном аналитическим центром Centre for European Policy Studies (CEPS) для Европейского парламента.

Добиться устранения барьеров внутри ЕЕР уже в течение долгого времени пытается Еврокомиссия. В частности, глава исполнительного органа Жан-Клод Юнкер в сентябре призвал ускорить формирование единого цифрового рынка. Создание единых правил игры в онлайн-среде для участников ЕЕР, как отмечается на сайте Еврокомиссии, может в будущем принести им дополнительные 415 млрд ежегодного дохода.

Концентрируясь на нескольких примерах протекционизма в отдельных странах, пресса игнорирует важные инициативы в сфере укрепления ЕЕР, считает бывший советник Министерства финансов Великобритании, эксперт по политике Евросоюза Андреа Зорзетто. «Действительно, единый рынок несовершенен, а рынок услуг все еще находится на стадии формирования, – сказал он «НГ». – Вместе с тем такие инициативы ЕС, как создание общеевропейского рынка капиталов или формирование единой банковской системы – очень важные предложения, на которые страны ЕС должны тратить свой политический капитал».

Кроме того, как подчеркнул Зорзетто, говорить о новой заре протекционизма в ЕС на фоне новых торговых сделок блока довольно сложно. «В прошлом году ЕС заключил торговую сделку с Канадой, в этом году – с Японией, – напомнил аналитик. – Все это не очень похоже на протекционизм, особенно если сравнивать ЕС с поведением таких игроков, как Китай или США».

Напомним, что ЕЕР предполагает создание беспошлинной зоны, которая предусматривает беспрепятственное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На сегодняшний день доступ к ЕЕР имеет 31 страна – 28 членов ЕС, а также Норвегия, Лихтенштейн, Исландия. Частичный доступ к ЕЕР имеет и Швейцария.

Независимая газета. 15.12.2017

Читайте также: