Евразийский союз поворачивается на Восток
13 декабря в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КФУ) состоялось заседание Российско-белорусского экспертного клуба на тему: «Трансконтинентальные коридоры в Евразии: экономика, миграция, гуманитарное сотрудничество». Организаторами мероприятия выступили КФУ, Телерадиовещательной организации Союзного государства Беларуси и России и Центр изучения перспектив интеграции (ЦИПИ). В ходе заседания Казанский федеральный университет и Российско-белорусский экспертный клуб подписали меморандум о сотрудничестве. «Евразия.Эксперт» публикует репортаж с места события.
C приветственным словом к экспертам Клуба обратился проректор по внешним связям Казанского федерального университета, заведующий кафедрой Восточных языков и культур Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Линар Латыпов. По его словам, Казанский университет изначально развивался как «университет евразийского типа», в том числе за счет особого внимания к формированию и развитию традиции востоковедения. Евразийская тематика остается центральной для Казанского университета.
Татарстан – яркий представитель евразийской цивилизации, а Россия – евразийская страна, отметил проректор, добавив, что «Россия исторически – родина евразийской цивилизации». «Казанский университет является центральным по изучению евразийской интеграции», причем не только в контексте международных и экономических вопросов, но и гуманитарной тематики. По оценке проректора, этнопсихология выступает важнейшим направлением в поиске взаимопонимания между государствами ЕАЭС.
Председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства России и Беларуси Николай Ефимович отметил динамичное развитие Татарстана, «который стал заметной точкой роста в Евразии». Председатель ТРО подчеркнул развитие различных дискуссионных площадок 2017 г., что свидетельствует о том, что «евразийская тематика становится модной, популярной и знаменательной». «Одна из главных задач 2017 г. на евразийском пространстве – попытаться найти точки экономического роста и точки опоры, которые позволят преодолеть кризисные тенденции» – заявил Николай Ефимович.
Атташе Представительства МИД России в Казани Фанис Шигапов отметил актуальность темы заседания, поскольку «развитие трансконтинентальных коридоров в Евразии – неотъемлемая часть глобализации». При этом строительство скоростных железнодорожных магистралей, проходящих через Казань, имеет большое значение в этом процессе. Татарстан играет важную роль в межрегиональном сотрудничестве Беларуси и России.
Почетный консул Республики Беларусь в Республике Татарстан Сергей Маруденко уделил особое внимание вопросам экономики и гуманитарных связей. Так, товарооборот Татарстана и Беларуси в 2013 г. (докризисный максимум) превысил $2 млрд. Важная статья экспорта Беларуси – поставки городского транспорта. По словам консула, до половины автобусного парка Казани составляют белорусские автобусы МАЗ. Кроме того, Беларусь активно поставляет сельскохозяйственную технику в Татарстан.
Немаловажным треком в отношениях российского региона и Беларуси выступают гуманитарные связи – так, в Казани находится единственный в России музей знаменитого белорусского поэта Янки Купалы, подчеркнул Почетный консул. Обсуждается вопрос возведения памятника поэту, причем данная инициатива уже получила поддержку на высоком уровне, подчеркнул Сергей Маруденко. В 2018 г. пройдут Дни белорусской культуры в Татарстане и Дни татарской культуры в Беларуси. Способствовать связям Беларуси и Татарстана также должен запуск прямых авиарейсов между Минском и Казанью.
Координатор Российско-белорусского экспертного клуба, главный редактор «Евразия.Эксперт» Вячеслав Сутырин отметил разворот России и ЕАЭС в целом на Восток, что отражают статистические данные. «Уже второй год подряд импорт из стран АТЭС превышает импорт из стран ЕС в страны всего Евразийского экономического союза», – отметил эксперт. По его оценке, это показывает, что «Европейский союз теряет евразийские рынки» и выявляет «глубокие качественные изменения на общем евразийском пространстве».
«Наша задача сегодня и в дальнейшем – понять, как Беларуси и России выгодно встроиться в эти процессы, какое место в них найдет Союзное государство, и как будут выстраиваться межрегиональные связи между нашими государствами в контексте большой евразийской интеграции». При этом, интеграционные процессы несут как возможности, так и риски. Например, в процессе развития нового Шелкового пути одним из ключевых проектов является логистический коридор Казань-Москва-Минск. Но участие в проекте Шелкового пути только в качестве транспортного коридора приведет к тому, что Беларусь и Россия будут лишь обслуживать крупные центры, не обеспечивая собственного технологического развития.
С первым установочным докладом выступил доцент Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Завдат Миннулин, раскрыв исторические аспекты белорусского-татарских отношений. Особенно связи белорусских и поволжско-уральских татар усилились после 1918 г. В годы Гражданской войны из Беларуси в Татарстан поступило много продовольствия. В свою очередь, в годы Великой Отечественной войны Татарская АССР оказывала помощь белорусским областям. В настоящее время в Беларуси в разных городах функционируют несколько татарских школ, объединений, издаются газеты и идет многостороннее сотрудничество.
Заведующий кафедрой политологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, профессор Виктор Ватыль отметил высокую значимость сохранения общего исторического и культурного наследия, однако подчеркнул необходимость развития инфраструктуры туризма. «Это те туристические коридоры, которые позволят говорить о возникновении общего гуманитарного пространства», – отметил Виктор Ватыль.
Заведующий кафедрой политологии Белорусского государственного экономического университета Николай Веремеев затронул проблемные вопросы гуманитарного сотрудничества. «Гуманитарная, культурная составляющая является тем компонентом, без которого никуда», – отметил он. «Что касается сотрудничества в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза, то наши народы объединяет историческое прошлое, культурное наследие. На протяжении долгого времени мы сформировали базис, который позволяет опираться на общие традиции, историю, культуру», – добавил Николай Веремеев. Есть много примеров, это доказывающих, но один из самых ярких – это победа в Великой Отечественной войне, которую ни в коем случае нельзя забывать, считает эксперт.
Кроме того, сотрудничество и гуманитарное развитие идет по линии образования, однако здесь эксперт отметил ряд проблем. «Нам необходимо более детально посмотреть на сферу высшего образования, поскольку экономика и управление невозможны без специалистов, а будущее нашего интеграционного пространства зависит от тех специалистов, кто будет управлять этим пространством», – подчеркнул Николай Веремеев.
В рамках Союзного государства белорусы могут учиться в России, россияне в Беларуси, но практика показывает, что этими возможностями граждане двух стран пользуются нечасто. Причем развивать мобильность следует не только на студенческом уровне, но и среди преподавательского состава, заключил эксперт.
В ходе дискуссии эксперты отметили недостаточный образовательный обмен среди студентов двух стран. Доцент кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета Алексей Беляев согласился с тем, что обеим сторонам не хватает мотивации. «Россияне едут учиться в Беларусь, потому что платное образование у нас дешевле, чем у них. Здесь вопрос цены. Белорусы едут точечно получать более узкие специальности, которых у нас нет», – отметил он.
«Почему у нас застопорился студенческий обмен? Полное отсутствие рекламы, «промоушена» российских вузов на территории Беларуси. У нас просто не знают о том, что есть», – добавил эксперт.
В обеих странах сложились собственные системы сдачи экзаменов и поступления в вузы. Поэтому, считает Алексей Беляев, на уровне законодательства, единых наднациональных органов должна быть выработана единая стратегия поступления, уравнение программ, значительное вложение в рекламу, пропаганду образования в Союзном государстве, так как в Беларуси есть немалое количество студентов, стремящихся уехать на учебу в страны Европы.
Кроме того, эксперт отметил проблему с пониманием общего прошлого: «очень разная трактовка событий XX века, оценки советского периода очень расходятся». Например, в Беларуси 7 ноября является официальным праздником, в то время как в России такого праздника нет. «Должна быть слаженная политика в рамках Союзного государства Беларуси и России, чтобы ставились вопросы не просто сотрудничества, а единой гуманитарной программы», – подчеркнул Алексей Беляев.
«Еще одна важная проблема – пропаганда идей Союзного государства среди молодежи. У нас в Республике Беларусь о Союзном государстве говорится только на некоторых предметах политологического цикла в отдельных темах. При этом единого представления о том, что такое Союзное государство, нет. Хорошо было бы ввести отдельный предмет для этого и в Беларуси, и в России», – заключил эксперт.
«Сегодня более актуально говорить не об обмене с технической перевозкой студентов в российские вузы и наоборот, а о создании общих программ на определенные специальности студентов как Беларуси, так и России. Болонская система позволяет это, но мы почему-то ее не используем в полной мере», – заявил научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, сопредседатель редсовета «Евразия.Эксперт» Петр Петровский.
Что касается общего гуманитарного пространства, то невозможно всех учить по одному учебнику «с одной интерпретацией и с одними героями», считает эксперт. «Сейчас надо делать более тонко. У нас читается курс «История Беларуси в контексте европейской цивилизации», а надо читать «История Беларуси в контексте евразийского пространства», – отметил Петр Петровский. Татары в истории Беларуси являются цементирующим этносом, который всегда Беларусь обращал на восток и способствовал развитию рынков в этом направлении, добавил он.
На определенных образовательных направлениях могут быть «евразийские» предметы, считает эксперт: на юриспруденции – евразийское право, так как союзных «документов много, а специалистов нет». На бизнес-факультетах – отдельный предмет «Бизнес в ЕАЭС», на исторических факультетах – «История евразийской интеграции». «Если это будет, тогда не будет информационного вакуума, будут конкретные социальные дисциплины в образовательной и научной сферах», – заключил Петр Петровский.
Заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН имени Е.М.Примакова Елена Кузьмина отметила, что пространство ЕАЭС – более сплоченное, чем СНГ. Однако и сейчас молодежь «распалась на два лагеря» мнений относительно создания единых образовательных концепций. Поэтому, по мнению эксперта, в этом направлении нельзя действовать жестко.
По мнению заведующего кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, доцента Андрея Большакова, обмены на уровне студентов и профессуры необходимы. При этом «начинать делать это легче на государственном или общественном уровне, например, через общественные палаты, которые есть во всех регионах».
Казанский Федеральный университет делает много с точки зрения популяризации собственных образовательных программ и привлечения иностранных студентов. Однако «есть и другая пропаганда», отметил Андрей Большаков. В зарубежных статьях на английском языке Татарстан позиционируется как мусульманская республика, хотя она является поликонфессиональной и полиэтничной республикой. В этом заключаются трудности, которые необходимо решать на этом направлении, добавил он.
Доцент Белорусского государственного педагогического университета, куратор молодежного крыла РОО «Белая Русь» Валентин Стариченок отметил, что «каждый человек привязан к своей стране», поэтому поступление граждан одной страны в вуз другой по тем или иным причинам часто связано с трудностями. «Более перспективна работа в формате стажировок и академической мобильности», – добавил эксперт.
Профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Саулин заявил, что роль гуманитарных наук сегодня растет. Эффективным совместным опытом может быть образование по конкретным бизнес-проектам. Например, таким проектом является БелАЭС, для строительства и работы на которой проводится обучение специалистов по совершенно новой для Беларуси профессии, отметил эксперт.
Также Александр Саулин отметил перспективное, по его мнению, направление для гуманитарного обмена как туризм. В 2014-2015 гг. из Беларуси в Россию приехали 90 тыс. туристов, а из России в Беларусь – 120 тыс. (и это только те, кто брал большой тур, а не на пару дней).
Доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ Александр Хохлов предложил использовать религиозный фактор в качестве интегрирующего на пространстве Союзного государства. «Есть потенциал по линии Русской Православной Церкви и создания проектов в области идеологического конструирования. Но только в рамках Союзного государства», – подчеркнул эксперт.
Директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Рекеда заявил, что система международных отношений вступила в кризис, который затронул все страны, в том числе евразийский проект и запустила цепной процесс деградации экономических отношений, конфликтов на евразийском пространстве, роста угроз терроризма. «Наша интеграция выпала на довольно сложный период, на который каждой из стран нужно формировать ответы. Одна из главных проблем, которая в 2017 г. сильно проявилась, на мой взгляд, это то, что страны Евразийского союза, как ответ на эти вызовы, сформулировали национальную замкнутость, окукливание», – добавил директор центра.
Кроме того, эксперт отметил, что важнейшей угрозой для региона является угроза террористов, которой посвящен последний доклад возглавляемого им Центра изучения перспектив интеграции «Угроза религиозного экстремизма на постсоветском пространстве». Помощь в решении этой проблемы может оказать и евразийская интеграция путем совместного экономического развития, так как «почвой для рекрутирования новых террористических кадров является социально-экономическое положение».
Кроме того, актуальным становится вопрос информационной безопасности и интернета. «Это среда, которую в принципе нельзя контролировать в одиночку. За прошлый год было зарегистрировано 26 тыс. ресурсов в интернете, через которые в основном и рекрутировались новые террористы. Это вдвое больше, чем в 2015 г.», – заключил Сергей Рекеда.
«Вступление Кыргызстана в Евразийский союз спасло страну от полного краха, который последовал бы в этом или в следующем году», – отметил президент Центра перспективных исследований Сергей Масаулов. Несмотря на снижение в результате кризиса, в этом году переводы достигли докризисных показателей – более $2 млрд. «За счет этих денег население Кыргызстана и живет», – заявил президент центра. Поэтому существование Кыргызстана в рамках ЕАЭС – это «принципиальный выход для страны».
Вопросы интеграции всегда тесно связаны с условиями безопасности – политической, экономической, социальной. Но сегодня актуальной также является и военная безопасность, отметил ведущий научный сотрудник Международного университета «МИТСО», доцент Александр Тиханский.
В ситуации с Союзным государством на примере военных учений «Запад-2017» «была продемонстрирована активность» со стороны прибалтийских государств, Польши, Украины. Источники военных угроз заключаются в «невиданном уровне милитаризации Прибалтики и Польши», нарушении баланса военных сил в Европе, массе неучтенного оружия на Украине, добавил военный аналитик. В этих условиях Россия и Беларусь были вынуждены начать разработку новой военной доктрины, в которой необходимо прописать источники угроз для интеграционного объединения, а также меры, которые Союзное государство будет применять. Не стоит забывать и про такое явление как гибридные войны и работу с информационным пространством, заключил Александр Тиханский.
Подробно эксперты проанализировали и вопрос трудовой миграции. Елена Кузьмина напомнила о его важности помимо проблем образования. Недавно был выпущен доклад «Зачем нужен единый рынок труда в ЕАЭС?» Центром изучения перспектив интеграции, где Елена Кузьмина выступила одним из авторов. Комментируя результаты исследования, она отметила, что несмотря на мнение о том, что мигранты в основном представляют собой представителей центрально-азиатских стран, немаленький поток мигрантов идет и из Беларуси.
При этом вопрос трудовой миграции действительно важен, отметила эксперт, о чем говорит и тот факт, что на уровне Евразийской экономической комиссии о ней заговорили сразу при формировании Союза, в то время как другие интеграционные объединения не относят данный вопрос к разряду основных. «Для евразийского же региона, он является насущным. У нас это связано с военно-стратегической и социально-экономической безопасностью. Это дает прибавку ВВП и стабильность всего региона. Выигрывают все вместе», – считает Елена Кузьмина.
Однако проблемой является то, что часто профессиональные компетенции граждан стран ЕАЭС не совпадают, что не дает возможности признавать образовательные документы. Это нужно обсуждать на уровне ЕЭК, считает эксперт. При этом высокой остается роль русского языка на евразийском пространстве, так как «должен быть язык межнационального общения». «Это не умаляет никакой другой язык», – отмечает Елена Кузьмина, но в то же время дает преимущество самим мигрантам, так как, зная язык, они могут защитить себя в контролирующих органах, объяснить, что они хотят.
Научный сотрудник Центра истории геополитики Института истории НАН Беларуси Кирилл Лайков поддержал идею развития трансконтинентальных транспортных коридоров. Для их реализации необходимо, прежде всего, разделение функций национальных и наднациональных органов, а также «создание единой транспортной политики». Участие в международных транспортных коридорах и развитие транспортной инфраструктуры, по мнению эксперта, даст постоянный источник дохода странам.
Подготовила Юлия Рулева
Евразия.Эксперт. 15.12.2017