Евразийский или Европейский союз? Куда тяготеет общественное мнение Беларуси

Беларусь уже два года реализует суверенитет и независимость через интеграционные проекты Евразийского экономического союза. С другой стороны, минская переговорная площадка дала возможность Беларуси попытаться нормализовать отношения с Западом. Эти процессы не могут не влиять на общественное мнение белорусов. Как изменилось отношение белорусского общества к евразийской интеграции? Каков уровень симпатий к Европейскому союзу? Свежие социологические данные по итогам 2017 г. рассматривает эксперт аналитической группы РОО «Белая Русь», доцент Белорусского государственного педагогического университета Валентин Стариченок.

Рейтинг ЕАЭС и России в Беларуси

О мнении белорусов относительно ЕАЭС можно судить по результатам опросов, которые ежегодно (с 2012 г.) проводятся Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор» в рамках проекта «Интеграционный барометр».

С одной стороны, представленные данные свидетельствуют о позитивном отношении населения к ЕАЭС. Граждане Беларуси либо положительно оценивают союз (от 56% до 68%), либо относятся к нему с безразличием (от 23% до 30%).

Отрицательное отношение к экономической интеграции выразило меньшинство опрошенных в 2012–2017 гг. белорусов (от 3% до 6%). С другой стороны, уровень поддержки ЕАЭС в Беларуси снизился. Его рейтинг в 2017 г. опустился до рекордно низкой отметки в 56%, – падение на семь пунктов в сравнении с предыдущим годом и на 12 пунктов в сравнении с 2014 г.

Таблица 1. Отношение белорусов к Евразийскому экономическому союзу

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Положительное 65% 68% 60% 63% 56%
Безразличное 23% 24% 30% 28% 33%
Отрицательное 3% 6% 5% 4% 6%
Затруднились ответить 9% 2% 5% 5% 5%

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017 (шестая волна измерений). СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. С. 9.

С учетом того, что традиционно большинство белорусов (от 79% до 82%) дружественно относятся к России (см. таблицу 2), а белорусская экономика во многом «завязана» на рынок РФ, имеющийся на 2017 г. 56-процентный рейтинг ЕАЭС удивляет, – он мог быть гораздо выше.

Таблица 2. Мнение россиян о Беларуси и белорусов о России

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Доля россиян, которые считают дружественной страной Беларусь

50%

65%

66%

65%

61%

Доля белорусов, которые считают дружественной страной Россию

80%

82%

81%

82%

79%

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017 (шестая волна измерений). СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. С. 11.

Позиции ЕАЭС в сравнении с другими игроками

Рейтинг России «понижается», если иначе сформулировать вопрос и поставить респондентов перед выбором. Когда в декабре 2016 г. их попросили отметить, в каком из союзов республике будет лучше (с Россией (ЕАЭС) или с Европой), почти 65% опрощенных белорусов захотели видеть свою страну в союзе с Россией, а 19% – в Евросоюзе. Аналогичные результаты относительно ЕАЭС показали опросы, проведенные несколько ранее – в январе-феврале этого года Государственным институтом управления и социальных технологий БГУ по заказу некоммерческой организации «Офис за демократическую Беларусь» («ОДБ Брюссель»).

Мнение белорусов в поддержку Евразийской и Европейской интеграции

Источники: опросы «ОДБ Брюссель» января – февраля 2016 г.опросы БАМ Андрея Вардомацкого декабря 2016 г.

Полученная двумя социологическими службами цифра в 65% коррелирует с данными «Интеграционного барометра» за 2016 год (63%). Однако в 2017 г. рейтинг ЕАЭС в Беларуси «сыграл на понижение», и интересно посмотреть, отразили ли соответствующую тенденцию другие опросы общественного мнения?

Существуют опросы, где рейтинг ЕАЭС еще ниже. Они проведены в 2016 г. Информационно-аналитическим центром при Администрации президента Республики Беларусь (ИАЦ). Отвечая на вопрос «Участие Беларуси в каких международных организациях и интеграционных процессах в наибольшей степени, по Вашему мнению, отвечает интересам государства?», лишь 28% респондентов отметили ЕАЭС.

Но здесь следует оценивать полученную цифру не саму по себе, а в сравнении. В предложенных вариантах ответа фигурировали другие интеграционные объединения, включавшие Россию. Это Союзное государство и Содружество Независимых Государств, которым отдали предпочтение соответственно 54,5% и 51% опрошенных белорусов. ЕС же выбрали лишь 13% граждан РБ. Таким образом, судя по опросам ИАЦ, рейтинг Евросоюза в Беларуси в 2016 г. оказался как минимум в два раза ниже, чем рейтинг ЕАЭС и более чем в четыре раза ниже рейтинга Союзного государства                    (см. таблицу 3).

Таблица 3. Вопрос: «Участие Беларуси в каких международных организациях и интеграционных процессах в наибольшей степени, по Вашему мнению, отвечает интересам государства?» (2016 г.)

Международные организации и интеграционные объединения

(в % от числа опрошенных)

Союзное государство Беларуси и России 54,5%
СНГ (Содружество Независимых Государств)  51%
ЕАЭС (Евразийский экономический союз) 28%
ООН (Организация Объединенных наций) 19%
ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) 18%
ВТО (Всемирная торговая ассоциация) 16%
ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) 13,5%
ЕС (Европейский союз) 13%
МВФ (Международный валютный фонд) 13%
НАТО (Организация Североатлантического договора) 2%

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2016 г. / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: ИАЦ, 2017. – С. 37.

Поколенческий разлом

Существуют еще одна причина более «низкого» рейтинга ЕАЭС в сравнении с рейтингом России. Одна из них – расхождение во мнении разных возрастных групп, зафиксированное «Интеграционным барометром» в 2015 г.

Молодое поколение отнеслось к Евразийскому экономическому союзу более критично, чем старшее. В поддержку ЕАЭС высказалось менее половины граждан Беларуси в возрасте от 18 до 34 лет (48%). Значительно более высокий уровень одобрения характерен для старших возрастных групп: среди респондентов в возрасте от 35 до 54 лет он составил 62%, среди респондентов в возрасте от 55 лет – 67%[1].

К сожалению, в опубликованных докладах «Интеграционного барометра» за 2016 и 2017 гг. это различие не представлено. А было бы любопытно взглянуть на динамику белорусского общественного мнения в разрезе поколений.

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2015 (четвертая волна измерений). СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. С. 119.

Не исключено, что мнение молодой части общества может возобладать, а перспективы интеграции в западном направлении будут выглядеть заманчивее, чем интеграция в евразийском формате[2].

Соответствующие настроения подогреваются посредством ожесточенной критики любых российско-белорусских инициатив, будь то строительство БелАЭС или учения «Запад – 2017», которые сопровождаются часто курьезными, но от этого не менее настойчивыми спекуляциями со стороны западных или аффилированных с Западом медийных структур.

Информационная политика Запада не оставляет сомнений в намерениях разрушить союз Беларуси и России. А это чревато развитием сценария «потепление за счет охлаждения», как случилось в Украине.

«Респонденты – пишет руководитель проведенного в 2016 г. по заказу «ОДБ Брюссель» социологического исследования Е.А.Коростелева, – отмечают растущее ощущение соперничества, граничащего с несовместимостью между ЕС и ЕАЭС… Значительное число респондентов (40%) утверждает, что подходы ЕС и ЕАЭС слишком различаются, чтобы можно было их сочетать; еще треть считает, что эти стратегии абсолютно несовместимы; оставшиеся же респонденты надеются на установление диалога или не имеют выраженного мнения (32%)».

Благоприятный прогноз возможен в том случае, если Союзное государство в лице России и Беларуси предложит подрастающему поколению привлекательный «образ будущего».

Неотъемлемой его составляющей являются сверхсовременные новинки, которые могут быть связаны с развитием цифровых технологий: искусственный интеллект, умные города, «интернет вещей», электронное правительство, зеленая энергетика и другие популярные ноу-хау. Однако на сегодняшний день в Союзном государстве «образ будущего», который стал бы успешной и конкурентоспособной альтернативой западному проекту, не сформирован.

Отношение к Евросоюзу в Беларуси

Не секрет, что ЕС продолжает привлекать население не только Беларуси, но и других стран. В первую очередь это подкрепляется высоким уровнем экономического развития.

Можно предположить, что если ЕАЭС не оправдает экономических ожиданий белорусов, то их взоры могут обратиться на более успешного соседа в лице ЕС.

Тем более, что перспективы сотрудничества с Брюсселем в Беларуси оцениваются позитивно. Согласно опросам, проведенным Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (ИАЦ), порядка трети белорусов полагали, что такое сотрудничество в наибольшей степени отвечает интересам республики. При этом в 2016 г. впервые сотрудничество со странами Евросоюза стало более привлекательным для белорусов, чем сотрудничество с Казахстаном и странами СНГ (см. таблицу 4).

Таблица 4. Приоритеты международного сотрудничества с другими государствами для граждан Беларуси в 2014–2016 гг.

Вопрос: «Сотрудничество с какими странами, по Вашему мнению, в наибольшей степени соответствует интересам нашей страны в настоящее время?»
Страны 2014 г.

 

2015 г.

 

2016 г.
Россия 86,5% 88% 86%
Китай 43% 42% 32,5%
Страны Европейского союза (страны Балтии, Польша, Чехия, Германия, Франция, Италия и др.) 31% 32% 32%
Казахстан 43% 36% 27%
Другие страны СНГ 31% 38% 27%

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2014–2016 годы / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: ИАЦ, 2015–2017.

Жители Беларуси положительно относятся к странам Евросоюза. Большинство населения даже накануне «потепления» (в 2015 г.) не думало, что ЕС занимает деструктивную позицию в отношении республики. Лишь 2% респондентов посчитали, что Запад враждебно относится к Беларуси. Если приплюсовать к этим двум процентам 14% ответивших, что Запад оказывает давление, и 13% – что он использует Беларусь в своих интересах, то «скептиков» все равно окажется меньшинство – 29 % (см. таблицу 6). Если этот же вопрос задать отдельно в отношении ЕС и США, то рейтинг Евросоюза окажется еще выше.

Таблица 6. Отношение граждан Беларуси к Западу (странам Европы и США)

Вопрос: «На Ваш взгляд, какую позицию в отношении Беларуси сегодня занимает Запад (страны Европы и США)? Процент от числа опрошенных
Нейтральную, безразличную 29%
Дружественную 15%
Уважения, равноправия 14%
Давления (навязывание своих ценностей) 14%
Прагматичную (использует в своих интересах) 13%
Содействия, поддержки 5,5%
Враждебную 2%
Затрудняюсь ответить 8%

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2015 год / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: ИАЦ, 2016. – С. 43.

Определенный интерес представляют опросы, проведенные в январе – феврале 2016 г. по заказу «ОДБ Брюссель». Почти половина респондентов нашли точки соприкосновения между Беларусью и Евросоюзом, а 61 % даже сказали, что отношения между ними основаны на взаимном доверии (см. таблицу 7).

Таблица 7. Характер отношений между ЕС и Беларусью

Отношения между ЕС и Беларусью основаны:

 

2016 г.
На общих ценностях 49%
На общих политических интересах 45%
На общих экономических интересах 47%
На общих интересах в сфере безопасности 52%
На общих международных правовых нормах 52%
На взаимном доверии 61%

Источник: Беларусь между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом: исследование восприятия, предпочтений и ценностей белорусов, 2016 г. / Е.А.Коростелева.

Оптимизм абстрактных формулировок снизился, когда респонденту задали более конкретные вопросы. Но и здесь положительных эмоций касательно ЕС было не меньше, чем отрицательных (см. таблицу 8).

Таблица 8. Какие эмоции Вы испытываете по отношению к ЕС (январь – февраль 2016 г.)

 Положительные   Отрицательные  Нейтральные
 Энтузиазм 8%  Беспокойство 14%  Безразличие 20%
 Надежда 20%  Недоверие 18%  Затрудняюсь ответить 15%
 Вера 11%  Отчуждение 3%

Источник: Беларусь между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом: исследование восприятия, предпочтений и ценностей белорусов, 2016 г./Е.А.Коростелева.

60% белорусов зимой 2016 г. выразили уверенность в необходимости поиска нового формата сотрудничества с Брюсселем. Однако они заняли весьма прагматичную позицию в отношении формата этого сотрудничества. В первую очередь для опрошенных были важны торговые и экономические связи, за укрепление которых высказалось 48%, финансовая поддержка со стороны ЕС (19%) и безвизовый режим (20%). Лишь 8% респондентов посчитали полезным для страны «опыт ЕС в сфере демократии и надлежащего управления».

Изменения мнения белорусов о ЕС отражено и в докладах «Интеграционного барометра». В то время как рейтинг ЕАЭС с 2014 по 2017 гг. упал на двенадцать пунктов (с 68% до 56%), число респондентов, считавших страны ЕС угрозой для Беларуси, сократилось почти на столько же, – с 26 до 15 пунктов.

Угроза от стран Евросоюза (2012–2017 гг.)

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017 (шестая волна измерений). СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. С. 32.

В 2016 г. 15% граждан Беларуси назвали страны Евросоюза дружественными республике, полагая, что именно на их поддержку следует рассчитывать в трудную минуту. И этот показатель достиг максимума за последние пять лет, хотя в 2017 г. он снизился на два пункта.

Притяжение общественного мнения России и Беларуси к странам Евросоюза (2012–2017 гг.)

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017 (шестая волна измерений). СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. С. 28.

Самая же недружественная страна для белорусов – США. Но и здесь наблюдается тенденция к понижению градуса недружественности – с 52 пунктов в 2014 г. до 40 в 2017 г. Аналогичная динамика зафиксирована в отношении Великобритании и Германии.

Недружественные для граждан Беларуси страны (отношения с которыми являются конфликтными и несущими угрозу) (2012–2017 гг.)

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017 (шестая волна измерений). С. 33.

Линии разлома

Итак, белорусы в целом не выражают негативного отношения к ЕС. Умножим это на нынешнюю официальную повестку Минска и сделаем предварительный прогноз. Мнение жителей Беларуси о Евросоюзе в ближайшей перспективе, при отсутствии кризисов, может продолжить улучшаться. При этом пока не просматривается мощных факторов улучшения мнения белорусов о ЕАЭС. Союз, с точки зрения белорусов, все еще значительно опережает ЕС по привлекательности, но уже значительно проигрывает России.

Существует ряд параметров, которые позволяют обосновать такой прогноз. Назовем их линиями разлома, которые находятся в тех точках, где Европа «перевешивает» Россию. Они же и будут точками уязвимости Евразийского союза. Наиболее ярко эти линии проявились в 2016 г.
Так, белорусы в большей степени готовы эмигрировать на Запад, чем в страны евразийского пространства. Конечно, Россия привлекает белорусов. Видимо, привлекательность эта определяется не только экономикой (хотя и этот фактор важен), но географической близостью и созданным в рамках Союзного государства единым социокультурным пространством, в котором жители двух стран чувствуют себя комфортно и уютно.

Опрос «В какую из перечисленных стран Вы хотели бы переехать на постоянное место жительства, если бы представилась такая возможность?» (2012-2017 гг.)

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017 (шестая волна измерений). С. 58.

В то же время граждане Беларуси (и России) предпочитают учиться в Европе и США. Вероятно, дело здесь не только в качестве образования, но и в возможности использовать его как социальный лифт с перспективой устроится на хорошую работу на Западе. Не менее важен подкрепляемый высокими зарплатами статус, который дает высшее образование на Западе и который не всегда получает выпускник вуза нашей страны.

Опрос «В какую из перечисленных стран Вы лично хотели бы поехать на учебу, с образовательной целью (или отправить на учебу своих детей)?» (2012-2017 гг.)

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР – 2017. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017 (шестая волна измерений). С. 69.

Если привлекательность России обусловлена близкой социокультурной средой, отсутствием границ и схожим языковым пространством, то пора ставить вопрос, является ли Россия для белоруса эталоном? Скорее, Россия для белорусов сегодня – выгодный партнер. Именно поэтому почти в пять раз больше опрошенных в 2016 г. белорусов сказали, что намного более выгодны для страны партнерские отношения с Россией и ЕАЭС (50%), чем с ЕС (11%).

Но ведь это разные вещи – «быть примером» и «быть выгодным партнером». Рационализм белорусов проявляется в умении сочетать теплые отношения между братскими народами с экономическими преимуществами, получаемыми благодаря сотрудничеству с Россией. Но в этом и шаткость ЕАЭС, который может подвергнуться эрозии в результате экономических неурядиц либо краткосрочной политической конъюнктуры, если не будет подкрепляться эффектом гуманитарного или культурного притяжения.

Многое зависит от того, сможет ли белорусское общество в условиях «европейского потепления» и сохраняющейся напряженности между Евросоюзом и Россией выдержать правильный баланс. И смогут ли элиты России и Беларуси выработать совместные подходы к развитию и формулированию образа будущего, которые обеспечат конкурентоспособность Союзному государству и ЕАЭС в долгосрочной перспективе.

______________________________________________________________________________________________

[1]. Интеграционный барометр ЕАБР – 2015 (четвертая волна измерений). СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. С.119.

[2]. Стариченок В.В. ЕАЭС в оценке общественного мнения Республики Беларусь и России / В.В.Стариченок // Историческая география Восточной Европы: природное и культурное наследие: материалы международной научно-практической конференции, 24–25 ноября 2016 г.; отв. ред. А.И.Слинчак. – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – С.75.

[3]. Шимов В.В. Идеологическое обеспечение интеграционных процессов в Союзном государстве / В.В.Шимов // Вызовы евразийской интеграции: экономика, политика, гуманитарная сфера / под ред. С.В.Рекеды, В.В.Сутырина.                              М.: ООО «Интеграция и наука», 2017. С.71–75.

Евразия.Эксперт. 24.12.2017

Читайте также: