Волкер как спецпредставитель по эскалации войны

Григорий Лацко

27 октября состоялся очередной визит Курта Волкера в Киев. Во время этого визита спецпредставитель Госдепартамента США по урегулированию в Донбассе провел ряд встреч с украинскими чиновниками, а также депутатами Верховной рады.

Состоялась и официальная встреча К.Волкера с П.Порошенко, однако какой-то особой информации о ее результатах нет. Официальный пресс-релиз администрации президента Украины достаточно абстрактен и не выходит за пределы нейтрального подтверждения традиционной повестки дня. Единственные два нюанса этого документа – отмеченный факт усиления внимания к обмену пленными, а также похвала со стороны заокеанского визитера в адрес собеседника по поводу принятия закона «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Впрочем, эта позиция не нова – он и раньше, сразу после голосования за этот закон подтверждал, что, по его мнению, это важный шаг в мирном урегулировании ситуации.

Наиболее же интересные и важные заявления прозвучали по итогам встречи с группой молодых украинских депутатов (преимущественно входящих в депутатскую группу «Еврооптимисты», большая часть которых явным образом подконтрольна посольству США в Киеве). Именно там спецпредставитель сделал ряд заявлений, которые участники встречи поспешили распространить через свои информационные ресурсы. Эта информационная активность уже привела к тому, что вокруг Волкера и позиции США грозится разразиться международный скандал. Ведь то, что он озвучил (или скорее то, что попросили ретранслировать народных депутатов), вполне может вернуть украинский конфликт к горячей фазе, а минский процесс будет полностью сорван американской стороной.

Ключевое в этих заявлениях касалось вопроса с миротворцами. Волкер подчеркнул, что предложение России в США фактически не рассматривается и что миротворческая миссия не может ограничиться лишь зоной разграничения между Украиной и ДНР/ЛНР. По его мнению, миротворческий контингент должен разместиться по всей территории зоны конфликта, включая границу между ДНР/ЛНР и Россией. Более того, хотя Россия неоднократно подчеркивала, что миротворческий контингент может лишь быть несколько модифицированной миссией наблюдателей (в крайнем случае вооруженной поддержкой мониторинговых групп ОБСЕ), Волкер настаивает, что речь может идти лишь о хорошо вооруженной (военизированной) миротворческой группировке. Причем в ее состав ни в коем случае не могут входить представители России.

Председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев сразу отметил, что подобная позиция – прямой путь к срыву минского процесса. При этом все прекрасно понимают, что перекрытие границы до решения политических вопросов, предусмотренных Минскими соглашениями, это прямой путь к катастрофе на территории молодых республик. Владимир Путин по этому поводу высказался еще 19 октября предельно однозначно: «Если дать возможность до решения политических вопросов, до решения вопроса о придании этим территориям особого статуса в соответствии с законом, который принят Радой и сейчас продлен на год, если не принять закон об амнистии, если не сделать всего этого, то закрытие границы между Россией и непризнанными республиками приведет к ситуации наравне с Сребреницей. Там просто будет резня устроена. Мы этого не сможем допустить и никогда не допустим».

Между тем представитель США, прекрасно зная позиции российского руководства, продолжает настаивать на подобном сценарии. Такая настойчивость может быть объяснена лишь одним: К.Волкер уже представитель не столько по урегулированию, сколько по срыву Минских соглашений (как это верно подметил сенатор и политический обозреватель А.Пушков).

Важно, что это не просто абстрактная позиция спецпредставителя, Волкер заявил, что уже начал готовить тезисы для соответствующей резолюции СБ ООН и надеется, что она будет принята до конца этого года. Как это получится, учитывая вполне однозначную позицию со стороны России и ее возможности наложить право вето на подобное решение, – загадка. Возможно, США надеются добиться каких-то компромиссов в этом вопросе, в частности искусственно ускоряя Киев в части выполнения политической части соглашения, однако сами Порошенко и К° пока не демонстрируют подобной готовности.

Еще меньше этой самой готовности может стать с учетом очередного откровения Волкера относительно поставок Киеву оружия. Он отметил, что США продолжают рассматривать возможность предоставления Украине летальных вооружений и что лично у него есть минимум три аргумента в пользу этого. Более того, по его мнению, Б.Обама был однозначно не прав, что не сделал этого во время своей каденции, и теперь новой администрации Белого дома придется решать эту проблему. Совершенно очевидно, что предоставление Киеву вооружений никоим образом не поспособствует деэскалации конфликта, зато вполне может подтолкнуть украинскую сторону к «окончательному решению донбасского вопроса» в лучших традициях нацистской Германии.

С учетом еще одного заявления Волкера о том, что на Украине нет никакого замороженного конфликта, но есть российская агрессия (и эту позицию он постоянно доносит до европейских столиц), а также неожиданного «откровения» про «Северный поток-2» (о том, что этот проект не имеет никакого экономического смысла и направлен исключительно против Украины), вырисовывается вполне однозначная попытка США не просто возобновить конфликт на Украине в его наиболее горячей фазе, но и подготовить к этому мировое сообщество, а также дополнительно настроить европейские столицы против Москвы. Кроме того, фраза Волкера о том, что «цена оккупации будет для Москвы только расти», означает лишь одно – США действительно настроены на новую большую холодную войну, и все конфликты, которые сегодня разворачиваются на Земном шаре и в которые так или иначе вовлечены Москва и Вашингтон, рассматриваются последним с точки зрения атаки на Россию.

Деятельность Волкера в отношении урегулирования ситуации с украинской гражданской войной становится все более деструктивной. Своими заявлениями он постоянно повышает уровень накала отношений между всеми завязанными на минский процесс столицами, радикализирует позиции сторон. В т.ч. тех, кто не является участником конфликта, но прикладывает максимум усилий для того, чтобы остановить ту античеловеческую деятельность, которую Киев развернул против своих граждан в Донбассе.

Если позиция Волкера по миротворцам является не только его личным мнением (а судя по тому, что это озвучивалось на встречах с украинскими чиновниками и политиками, это часть официальной политики Белого дома), то мирное урегулирование становится все более призрачным. Озвучиваемые Волкером «решения», безусловно, таковыми не являются и не могут быть основой для продвижения по пути Минских соглашений.

Не исключено, что эта риторика – лишь попытка сформировать переговорную позицию. Специально ухудшая условия переговорного процесса, США хотят добиться от Кремля смены его позиции, смягчения ее по отдельным пунктам. Например, будут предлагаться различные комбинации, при которых неучастие российских миротворцев будет компенсироваться каким-то иными уступками. Или, например, введение миротворцев по всей зоне конфликта будет сопровождаться предложением включить в число этих миротворцев и российских военнослужащих.

Однако все эти «уступки» в итоге будут направлены лишь на одно – стратегическое давление на Россию и ослабление ее позиций на территориях, непосредственно прилегающих к ее границам. Мир уже вступил в новую холодную войну, и игнорировать это больше нельзя. В таких условиях ни один конфликт более не может рассматриваться сепарированно от общего контекста, а значит, Минские соглашения все больше будут частью новой Большой геополитической игры.

Ритм Евразии. 01.11.2017

Читайте также: