Саммит АТЭС во Вьетнаме и призрак коммунизма

Борис Виноградов, журналист-международник

5 ноября во вьетнамском Дананге начинает работу юбилейный, 25-й по счету саммит Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Ожидается прибытие лидеров 18 государств, армии сопровождения, более 10 тыс. иностранных журналистов. Среди гостей местные газеты в первую очередь выделяют президента США Дональда Трампа, затем президента РФ Владимира Путина, а уж потом председателя КНР Си Цзиньпина. Видимо, исходя из этой табели, нужно говорить о приоритетах.

Лозунг на фасаде Конвеншн-холла – «Создание новой движущей силы, объединение в стремлении к общему будущему» – впечатляет своей благостью, но не дает четкого представления о целях и задачах форума. Да и как узреть общее будущее отсюда, с берегов Южно-Китайского моря, где по-прежнему кипят страсти вокруг спорных территорий. К тому же за минувшие годы к саммитам АТЭС привыкли как к дежурному блюду в большой политике и особого значения им не придают. Заезжих репортеров меньше интересует повестка дня, перечень докладов и лекций, больше – антураж и закулисье.

В этом смысле Дананг, вложивший в организацию саммита всю душу, скучать не дает. В морском порту – флаги прибрежных государств, улицы в наряде, туристам – зрелища. Накануне по центральной улице Чан Хынг Дао прошла то ли генеральная репетиция, то ли парад армии и флота, полиции и спецслужб, призванных обеспечивать безопасность, охранять покой и порядок в эти суетливые дни. Очевидцы изумлены не только количеством привлеченных сил и средств, но и боевой выучкой, экипировкой, выправкой солдат Народной армии, особенно вооружением и техникой.

В колоннах – броневики 2000 RAM MKIII израильского производства, боевые машины пехоты JRC-900 компании JINO Motors из Южной Кореи, фургоны для усмирения толпы и уличных беспорядков Ford F-500 с водяными пушками Titan, экипажи химзащиты, пожарные машины MAN, Nissan, Volvo. Замыкали шествие российский водовоз «Урал» и пара белорусских МАЗов с цистернами. Понравились Toyota отечественной сборки, изготовленные по спецзаказу для перевозки гостей, мотобайки с яркими эмблемами на бензобаке, оружие снайперов... Можно не сомневаться, террористы и антиглобалисты нос не сунут.

Испокон веку Дананг, то ли в силу своего нахождения, то ли так завещано судьбой, играл роль магнита, куда тянуло иноземцев. Еще до открытия Колумбом Америки в этих широтах хозяйничали китайские и японские пираты, а Дананг представал некой Тортугой, жившей по законам берегового братства. В 1858 году французы вместе с испанцами атаковали Дананг. Именно отсюда пошла, словно бубонная чума, колонизация страны. Здесь же в 1965-м высадкой десанта морской пехоты США началась наземная операция Starlite. Американцы надолго увязли во Вьетнаме.

В наше время город объявлен заповедной зоной. Здесь нет крупной промышленности, только hi-tech и сфера услуг. Средняя продолжительность жизни – самая высокая в СРВ. Женщины – 75 лет, мужчины – 72. Текущий год объявлен Годом саммита. В сборе средств участвовала вся страна. В марте открылся новый аэропорт, проложено 34 км дорог, построены небоскребы, бизнес-центры. Гостей разместят на виллах Sun Peninsulа, что в 10 км, в окружении пальмовых рощ и сахарных пляжей.

Кстати, это уже второй саммит АТЭС во Вьетнаме. Первый был в 2006 году в Ханое. Россию на нем представлял Путин. Помнится, тогда он довольно много общался c Джорджем Бушем-старшим. А двумя днями раньше президент США по пути во Вьетнам сделал остановку в Москве и два часа во Внукове беседовал с «другом Владимиром» за столом с блюдами русской кухни. Настроение у обоих было хорошее. Накануне Буш подписал согласие США на вступление России в ВТО.

Что будет на сей раз, сказать трудно. Москва и Вашингтон молчат по поводу личной встречи. Дональд Трамп на тот момент будет завершать свое азиатское турне. Судя по всему, его больше волнуют проблемы КНДР, отношения с Пхеньяном и поиск союзников в противоборстве с Ким Чен Ыном.

Навряд ли он станет поднимать и вопрос о судьбе Транстихоокеанского партнерства, на что еще надеется Ханой, подписавший договор о вступлении в этот альянс. Скорее всего будет обсуждаться тема полного снятия эмбарго американского оружия во Вьетнам, условия торговли и сотрудничества, в развитии которого заинтересованы обе стороны. Товарооборот растет и превышает 50 млрд долл. (У России он упал с 4 до 2,7 млрд).

О чем будут говорить при встрече президенты России и Вьетнама, можно догадаться, учитывая приведенные цифры. В июне президент Чан Дай Куанг, находясь в Москве, пригласил Путина не только в Дананг, но и с отдельным визитом в Ханой. Приглашение принято, однако о конкретной дате речь пока не идет. Известно только, что встреча на полях саммита АТЭС пройдет в тот момент, когда во Вьетнаме, как, впрочем, в России и в Китае, будут отмечать 100-летие Октябрьской революции.

Что и говорить, дата эпохальная в судьбе и истории наших народов. Вьетнамцы к ней относятся спокойно, без экзальтации. Проходят научные конференции, где выражается уверенность, что «социализм остается единственно верным решением, которое нужно человечеству». У памятника Ленину в Ханое 7 ноября состоится митинг с красными флагами и пионерами. Говорят, Си Цзиньпин, которого Путин недавно поздравил с переизбранием генсеком ЦК КПК, не поздравит его со 100-летием. Их встреча намечена на 8 ноября.

О «мрачной символике» больше говорят на Западе, наблюдая, как развиваются связи в рамках «Евро-азиатского треугольника». Действительно, странно, в Китае и во Вьетнаме у власти коммунистические партии, а прямой наследник Великого Октября – Россия вроде бы открестилась, ушла со «столбовой дороги человечества», но налаживает отношения «всеобъемлющего стратегического партнерства». Пикантность ситуации еще и в том, что вершины этой геополитической фигуры смотрят в разные стороны.

Независимая газета. 03.11.2017

Читайте также: