Российско-грузинские отношения в объективе комиссии Карасин – Абашидзе

Георгий Сигуа

Канувший в лету СССР был союзом братских народов, о любви которых друг к другу неустанно говорили все средства пропаганды. Однако на поверку отношения между народами оказались не такими уж братскими, а в ряде мест на постсоветском пространстве испортились до такой степени, что обернулись кровавыми конфликтами и прямыми боестолкновениями. Справедливости ради надо отметить, что межнациональные противоречия затронули не столько сами народы, сколько их политические элиты, которые в основном и разогнали эту волну ненависти и взаимного неприятия.

И сегодня отношения между многими субъектами бывшей сверхдержавы весьма далеки не только от идеальных, но и просто нормальных. Прекрасным примером этого могут служить отношения между Грузией и Российской Федерацией.

С распадом Советского Союза основным лейтмотивом грузинской как внешней, так и внутренней политики было очернение совместного советского прошлого, обвинение во всевозможных грехах России, и, как следствие всего этого, активнейшая прозападная ориентация.

Несмотря на наличие широких экономических связей и огромного общего культурного пласта, русофобия грузинской политики медленно, но верно набирала обороты. Сменяющие друг друга у кормила власти политические силы отличались друг от друга только накалом антирусских настроений. Яростные при первом президенте Грузии Звиаде Гамсахурдии, они сменились более дипломатичными при Эдуарде Шеварднадзе и достигли своего апогея во времена Михаила Саакашвили, который после августовских событий 2008 года разорвал с РФ дипломатические отношения. В скобках отметим, что Украина, являющаяся крупнейшим по территории европейским государством и по своему экономическому и военному потенциалу несопоставимо превосходящая Грузию, продолжает сохранять с Российской Федерацией дипломатические отношения, несмотря на потерю Крыма и войну в Донбассе.

Любому объективному наблюдателю понятна элементарная истина, заключающаяся в том, что России обойтись без Грузии в сотни раз легче, чем Грузии без России. Это связано с многими факторами, в первую очередь с огромным количеством грузинских гастарбайтеров, именно в России зарабатывающих деньги на содержание своих семей, которые в результате долголетнего перманентного экономического кризиса в своей стране находятся на грани нищенства, если не за гранью. Россия остается основным рынком сбыта грузинской продукции, к сожалению, не обладающей высокой конкурентной способностью на других рынках. Действует и еще целый ряд факторов, перечисление которых займет много места и времени.

Правление партии «Единое национальное движение» и ее лидера М.Саакашвили большинство населения называет эпохой фашистской диктатуры, а Мишико – бесноватым фюрером. Идя на максимальное обострение отношений с Москвой и на разрыв с нею дипломатических отношений, Саакашвили выполнял свое задание, ради которого его и привели в Грузии к власти, организовав очередную «цветную революцию» («революцию роз»).

Для Саакашвили реальность и интересы страны никакого значения не имели, но для населения Грузии дело обстояло по-другому. Именно поэтому политический блок «Грузинская мечта» одним из важных пунктов своей программы сделал обещание нормализации отношений с Россией. Этот фактор и стал одним из важных компонентов в победе «Грузинской мечты» и сокрушительном поражении, которое некогда всесильная партия «ЕНД» потерпела на парламентских выборах 2012 года.

Придя к власти, «Грузинская мечта» оказалась в достаточно сложном положении. Безоговорочно ориентируясь на Запад, она практически оказалась не в состоянии исполнить в полной мере одно из своих главных электоральных обещаний, поскольку находилась под мощным давлением извне и пятой колонны Запада в лице «ЕНД» изнутри. Компромиссным вариантом стало создание совместной комиссии Грузии и Российской Федерации в лице специального представителя премьер-министра по взаимоотношениям с Россией Зураба Абашидзе и заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина.

Григорий Карасин (второй слева) и Зураб Абашидзе (в центре)

Ввиду сказанного выше, работа комиссии проходит в тяжелейших условиях. Проблема территориальной целостности дамокловым мечом нависает над любым грузинским правительством. После августовских событий 2008 года Россия, однозначно поддерживавшая принцип территориальной целостности Грузии, пошла на признание Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств.

После этого на Западе можно поднимать какой угодно вой – факт возникновения новых государств неоспорим. Это обстоятельство практически исключает поиски серьезного компромисса на политическом поле, но сохраняет возможности нормализации экономических и культурных связей.

Формат Карасин–Абашидзе функционирует уже пятый год. 16 ноября состоялась очередная встреча. Непримиримая оппозиция в лице «ЕНД» каждый такой контакт встречает яростной критикой, обвиняя правительство в прямом предательстве национальных интересов. Подобные обвинения звучат особенно смешно в устах тех, кто именно своими действиями довел страну до катастрофы. Оппозиция, которая благодаря заступничеству своих западных хозяев вместо тюремных нар за свои преступления занимает уютные парламентские кресла, с дикой яростью пытается доказать неэффективность и бессмысленность существования комиссии.

К большому сожалению, в этом вопросе с ней достаточно часто солидаризуются представители умеренной оппозиции, у которой узко тактические выгоды от критики действующих властей затмевают стратегическую перспективу. Разумеется, формату Карасин–Абашидзе приходится постоянно учитывать фактор отсутствия дипломатических отношений, но у комиссии уже сложилась традиция рассматривать конкретные вопросы развития отношений между нашими странами на тех направлениях, где прогресс возможен даже на фоне отсутствия дипломатических отношений.

Это в первую очередь гуманитарные контакты, транспорт, торговля. Любой позитивный результат в этих сферах важен сам по себе, так как дает надежду на дальнейшее оздоровление отношений. Российско-грузинские гуманитарные контакты имеют многовековую историю. Для всех великих русских поэтов и писателей Грузия была поэтической Меккой, которую они любили нежной любовью. Достаточно назвать имена Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Маяковского, Есенина, Тихонова, Евтушенко, Вознесенского и других, чьи судьбы и творчество неразрывно связаны с Грузией. Эту непрерываемую связь нужно беречь и сегодня.

Так в Санкт-Петербурге состоялась неделя грузинского кино. В России его по-прежнему любят и уважают, оно вызывает к себе огромный интерес. В Сочинском фестивале молодежи и студентов принимала участие достаточно представительная грузинская делегация. Регулярно проводятся культурные и научные мероприятия, причем необходимо ответить, что масштаб их заметно растет, растет и число студентов, обучающихся в Российской Федерации. Отрадно заметить, что число представителей титульной нации в этом контингенте значительно увеличивается.

Заметно увеличился и товарооборот между нашими странами. За три квартала текущего года он вырос на 35%, что в денежном исчислении составляет около 650 млн долларов. Увеличились вдвое поставки грузинского вина в Россию, которая остается его главным импортером. Заметно увеличились объемы транспортного сообщения между странами. Всего за восемь месяцев регулярными и чартерными авиарейсами перевезено 300 тыс. пассажиров. Для сравнения можно сказать, что в прошлом году пассажиров было в два раза меньше.

Немало общих задач и у транспортных ведомств двух стран. Их эксперты рассмотрели проблемы повышения надежности сообщения по Военно-грузинской дороге. Парадокс ситуации заключается в том, что в начале XXI века Россия и Грузия оказались отброшенными в начало XIX, так как и тогда, и теперь Военно-грузинская дорога оказалась единственной транспортной артерией, связывающей две страны.

Так чем же вызывает гнев непримиримой оппозиции деятельность комиссии Карасин–Абашидзе? Казалось бы, любому нормальному человеку понятно, что для Грузии, кроме пользы, от этих контактов ничего нет. Фактически комиссия остается последним мостом, соединяющим две страны и народы. Но в том-то и дело, что беснующейся оппозиции нет никакого дела до пользы собственного государства и народа – ей за океаном платят не за это. Ей платят за то, чтобы она превратила свою страну в жертвенную пешку, чтобы Запад из подобной жертвы мог извлечь для себя конкретную пользу. Именно поэтому она делает все, чтобы перерезать нить, которая веками соединяла народы Грузии и России.

__________________________

Фото http://mediarupor.ru/

Ритм Евразии. 28.11.2017

Читайте также: