Реформы ЕС оказались Макрону не по плечу
Евгений Пудовкин
Политический кризис в ФРГ, где канцлер Ангела Меркель не смогла договориться о создании правительственной коалиции, «заморозил» программу реформ Евросоюза. По мнению экспертов, президент Франции Эмманюэль Макрон в одиночку едва ли сможет реализовать повестку по углублению интеграции в ЕС.
Партии Германии не смогли согласовать ключевые позиции по коалиционному договору, а потому, как ожидается, уже в ближайшее время в стране могут пройти новые парламентские выборы. Такая неопределенность ставит под сомнение реформы по укреплению европейской интеграции, двигателем которых должны были стать Берлин и Париж.
Свою амбициозную повестку по реформам Евросоюза Макрон очертил в сентябре, выступая перед студентами Университета Сорбонны (см. «НГ» от 27. 09. 2017). В числе предложенных им реформ – гармонизация налогообложения в рамках ЕС, учреждение общеевропейского налога на финансовые транзакции, а также новые проекты в области обороны и безопасности на наднациональном уровне.
Касаясь еврозоны, французский лидер намерен учредить пост министра финансов валютного союза, а также создать многомиллиардный бюджет для реализации инфраструктурных проектов. Для пополнения казны Макрон считает целесообразным использовать, в том числе, средства, полученные с налогов на прибыли компаний.
Меркель инициативы француза поддержала, хотя и отметила, что по некоторым вопросам Парижу и Берлину все еще предстоит найти компромисс. Однако нынешние проблемы канцлера в домашней политике не позволят ей вернуться в реформаторский тандем – по крайней мере в ближайшее время.
В этой связи Макрон выразил надежду, что немецкому лидеру удастся уже в скором времени уладить возникшие трудности. «Исходя из интересов как Германии, так и всей Европы, надеемся, что наш главный партнер будет и впредь демонстрировать стабильность и силу, чтобы двигаться дальше», – говорится в заявлении Елисейского дворца.
«До тех пор, пока Германия не выработает внятную позицию по реформам, никаких подвижек ожидать не следует. Так что сейчас ситуация находится в подвисшем состоянии», – рассказал изданию EuroActiv дипломатический источник в ЕС.
С такой оценкой солидарны и в экспертом сообществе. «Возможность проведения каких-либо масштабных реформ в Европе без участия Германии исключена», – сказал «НГ» главный экономист, руководитель брюссельского бюро Центра европейских реформ Кристиан Одендаль.
Более того, продолжил аналитик, не существует гарантий, что намеченная Парижем повестка будет претворена в жизнь даже после разрешения немецкого кризиса. «В их нынешнем виде инициативы Макрона были бы слишком амбициозными для любого правительства в Германии», – подчеркнул Одендаль.
В конечном счете, полагает эксперт, новые выборы едва ли принесут радикально другой результат, а идеи Макрона в любом случае претерпят изменения. «Итоги нового голосования в Германии, скорее всего, не станут каким-то ошеломляющим сюрпризом, разве что зеленые возьмут больше мест, – рассуждает Одендаль. – Давление на социал-демократов, чтобы они вошли в коалицию с Меркель, усилится, и в этом случае Германия поможет Макрону с реформами, но предварительно значительно ограничив их масштабы».
«Словом, никаких фундаментальных изменений в еврозоне или ЕС ждать не стоит», – подытожил Одендаль.
С тем, что амбиции по укреплению ЕС едва ли увидят свет, согласен и профессор политологии Оксфордского университета Ян Зеленка. «Серьезные реформы ЕС не были предприняты со времен проекта европейской конституции (в 2004 году – «НГ»), – сказал «НГ» эксперт. – Предложения Макрона, которые, на мой взгляд, и так не были особенно удачными, будут размыты Германией и другими странами».
ЕС оказался на перепутье, считает Зеленка: «С одной стороны, государства-члены сообщества разрознены и не доверяют друг другу; с другой – брекзит показал, что выход из блока чреват серьезными негативными последствиями».
Неопределенность вокруг реформ Макрона – еще один показатель того, что громкие заявления лидеров ЕС об «окне возможностей» (см. «НГ» от 14.09.2017) для реформ ЕС не смогли вылиться в конкретные результаты. Ранее неудачу потерпели и попытки укрепить ЕС по линии внешней политики и обороны.
Так, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер выступал за объединение постов главы Еврокомиссии и Европейского совета. Такой шаг, по его словам, сделал бы внешнеполитический курс сообщества более твердым и предсказуемым, при этом также облегчив принятие решений на наднациональном уровне. Но лидеры государств-членов ЕС восприняли предложения Юнкера прохладно, призвав его не смешивать полномочия наднациональных и национальных властей (см. «НГ» от 15.09.2017).
А на прошлой неделе 23 страны ЕС стали частью постоянного структурного сотрудничества в оборонной сфере (PESCO). Впрочем, несмотря на заявления брюссельских чиновников, охарактеризовавших создание PESCO как «исторический» момент, в сущности эта программа не принесла ничего нового.
«Обязательства, которые берут на себя члены PESCO по условиям договора, оказались размытыми до такой степени, что де-факто не имеют никакого значения», – отметил бывший глава Европейского оборонного агентства, научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Ник Витни. По его словам, PESCO – это «переработка» уже существующих договоренностей, а не что-то новое. «Лидеры оборонного соглашения даже не берут на себя обязательства сверять друг с другом военные планы», – посетовал Витни.
Независимая газета. 22.11.2017