От официального Белграда требуют закрыть «крымский вопрос»
Дмитрий Лару, Алексей Забродин
Оппозиционная Сербская радикальная партия (СРП) подготовила заявление к следующему заседанию парламента с требованием к правительству официально признать законность референдума 2014 году в Крыму, а полуостров — неотъемлемой частью РФ. Об этом «Известиям» рассказал депутат народной скупщины (парламент) Александр Шешель. Сербия остается одной из немногих европейских стран, которая не осудила воссоединение Крыма с Россией. При этом высокопоставленные источники в сербском правительстве, а также в правящей партии заявили «Известиям», что определиться с крымским вопросом Белграду мешает косовская проблема.
Обращение депутатов от СРП к правительству Сербии с призывом согласиться с тем, что Крым — неотъемлемая часть России, будет обнародовано на следующем заседании сербского парламента, которое состоится до конца ноября. При этом авторы инициативы намерены подчеркнуть существенную разницу между воссоединением Крыма с РФ в 2014 году и насильственным отделением Косово в 2008-м.
— Белград не может ожидать поддержки Москвы по спорным территориальным вопросам, если сам не признает территориальную целостность России. Поэтому наша партия призывает правительство решить этот вопрос как можно быстрее и признать воссоединение Крыма с Россией. Мы всегда обращали внимание на эту проблему и не отойдем от своих позиций, — заявил «Известиям» сербский депутат, член делегации Народной скупщины в ПАСЕ Александр Шешель (сын одного из самых знаменитых политиков на Балканах и лидера СРП Воислава Шешеля).
Хотя СРП ныне находится в оппозиции, партия обладает большим влиянием и авторитетом в Сербии. Более того, два последних президента страны — Томислав Николич и Александр Вучич — в свое время занимали руководящие посты в этой партии, где фактически и делали свои первые шаги в большой политике. А Воислав Шешель, проходивший по Гаагскому трибуналу по Югославии, вернулся в страну в 2014 году в статусе чуть ли не национального героя, в 2016 году был полностью оправдан. К мнению СРП по внутренним и международным делам традиционно прислушиваются в сербском обществе.
Источники в правительстве Сербии рассказали «Известиям», что главной проблемой в вопросе признания Крыма остается неразрешенный косовский вопрос. Однако очевидную разницу ситуаций в сербском правительстве прекрасно понимают.
— Между Косово и Крымом есть принципиальная разница. Крым был российским со времен Екатерины II и вплоть до распада СССР (был передан в управление Украинской ССР в 1954 году указом Президиума Верховного Совета СССР. — «Известия»). Косово же получило широкую автономию впервые после Второй мировой войны. Кроме того, в Крыму прошел референдум, а Косово было оторвано от Сербии в нарушение всех международных норм, — пояснил «Известиям» один из собеседников в правительстве Сербии.
Автономия Косово (в составе Югославии) впервые появилась 10 июля 1945 года. Вооруженную борьбу за полную независимость региона начала в 1998 году «Армия освобождения Косово». А год спустя силы НАТО уже бомбили Югославию под предлогом предотвращения гуманитарной катастрофы, что вдохновило албанских сепаратистов. В 2008 году в одностороннем порядке при поддержке большинства западных стран регион провозгласил независимость, чего Белград, естественно, не признал. В этом вопросе его поддержала Москва. Согласно сербской конституции, Косово и Метохия — неотъемлемая часть сербской территории с автономным статусом.
Между тем высокопоставленный источник в правящей Сербской прогрессивной партии рассказал «Известиям», что большинство сербов солидарны со статусом Крыма, однако геополитические интересы Белграда не позволяют признать принадлежность российского полуострова.
— Украина не признает независимость Косово, и это важно для Белграда. Представители украинского посольства в Сербии не раз обращались к сербскому правительству с просьбой осудить вхождение Крыма в состав России в качестве встречной «услуги». Кроме того, необходимо помнить, что Белград стремится вступить в ЕС, который ввел антироссийские санкции из-за Крыма, — добавил собеседник. — Но это не означает, что мы не будем искать для себя пути решения крымской дилеммы.
После украинских событий в 2014 году Сербия в отличие от большинства западных стран воздержалась от обвинений Москвы в «аннексии Крыма» и отказалась вводить антироссийские санкции. Тем не менее Белград официально не признал результаты крымского референдума, подчеркивая уважение территориальной целостности Украины. И если бы не сильное давление на сербские власти со стороны Запада, о чем «Известиям» недавно рассказал глава МИД Сербии Ивица Дачич, Белград занимал бы куда более четкую позицию.
Известия. 16.11.2017