Выборы в Чехии: «щелчок по носу» Евросоюзу и умеренная нелюбовь к России
Вадим Трухачев, кандидат исторических наук
Триумфаторами парламентских выборов в Чехии 20−21 октября стали евроскептики, набравшие абсолютное большинство голосов. Такой итог не назвать иначе, как вызовом Евросоюзу. Что касается России, то свой немалый процент получили и русофобы, и русофилы, однако верх все же взяло сдержанно-отрицательное отношение к нашей стране.
Чешские политики заметны в Европе. И бывший президент Вацлав Клаус, и нынешний «хозяин» пражского Града Милош Земан постоянно мелькают в новостной хронике. Оба они известны тем, что резко критикуют политику западных санкций в отношении России. Но сколь бы яркими ни были президенты, их полномочия невелики. Внешнюю политику куда больше определяет поддерживающее в данный момент санкции правительство.
Особенность Чехии — огромная пестрота политического поля. Здесь широко представлены и левые, и правые, и евроскептики, и еврооптимисты: недаром в парламент сейчас вошли сразу девять партий. Вероятно, разброс мнений в отношении России в ней — тоже самый большой в Европе. Здесь присутствуют как откровенные русофобы, так и русофилы. Вдобавок ко всему Чехия — самая зажиточная из бывших социалистических стран, наиболее уважаемая из них в ЕС. Потому от того, кто сформирует чешское правительство, кое-что зависит. В том числе и для России.
Отдельный вопрос — отношение чехов к Евросоюзу. Откровенными и завзятыми евроскептиками (как англичан) их назвать нельзя, но партии, предпочитавшие держать с ЕС некоторую дистанцию, всегда пользовались здесь определенной поддержкой. А желание Евросоюза распределить беженцев по всем странам вызвало у чехов острый протест. Они, опасаясь за спокойствие в своей небольшой уютной 10-миллионной стране, выразили европейской бюрократии, руководству Германии, а заодно и собственным политикам-еврооптимистам полное недоверие.
Настоящим триумфатором выборов стала партия ANO 2011 во главе с миллиардером, вторым по размеру состояния человеком в Чехии Андреем Бабишем (2,5 млрд евро). Она получила почти 30% голосов, и теперь имеет все шансы получить право на формирование новой правящей коалиции. Если премьером станет руководитель партии, скучно наверняка не будет ни Чехии, ни всей Европе. Например, Бабиш запросто может обозвать не понравившихся ему журналистов «идиотами» и «придурками».
Бабиш — словак по национальности, сын видного чиновника коммунистических времен. В мае 2017 года его отстранили от должности министра финансов, поскольку в его адрес звучали обвинения в расхищении двух миллионов евро (в пересчете с крон), полученных от Евросоюза. Кроме того, политические противники старались найти следы его сотрудничества со спецслужбами социалистической Чехословакии. Компромата на него — пруд пруди, но весь он оказался бесполезен.
Его программа — причудливое сочетание правого и левого. Он выступает за сокращение налогов, но за рост пенсий. Бабиш противится дальнейшей евроинтеграции и введению в стране евро, однако из ЕС выходить не спешит. «Меня называют опасностью для демократии, но „демократия“ — насколько ее понимают традиционные партии — есть коррупция», — сказал он в одном из последних интервью. Как видно, народ ему поверил, и никакие обвинения, и никакие скандалы этому не помешали.
Для Евросоюза избрание Бабиша — не самая приятная новость. Например, в декабре 2016 года он не постеснялся назвать виновницей теракта в Берлине канцлера Германии Ангелу Меркель, которая довела до подобного своей миграционной политикой. Он категорически отвергает возможность размещения в Чехии беженцев по квоте, которую разработали ЕС. «Решение о приеме беженцев должны принимать сами страны», — говорится в программе партии. Да и сам Евросоюз, по его мнению, должен резко сократить приток мигрантов.
Что касается России, то Бабиша часто сравнивают с Сильвио Берлускони и Дональдом Трампом. Его политические противники дали ему прозвище «Бабискони», имея в виду размеры состояния и его подходы в отношении России. Впрочем, если всмотреться в его слова, они совершенно не выдают пророссийского политика. Однако одновременно с этим показывают, что закоренелым русофобом Бабиша тоже назвать нельзя.
В программе партии содержатся установки на необходимость соблюдать международное право и не менять границы. В ней сказано о поддержке Украины, но в то же время о выстраивании новых отношений с Россией, без которой построить подлинно безопасную Европу невозможно. Сам Бабиш ругал Россию за присоединение Крыма, однако недавно счел разумным предложение президента Чехии Милоша Земана о том, чтобы РФ выкупила Крым у Украины с помощью поставок газа или еще каким-то образом.
В его партии присутствуют люди, которые Россию откровенно не любят. Так, министр обороны Мартин Стропницкий договорился до того, что обвинил нашу страну в провоцировании миграционного кризиса в Европе. Что касается самого Бабиша, то он о России с симпатией никогда не говорил, но поставил под сомнение целесообразность продления санкций. По его мнению, они существенно вредят чешским экспортерам, да и установление мира в Донбассе не приближает.
Бывшая ведущая партия правящей коалиции, социал-демократы во главе с министром иностранных дел Любомиром Заоралеком, откровенно провалилась. Она получила всего чуть более 7% и заняла только шестое место. Чешские левые тоже выступают против приема беженцев на территории Чехии, но готовы выполнять свои обязательства в рамках Евросоюза по выделению помощи государствам Азии и Африки, откуда в Европу идут толпы беженцев. Евроскептиками их нельзя назвать даже близко.
Их подход к России достаточно противоречив — внутри партии имеются на сей счет разные мнения. Заоралек не раз говорил, что нельзя простить присоединение Крыма. Санкции нужно продлевать, поскольку Чехия не может позволить себе роскошь идти против ЕС. Однако об ужесточении давления на Россию чешские левые не говорят, а в долгосрочном плане видят необходимость выстраивать с ней стратегические отношения. А вот председатель сената Милан Штех и вовсе поставил под сомнение необходимость санкций.
В общем, социал-демократы являются в нынешней обстановке не самыми плохими для России партнерами, чего не скажешь о консервативном Христианско-демократическом союзе, получившем 5,8%. По мнению лидера партии Павла Белобрадека, санкции в отношении России нельзя облегчать до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения. В отличие от двух других вышеозначенных партий, входящих в пока еще действующую правящую коалицию, консерваторы даже в долгосрочной перспективе не считают отношения с РФ приоритетом.
Чешские христианские демократы очень «бережно» относятся к членству в Евросоюзе и НАТО. Так, они открыто готовы поднять военные расходы до 2% ВВП, как того требует Североатлантический альянс. О важности европейского пути они говорят много, однако в одном они с ЕС расходятся. Консерваторы отметают мультикультурализм, и совершенно не хотят видеть в Чехии большое количество приезжих из мусульманских стран. Так что не очень просто с ними не будет не только России, но и Евросоюзу.
Близка к христианским демократам программа партии «Старосты и независимые», набравшая чуть более 5% и впервые прошедшая в парламент. Она также выступает за сохранение антироссийских санкций в нынешнем виде, хотя и признает, что они приносят убытки чешской экономике. Что касается миграции, они выступают за ограничение переселения в Чехию тех, кто может представлять для нее опасность. По ее мнению, вопрос надо решать на общеевропейском уровне, ибо членство в ЕС и НАТО — основа чешской политики.
Правую Гражданско-демократическую партию, правившую в 2006—2013 годах почти без перерыва, можно считать умеренными евроскептиками. Она заручилась поддержкой свыше 11% чехов, заняв второе место. Партия не против выхода из ЕС, но против дальнейшей евроинтеграции и передачи из Праги в Брюссель. Она настаивает на том, чтобы Чехия самостоятельно решала, кого и в каком количестве ей принимать. Евросоюзу с ней легко не будет, а вот НАТО она явно не раздражает. Необходимость повысить военные расходы до 2% ВВР партия признает.
Гражданские демократы — одна из самых антироссийских сил в Чехии. Они безоговорочно поддерживают западные санкции, и не прочь их в определенном случае ужесточить. Лидер ГДП Петр Фиала, в отличие от своих коллег из большинства других партий, четко выводит Россию за рамки Европы, отнеся ее к Востоку вместе с Китаем и мусульманским миром. От отношений с РФ он не отказывается, но сначала на нас нужно максимально жестко давить. Естественно, иметь дело с таким политиком и его соратниками нам было бы крайне неудобно.
Откровенно русофобской можно считать правоцентристскую партию «Топ-09», почетным председателем которой является бывший глава МИД Чехии Карел Шварценберг. Он и его соратники выступают за ужесточение санкций, оказание военной помощи Украине. Россия (наряду с Китаем) объявлена главной угрозой мировому порядку. В отличие от других партий, ее представители ратуют за открытую помощь прозападной российской оппозиции и смену власти в Белоруссии.
«Топ-09» считает опорой Чехии членство в ЕС и НАТО, а потому поддерживает увеличение военных расходов. Что касается миграции, то, в отличие от других чешских партий, они отмечают не только отрицательные, но и положительные стороны притока в Европу большого числа людей из Азии и Африки. Как показало голосование, откровенная русофобия в сочетании с относительной открытостью Чехии для беженцев успехом не пользуется — партия получила поддержку только 5,3% избирателей.
Новичком на чешской политической сцене стала Пиратская партия. Это только третий случай, когда подобная организация входит в национальный парламент или Европарламент. До того «пираты» проходили в Альтинг Исландии, а также получили пару мест в Европарламенте от Швеции. Сторонники полной свободы интернета, ограничения авторского права и полномочий европейских чиновников, прямой демократии и минимального вмешательства в частную жизнь набрали почти 11%, заняв третье место. Это настоящая сенсация европейского масштаба.
Точка зрения на Россию у разных представителей партии разная. Лидер «пиратов» Иван Бартош называет нашу страну угрозой, в то время как ряд его заместителей участвовали в пророссийских акциях. Ругают «пираты» и США, и Евросоюз. Говоря о мигрантах, представители данной политической силы призывают не впадать в крайности вроде «топить лодки с беженцами» или же «принять всех». Как они будут себя вести в стенах Палаты депутатов — покажет только время.
Наиболее пророссийской силой долго оставалась Коммунистическая партия, набравшая на сей раз менее 8% - худший результат за 20 лет. Она постоянно указывает на откровенные проявления нацизма на Украине. Среди ее программных требований значится упразднение НАТО, или, как минимум, выход Чехии из его рядов. Чешские коммунисты настаивают на немедленном снятии антироссийских санкций. Их лидер Войтех Филип отмечает, что чешские компании теряют на этом миллиарды крон.
Отношение коммунистов к Евросоюзу можно назвать «умеренным евроскептицизмом». Они не против ЕС как такового, но нынешняя его «либеральная» форма их не устраивает. Если же говорить об отношении к мигрантам, коммунисты (наряду с ярыми антикоммунистами из «Топ-09») оказались к ним наиболее лояльны. Они указали, что нужно готовить программы по обучению их чешскому языку и традициям, а граждане страны должны принять их появление как данность. Как видно, гражданам Чехии такая перспектива не особо нравится.
На противоположном от коммунистов фланге расположилась партия «Свобода и прямая демократия». Несмотря на название, с пиратами у нее нет почти ничего общего — разве что требование чаще проводить референдумы. В остальном же это жесткая националистическая партия, основной лозунг которой звучит просто: «Нет исламу!». Основа программы — полный запрет миграции из стран Азии и Африки. Любопытно, что ее возглавляет политик с японскими и корейскими корнями (чех по матери) Томио Окамура.
Партия жестко критикует политику США, ЕС и НАТО, отказывается повышать военные расходы и отправлять чешских военных на российскую границу. К России чешские националисты относятся подчеркнуто лояльно, требуя отменить все введенные против нее ограничения. А вот националистов на Украине они нещадно ругают за откровенный нацизм, считая его недопустимым. Учитывая радикальность лозунгов, результат в почти 11% и общее четвертое место стали настоящим прорывом. И теперь «свободные» — крупнейшая пророссийская партия в Чехии.
Маловероятно, что в правящую коалицию войдут коммунисты или националисты. Вполне возможен вариант, при котором премьером станет представитель победившей партии, но не Андрей Бабиш, с которым другие политические силы не очень хотят иметь дело. Здесь речь может идти о переформатировании нынешней коалиции с участием ANO2011, социал-демократов и христианских демократов — только с явным преимуществом первых. Пост главы МИД в таком случае может сохранить действующий министр Любомир Заоралек.
Еще один вариант — коалиция партии Бабиша и гражданских демократов. У двух первых по числу голосов партий имеется общая платформа — умеренный евроскептицизм. Такой вариант стал бы крайне нежелательным для России, ведь пост министра иностранных дел может занять лидер Гражданско-демократической партии Петр Фиала, относящийся к нам крайне недоброжелательно. Для Евросоюза такой вариант тоже выглядит неприятно — мало ему проблем с Польшей и Венгрией, теперь еще и Чехия к ним присоединилась.
Есть и иные комбинации. Например, создание коалиции «Всех против Бабиша, коммунистов и националистов», однако шесть партий со слишком разными установками вряд ли сумеют долго ужиться в одной правящей коалиции. Возможен вариант, когда в коалицию с победителями войдет кто-то один небольшой при негласной поддержке каких-то еще сил, и тем самым возникнет правительство меньшинства…
Вряд ли у власти окажется правительство, которое бы вместе с президентом Земаном потребовало бы полную отмену антироссийских мер воздействия. Но и завзятые русофобы политику Чехии тоже едва ли станут определять. Скорее всего, Чехия останется в умеренно-антироссийском лагере — благо, русофилы в сумме набрали менее 20% голосов, а русофобы — менее 30%. Чехи нас недолюбливают, но рвать на себе рубаху, крича про «страшных русских», они явно не готовы.
Впрочем, ЕС тоже придется с Чехией непросто. Чешский избиратель показал более чем критическое отношение к Евросоюзу. Партии, считающиеся проевропейскими, набрали в сумме всего 23%, а в той или иной мере евроскептики располагают конституционным (!) большинством. Другое дело, что среди них есть крайне левые, крайне правые, антироссийские силы, пророссийские, умеренные, неопределившиеся… Иначе, как «щелчком по носу Евросоюзу» чешское голосование и не назвать.
EADaily. 22.10.2017